Мария Зеленая
Праздник-ярмарка «Златокипящая» Мангазея» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Праздник-ярмарка «Златокипящая» Мангазея»
Цели:
• Познакомить детей со старинным торговым городом Западной Сибири – Мангазеей, традицией проведения русских народных ярмарок;
• Закрепить знания детей о русских народных промыслах и промыслах обско-угорских народов;
• Развивать связную речь детей, художественный вкус, воображение, внимание, память, творческие способности детей;
• прививать любовь и уважение к труду предков, к традициям русского народа, воспитывать интерес и любовь к родному краю.
Публикация «Праздник-ярмарка „Златокипящая“ Мангазея“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2014
Музыкальный ряд:
Русские народные мелодии, хантыйская музыка.
Литературный ряд: Н. Мельников «Мангазея».
Зрительный ряд:
Иллюстрации с изображением города Мангазеи, образцы орнаментов.
Материал и оборудование:
Костюмы для героев, ведущих и детей - костюмы для медведя, поводыря и скоморохов, русские и хантыйские народные костюмы для взрослых и детей; русские народные игрушки - матрешки, жостовские подносы и самовары, павловопосадские платки, бисерные украшения, изделия из меха, посуда из бересты; гуашь, кисти, тонированные жёлтым цветом шаблоны посуды.
Предварительная работа: чтение рассказов и стихотворений о старинном торговом городе Сибири – Мангазее, рассматривание народных промыслов в музее детского сада «От Руси к России», знакомство с хантыйскими промыслами, орнаментами, рисование и украшение посуды и одежды орнаментами.
Словарная работа.
Ладья – лодка, парусное судно.
Струги – старинное речное деревянное судно.
Купец – богатый торговец.
Пушнина – шкуры зверей, идущие на мех, меховой товар.
Ход праздника.
Основная стена зала украшена панно из трёх башен, которые были основой крепости в г. Мангазея. На столах русские народные промыслы, изделия из бисера и бересты народа ханты и манси.
Ведущий 1. Вуща! Вуща! Ёшик йох!
Ведущий 2. Здравствуйте, ребята! Наша Родина – Россия. В ней много городов, посёлков и деревень. В них живут красивые, добрые и талантливые люди. Поэтому каждый уголок нашей Родины имеет своё лицо. В одном добывают нефть, в другом плавят сталь, в третьем – делают машины, в четвёртом – знаменитые на весь мир игрушки, красивую посуду.
А сегодня мы приглашаем вас в старинный богатый торговый город Мангазею.
Ребёнок читает стихотворение
Николая Мельникова «Мангазея»
Деревянными стенами
Осторожно в тундру глазея,
Отражая то место,
Где Таз пропадает река.
Из болот и снегов
Вырастала цветком Мангазея.
И нельзя было встретить
Другого такого цветка.
Поспешали купцы
К этим стенам с мечтою заветной,
За пушниной и рыбой
В обмен на хлеба и вино.
И стоял этот город
Над тундрой неведомым зверем,
И почти не открытой,
Но сладко манящей страной.
Ведущий 1.
Этот город находился в северо-западной Сибири реки Таз. Об этой загадочной, полной диких зверей местности на протяжении веков слагались в народе мифы и сказания. Этот город называли «Златокипящая» Мангазея», потому что ее «золотом» были добываемые меха ценных пушных зверей. В Мангазею по рекам тащили купцы свои груженые ладьи и струги. А обратно мешки были набиты собольими, бобровыми, лисьими, песцовыми и прочими мехами.
Ведущий 2.
В Мангазее широко развивались ремёсла – резьба по кости, обработка металла и добыча пушнины. Постоянно проходили ярмарки, на которых выставляли и продавали изделия народных промыслов и пушнину. На них были товары не только разных городов, но и разных народов. Многовековые традиции передаются из поколения в поколение, и дошли до наших дней. И сегодня на нашей ярмарке вы увидите народные промыслы России и промыслы обско-угорских народов.
Итак, ярмарка начинается!
Под весёлую народную музыку вбегают скоморохи дети.
1-й скоморох.
Расступись-ка народ! Это ярмарка идёт!
2-й скоморох.
И начнётся всем потеха. Много радости и смеха.
1-й скоморох.
Что угодно здесь найдё те: мёд, варенье, пироги.
2-й скоморох.
Много нового поймёте, даже будут и блинки.
1-й скоморох.
Ну чего ты крутишь носом, что увидел впереди?
2-й скоморох.
Это в жостовских подносах распустилися цветы.
(Скоморохи подходят к столикам с народными промыслами, а дети рассказывают об этих промыслах)
Ребёнок.
Наш товар – всем товарам товар!
Красота на весь базар.
Мы работаем на спрос:
Это – жостовский поднос.
Ребёнок.
Есть на что и посмотреть,
Вот поднос красы невиданной,
Мастерам хвала и честь.
Только с нашего подноса
Можно яства подавать.
Есть с такого вот подноса –
Это просто благодать.
1-й скоморох.
Вот красиво! Загляденье!
А кто-то бублики принёс.
И запахло здесь вареньем!
Из трубы дымок идёт!
Ребёнок.
Да это самовар.
Самовар-то не простой,
Расписной да жостовский.
1-й скоморох.
Ну, пойдёмте, братцы, дальше,
Что за новый балаган?
2-й скоморох.
Выше прежнего и краше,
Это чудо, не обман.
Ребё нок:
В мире нет товара краше,
Чем наш символ красоты.
Полюбуйтесь на матрёшек.
Вот на этом - то столе.
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки,
Сами ткут и прядут,
Сами в гости к нам идут.
Ребё нок:
Это милая матрёшка,
Символ русской красоты.
Статна, хороша одёжкой,
Всем нам симпатична ты!
Расписная, озорная,
Вся сверкает, как алмаз,
С её дивной красотою
Кто сравнится здесь у нас!
1-й скоморох.
Ну, матрёшки хороши.
Пойдём дальше.
2-й скоморох.
Вижу полки и лотки.
А на них платки!
Ребё нок:
Павловский платок –
Всем платкам платок!
Кто хоть раз его надел –
Лет на сто помолодел.
(Надевает платок)
Ведущий 1. Ярмарка – это, прежде всего, место торговли. Но нужно помнить, что душа человека всегда ждёт праздника, отдыха и веселья. Об этом же говорят и в народе: «Делу время - потехе час». Именно поэтому ярмарочная площадь становилась ещё и местом гуляний, разнообразных представлений. Вождение медведя - самое древнее из всех народных представлений, а приход вожака с медведем на ярмарку предвещал изобилие и благополучие людей.
Мы приглашаем поводыря с медведем.
(Выходит «поводырь» с «медведем» под музыку «Из - под дуба, да из - под вяза»)
Поводырь: Расступись народ
Идет медведушка со мной!
Медведь кланяется.
Поводырь: Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех.
Медведушка, ты петь умеешь?
Медведь кивает головой, поводырь подает ему гармонь. Медведь разевает рот беззвучно.
Поводырь: Громче пой!
Медведь ревет громко, приближается к поводырю, тот машет руками, отходит от медведя. Поводырь забирает гармонь. Медведь кланяется.
Поводырь: А теперь покажи-ка нам, Мишенька, как красны девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, да прихорашиваются.
Медведь изображает.
Поводырь: А как Миша, малые дети любят горох воровать?
(Медведь ползет в сторону, плюхается, катается с боку на бок.)
Поводырь: А как бабушка блины печь собралась, только руки обожгла?
(Медведь показывает, ревет.)
Поводырь: А как девки на барскую работу идут?
(Медведь еле передвигается.)
Поводырь: А как с работы бегут?
(Медведь быстро переваливается.)
Поводырь: Покажи всем как Дуняша в круг заходит и лихо пляшет.
(Медведь берет косынку и лихо пляшет.)
Поводырь: Наш Мишутка утомился и народу поклонился!
(Уходят)
Ведущий 2. А вот чем являлся медведь у народа ханты и манси, послушайте, пожалуйста.
(Звучит хантыйская музыка.)
Ведущий 1. Медведь у ханты и манси – это священное животное. Я расскажу вам легенду о медведе.
Когда-то давным-давно медведь жил на небе. Отец – бог опустил его в люльке на землю, поручив следить на ней за порядком и справедливостью, не причиняя вреда людям. Однако медведь нарушает некоторые правила отца и его убивают охотники. И, как предписано богом, устраивают в честь небесного зверя праздник. С тех пор, народы ханты и манси отмечают праздник «Медвежьи пляски».
А теперь продолжаем нашу ярмарку.
1-й скоморох.
Перейдём в другой мы ряд
Здесь украшения из бисера лежат.
2-й скоморох.
Что за чудо из чудес?
Это платье лучше всех.
Ребёнок.
Перед вами детское хантыйское платье. В этом платье бисером украшены:
- края воротника,
- вырез на груди,
- рукава,
- кокетка.
Ребёнок.
Орнаментом из бисера и сегодня украшают ханты и манси свою одежду, обувь, платки, пояса, кошельки, сумки и другие предметы быта, а также делают украшения. Бисерные украшения делятся на вышитые и плетёные (нанизанные).
(Дети показывают предметы, украшенные бисером.)
1-й скоморох.
Очень здесь товар красивый
2-й скоморох.
Здесь пушной промысел (шкуры диких зверей, изделия из меха: воротники и шапки из песца, лисы и норки.)
Ребёнок.
Этим промыслом люди занимаются уже давно, из красивого меха шьют воротники, полушубки и шапки, которые в зимнее время согревают человека от холода. Народ ханты и манси шьют шубы и малицы, обувь (кисы) из оленьего меха, украшают мехом свою одежду, обувь, мешки и сумки.
(Дети показывают меховые изделия.)
1-й скоморох.
На берестяные изделия полюбуйся,
Да смотри тут не балуйся!
2-й скоморох.
А что такое береста?
Правильно, это верхний слой коры берёзы.
Ребёнок.
Из бересты изготавливают туески, коробки, где хранят муку, рыбу, ягоды, соль. Кроме того из бересты ещё делают люльки, табакерки и шкатулки. Берестяные изделия украшают орнаментами, которые очень разнообразны. Чаще всего изображают следы животных и птиц: лося, росомахи.
(Рассматривание берестяных изделий.)
Ведущий 2.
Вот так кипела жизнь в Мангазее, люди продавали, покупали, веселились и радовали друг друга. А потом возвращались домой, и готовились к следующей ярмарке.
Физкультминутка. Игра – имитация животных Севера.
Ведущий 1.
Ребята, всё то, что мы видели на ярмарке, сделано руками народных умельцев. А давайте, и мы превратимся в мастеров и украсим орнаментами предметы посуды – туески и короба.
– Назовите, каким орнаментом можно украсить посуду? (Солнце, птица, медведь, оленьи рожки и др.)
(Дети подготовительной группы рисуют под музыку.)
Ведущий 2.
– Молодцы! У вас очень красиво получилось. Ваши изделия тоже можно продавать на ярмарке.
Ведущий 1.
Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Скоморохи:
1. Ой, вы, гости дорогие,
Люди свойские, простые!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
2. Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!