Приложение МААМ

Праздник-ярмарка «Златокипящая» Мангазея» для детей старшего дошкольного возраста

Мария Зеленая
Праздник-ярмарка «Златокипящая» Мангазея» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Праздник-ярмарка «Златокипящая» Мангазея»

Цели:

• Познакомить детей со старинным торговым городом Западной Сибири – Мангазеей, традицией проведения русских народных ярмарок;

• Закрепить знания детей о русских народных промыслах и промыслах обско-угорских народов;

• Развивать связную речь детей, художественный вкус, воображение, внимание, память, творческие способности детей;

• прививать любовь и уважение к труду предков, к традициям русского народа, воспитывать интерес и любовь к родному краю.

Публикация «Праздник-ярмарка „Златокипящая“ Мангазея“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Музыкальный ряд:

Русские народные мелодии, хантыйская музыка.

Литературный ряд: Н. Мельников «Мангазея».

Зрительный ряд:

Иллюстрации с изображением города Мангазеи, образцы орнаментов.

Материал и оборудование:

Костюмы для героев, ведущих и детей - костюмы для медведя, поводыря и скоморохов, русские и хантыйские народные костюмы для взрослых и детей; русские народные игрушки - матрешки, жостовские подносы и самовары, павловопосадские платки, бисерные украшения, изделия из меха, посуда из бересты; гуашь, кисти, тонированные жёлтым цветом шаблоны посуды.

Предварительная работа: чтение рассказов и стихотворений о старинном торговом городе Сибири – Мангазее, рассматривание народных промыслов в музее детского сада «От Руси к России», знакомство с хантыйскими промыслами, орнаментами, рисование и украшение посуды и одежды орнаментами.

Словарная работа.

Ладья – лодка, парусное судно.

Струги – старинное речное деревянное судно.

Купец – богатый торговец.

Пушнина – шкуры зверей, идущие на мех, меховой товар.

Ход праздника.

Основная стена зала украшена панно из трёх башен, которые были основой крепости в г. Мангазея. На столах русские народные промыслы, изделия из бисера и бересты народа ханты и манси.

Ведущий 1. Вуща! Вуща! Ёшик йох!

Ведущий 2. Здравствуйте, ребята! Наша Родина – Россия. В ней много городов, посёлков и деревень. В них живут красивые, добрые и талантливые люди. Поэтому каждый уголок нашей Родины имеет своё лицо. В одном добывают нефть, в другом плавят сталь, в третьем – делают машины, в четвёртом – знаменитые на весь мир игрушки, красивую посуду.

А сегодня мы приглашаем вас в старинный богатый торговый город Мангазею.

Ребёнок читает стихотворение

Николая Мельникова «Мангазея»

Деревянными стенами

Осторожно в тундру глазея,

Отражая то место,

Где Таз пропадает река.

Из болот и снегов

Вырастала цветком Мангазея.

И нельзя было встретить

Другого такого цветка.

Поспешали купцы

К этим стенам с мечтою заветной,

За пушниной и рыбой

В обмен на хлеба и вино.

И стоял этот город

Над тундрой неведомым зверем,

И почти не открытой,

Но сладко манящей страной.

Ведущий 1.

Этот город находился в северо-западной Сибири реки Таз. Об этой загадочной, полной диких зверей местности на протяжении веков слагались в народе мифы и сказания. Этот город называли «Златокипящая» Мангазея», потому что ее «золотом» были добываемые меха ценных пушных зверей. В Мангазею по рекам тащили купцы свои груженые ладьи и струги. А обратно мешки были набиты собольими, бобровыми, лисьими, песцовыми и прочими мехами.

Ведущий 2.

В Мангазее широко развивались ремёсла – резьба по кости, обработка металла и добыча пушнины. Постоянно проходили ярмарки, на которых выставляли и продавали изделия народных промыслов и пушнину. На них были товары не только разных городов, но и разных народов. Многовековые традиции передаются из поколения в поколение, и дошли до наших дней. И сегодня на нашей ярмарке вы увидите народные промыслы России и промыслы обско-угорских народов.

Итак, ярмарка начинается!

Под весёлую народную музыку вбегают скоморохи дети.

1-й скоморох.

Расступись-ка народ! Это ярмарка идёт!

2-й скоморох.

И начнётся всем потеха. Много радости и смеха.

1-й скоморох.

Что угодно здесь найдё те: мёд, варенье, пироги.

2-й скоморох.

Много нового поймёте, даже будут и блинки.

1-й скоморох.

Ну чего ты крутишь носом, что увидел впереди?

2-й скоморох.

Это в жостовских подносах распустилися цветы.

(Скоморохи подходят к столикам с народными промыслами, а дети рассказывают об этих промыслах)

Ребёнок.

Наш товар – всем товарам товар!

Красота на весь базар.

Мы работаем на спрос:

Это – жостовский поднос.

Ребёнок.

Есть на что и посмотреть,

Вот поднос красы невиданной,

Мастерам хвала и честь.

Только с нашего подноса

Можно яства подавать.

Есть с такого вот подноса –

Это просто благодать.

1-й скоморох.

Вот красиво! Загляденье!

А кто-то бублики принёс.

И запахло здесь вареньем!

Из трубы дымок идёт!

Ребёнок.

Да это самовар.

Самовар-то не простой,

Расписной да жостовский.

1-й скоморох.

Ну, пойдёмте, братцы, дальше,

Что за новый балаган?

2-й скоморох.

Выше прежнего и краше,

Это чудо, не обман.

Ребё нок:

В мире нет товара краше,

Чем наш символ красоты.

Полюбуйтесь на матрёшек.

Вот на этом - то столе.

Очень любят все матрёшки

Разноцветные одёжки,

Сами ткут и прядут,

Сами в гости к нам идут.

Ребё нок:

Это милая матрёшка,

Символ русской красоты.

Статна, хороша одёжкой,

Всем нам симпатична ты!

Расписная, озорная,

Вся сверкает, как алмаз,

С её дивной красотою

Кто сравнится здесь у нас!

1-й скоморох.

Ну, матрёшки хороши.

Пойдём дальше.

2-й скоморох.

Вижу полки и лотки.

А на них платки!

Ребё нок:

Павловский платок –

Всем платкам платок!

Кто хоть раз его надел –

Лет на сто помолодел.

(Надевает платок)

Ведущий 1. Ярмарка – это, прежде всего, место торговли. Но нужно помнить, что душа человека всегда ждёт праздника, отдыха и веселья. Об этом же говорят и в народе: «Делу время - потехе час». Именно поэтому ярмарочная площадь становилась ещё и местом гуляний, разнообразных представлений. Вождение медведя - самое древнее из всех народных представлений, а приход вожака с медведем на ярмарку предвещал изобилие и благополучие людей.

Мы приглашаем поводыря с медведем.

(Выходит «поводырь» с «медведем» под музыку «Из - под дуба, да из - под вяза»)

Поводырь: Расступись народ

Идет медведушка со мной!

Медведь кланяется.

Поводырь: Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех.

Медведушка, ты петь умеешь?

Медведь кивает головой, поводырь подает ему гармонь. Медведь разевает рот беззвучно.

Поводырь: Громче пой!

Медведь ревет громко, приближается к поводырю, тот машет руками, отходит от медведя. Поводырь забирает гармонь. Медведь кланяется.

Поводырь: А теперь покажи-ка нам, Мишенька, как красны девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, да прихорашиваются.

Медведь изображает.

Поводырь: А как Миша, малые дети любят горох воровать?

(Медведь ползет в сторону, плюхается, катается с боку на бок.)

Поводырь: А как бабушка блины печь собралась, только руки обожгла?

(Медведь показывает, ревет.)

Поводырь: А как девки на барскую работу идут?

(Медведь еле передвигается.)

Поводырь: А как с работы бегут?

(Медведь быстро переваливается.)

Поводырь: Покажи всем как Дуняша в круг заходит и лихо пляшет.

(Медведь берет косынку и лихо пляшет.)

Поводырь: Наш Мишутка утомился и народу поклонился!

(Уходят)

Ведущий 2. А вот чем являлся медведь у народа ханты и манси, послушайте, пожалуйста.

(Звучит хантыйская музыка.)

Ведущий 1. Медведь у ханты и манси – это священное животное. Я расскажу вам легенду о медведе.

Когда-то давным-давно медведь жил на небе. Отец – бог опустил его в люльке на землю, поручив следить на ней за порядком и справедливостью, не причиняя вреда людям. Однако медведь нарушает некоторые правила отца и его убивают охотники. И, как предписано богом, устраивают в честь небесного зверя праздник. С тех пор, народы ханты и манси отмечают праздник «Медвежьи пляски».

А теперь продолжаем нашу ярмарку.

1-й скоморох.

Перейдём в другой мы ряд

Здесь украшения из бисера лежат.

2-й скоморох.

Что за чудо из чудес?

Это платье лучше всех.

Ребёнок.

Перед вами детское хантыйское платье. В этом платье бисером украшены:

- края воротника,

- вырез на груди,

- рукава,

- кокетка.

Ребёнок.

Орнаментом из бисера и сегодня украшают ханты и манси свою одежду, обувь, платки, пояса, кошельки, сумки и другие предметы быта, а также делают украшения. Бисерные украшения делятся на вышитые и плетёные (нанизанные).

(Дети показывают предметы, украшенные бисером.)

1-й скоморох.

Очень здесь товар красивый

2-й скоморох.

Здесь пушной промысел (шкуры диких зверей, изделия из меха: воротники и шапки из песца, лисы и норки.)

Ребёнок.

Этим промыслом люди занимаются уже давно, из красивого меха шьют воротники, полушубки и шапки, которые в зимнее время согревают человека от холода. Народ ханты и манси шьют шубы и малицы, обувь (кисы) из оленьего меха, украшают мехом свою одежду, обувь, мешки и сумки.

(Дети показывают меховые изделия.)

1-й скоморох.

На берестяные изделия полюбуйся,

Да смотри тут не балуйся!

2-й скоморох.

А что такое береста?

Правильно, это верхний слой коры берёзы.

Ребёнок.

Из бересты изготавливают туески, коробки, где хранят муку, рыбу, ягоды, соль. Кроме того из бересты ещё делают люльки, табакерки и шкатулки. Берестяные изделия украшают орнаментами, которые очень разнообразны. Чаще всего изображают следы животных и птиц: лося, росомахи.

(Рассматривание берестяных изделий.)

Ведущий 2.

Вот так кипела жизнь в Мангазее, люди продавали, покупали, веселились и радовали друг друга. А потом возвращались домой, и готовились к следующей ярмарке.

Физкультминутка. Игра – имитация животных Севера.

Ведущий 1.

Ребята, всё то, что мы видели на ярмарке, сделано руками народных умельцев. А давайте, и мы превратимся в мастеров и украсим орнаментами предметы посуды – туески и короба.

– Назовите, каким орнаментом можно украсить посуду? (Солнце, птица, медведь, оленьи рожки и др.)

(Дети подготовительной группы рисуют под музыку.)

Ведущий 2.

– Молодцы! У вас очень красиво получилось. Ваши изделия тоже можно продавать на ярмарке.

Ведущий 1.

Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась.

Скоморохи:

1. Ой, вы, гости дорогие,

Люди свойские, простые!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

2. Пришло время расставанья.

До свиданья! До свиданья!

Публикации по теме:

Фольклорный праздник для детей «Троица»Фольклорный праздник для детей «Троица» 24 июня 2013г. в нашем детском саду прошёл фольклорный праздник для детей «Троица» Цель развлечения: познакомить детей с русскими народным.

Реализация проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей при ознакомлении с культурой народов Самарской области» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию перспективный план образовательной деятельности по реализации моего проекта «Нравственно –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Праздник-ярмарка «Златокипящая» Мангазея» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 июня 2014 в 14:47
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Праздник-ярмарка «Златокипящая» Мангазея» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Зеленая (УИ 68397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД