Елена Павлова
Сценарий Праздника фонетики
▼ Скачать + Заказать документы
Цель данного Праздника – углубить и закрепить знания по фонетики, развить фонематический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отработать правильное литературное произношение.
К празднику готовятся плакаты, содержащие высказывание классиков русской литературы о языке и звуки:
Гласные - это река, а согласные - её берега (К. С. Станиславский)
Слово - одежда всех фактов, а звук одежда слова (М. Горький)
Дивишься драгоценности нашего языка: что не звук то и подарок: все зернисто, крупно, как и сам жемчуг… (Н. В. Гоголь)
Публикация «Сценарий Праздника фонетики» размещена в разделах
Слова то шелестят как трава, то бормочут как родники, то пересвистываются как птицы, то позванивают как первый лёд. (К. Г. Паустовский)
Ход ПРАЗДНИКА
1. Прослушивание заранее записанных звуков: а) льётся вода из крана б) звенит колокольчик; в) тикают часы; г) школьная столовая в разгар обеда; д) птичьи голоса; е) ученик читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье); ж) музыкальный отрывок из «Времён года» П. И. Чайковского.
Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные звуки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи. Ведущий объявляет цель праздника.
ЗВУК
Он бывает тихим,громким,
А ещё глухим и звонким.
Может быстро проскочить,
А захочет - будет жить
До тех пор пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышим стук,
Значит к нам добрался (звук)
С. Ефремов
Ведущий приводит высказывание К. Г. Паустовского о родном языке: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Фонетические загадки
1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи Длинныйчулок с ворами,забравшимися к ней в дом, Чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В название танца звуков меньше чем букв.)
2. Илья Муромец и Алёша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)
ГИМН ЗВУКАМ РОДНОГО ЯЗЫКА
Гласные тянутся в Песни звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
С. Маршак
Фонетическая викторина
1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?
2. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему?
3. Назовите слово, которое состоит из трёх согласных и одного гласного. В этом слове слышится гласный звук [ы],а пишется буква и.
Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк)
4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, называющее короткие шесты с заострёнными концами?
(Коля - колья)
5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово (слова даны в плакатах). Ответы: удочка - тужить - висит.
6. Какое слово при перестановки в нём ударение из названия печеного изделия превращается в названиях узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги – пироги.)
Домашнее задание «Егоркины скороговорки»
Произнесите скороговорки, чётко выговаривая согласные звуки. Повторите задание 2-3 раза, ускоряя темп речи.
Ведущий
Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки,
За его скороговорки
Я поставил бы пятёрки!
Повторяйте детвора:
- Посреди двора дрова.
- Жук над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа
- В перелеске перепел
Перепёлку перепел!
- Лилии полили ли
Иль увяли лилии?
- Аня ныне нянина,
Нина няня Анина
- Мамами любимы мы-
Самыми любимыми!
То-то будут в восторге,
Если вы, как я в Егорке,
За его скороговорки
Всем поставите пятёрки!
Юрий Чёрных
-Скороговорки, которые были даны детям на дом:
Все бобры добры до своих бобрят.
Водовоз вёз воду из-под водопровода
У пенька опять пять опят.
Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.
На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.
Фонетические диалоги
Кто важнее?
Ведущий. Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?
Гласные. Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!
Согласные. Ну, это мы ещё посмотрим.
Попробуйте-ка нас произнести чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
Гласный. А вот и получится! Например, м.
Согласная. Разве только одно м, а больше ничего?
Гласные. И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог. Согласные. Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну – ка скажите без нашей помощи что-нибудь! Хоть бы название науки, которая изучает нас с вами.
Гласные (поют и смущенно умолкают.)
[…о…е…и…а]
Согласные. Вот видите! А если мы скажем [ф н т к], так всякий догадается, что это фонетика.
Гласные. Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнести без нас такие слова: окно, ёлка, если
Согласные (Мычат в ответ что-то не разборчивое и тоже умолкают).
Ведущий. А как вы думаете, ребята кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?
Мальчик и девочка (по очереди).
Дружат гласный согласный,
Составляем вместе слог:
Ма и Ша (запомни, Маша)
К нам явились на урок.
Если слоги станут рядом,
Получаются слова.
Ты и ква, а вместе тыква,
Со и Ва, читай сова.
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
ВСЕГДА ВМЕСТЕ
Ведущий. Однажды не поладили гласные и согласные И разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотят поговорить – и никак.
Согласны. Кх (кашляют, пхч (чихают, хм (хмыкают)
Ведущий. И заскучали… Вдруг…
Согласные. Тсс!
Ведущий. Показалось им, что кто-то рыдает. Прислушались.
Гласные (выходят на сцену и плачут).
А -а -а-а! Оо -о -о! Уа -Уа! Уа!
Ведущий. Аукают
Гласные. Ау! Ау! Ау!
Ведущий. И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотанье
Согласные. [бдм] [всгд] [вмст] !
Ведущий. И услышали они радостное, но тоже невнятное.
Гласные. [у- е - е -а - е -е]!
Ведущий. Решили они заключить мир.
Снова стали рядом и так чётко сказали…
Согласные и гласные. Будем всегда вместе!
Ведущий. С тех пор никогда больше они не разлучались. Им друг без друга никак нельзя.
Кто же тогда будет слово образовывать? Бывает, правда что они немного ссорятся, но не надолго.
Потом все равно мирятся. (По. А. Шибаеву.)