Елена Гаева
Правозащитная деятельность социального педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на множество принятых правовых норм, несмотря на признание Российской Федерацией необходимости выполнения Конвенции о правах ребенка, положение с безнадзорностью, беспризорностью, наркоманией, преступностью среди несовершеннолетних остается неудовлетворительным. И очевидно, что все эти проблемы имеют одну единственную причину-систематически нарушаются права ребенка.
Публикация «Правозащитная деятельность социального педагога» размещена в разделах
Основные сферы жизни ребенка– это сфера семьи и система образования. Подавляющее большинство проблем ребенка возникает именно вследствие влияния этих двух институтов. Поэтому, когда мы говорим о проблеме уличных детей, то «уличность» этих детей,времяпрепровождение вне дома и вне школы тогда, когда им желательно было бы там находиться, – это только следствие, индикатор социального неблагополучия ребенка. Остановлюсь на проблемах семьи.
Отметим, что общество замечает только запоздалые симптомы, которые свидетельствуют о существенном социальном неблагополучии. Перечислим основные такие симптомы.
- прекращение посещения учебного заведения.
Очевидно, что социальному педагогу не хватит сил и возможностей для того, чтобы отследить, куда подевался тот или иной ребенок и по какой причине он перестал посещать занятия. Даже если он заметил сам факт неблагополучия, связался с родителями, задал некоторые вопросы, проясняющие ситуацию, реальной возможности помочь данной семье в трудной жизненной ситуации у него нет, поскольку детей в учреждении несколько сотен.
- употребление психоактивных веществ.
Система здравоохранения занимается оказанием помощи несовершеннолетнему, употребляющему психоактивные вещества и/или страдающему зависимостью от них. Пройдя курс лечения, ребенок фактически уходит из сферы непрерывного наблюдения со стороны государственных структур за состоянием его здоровья. Но проблемы, приведшие его к алкоголю и наркотикам, никуда не делись. Следовательно, он вновь окажется во власти их разрушительного действия.
- уход из семьи,совершение правонарушения
Очевидно, что это проблемы соблюдения правопорядка. Правонарушение или преступление – это уже, как правило, последняя стадия неблагополучия в семье и судьбе ребенка. Устойчивый многолетний рост преступности среди несовершеннолетних – свидетельство неэффективности решений, принимаемых на уровне государства и реализуемых силами перечисленных выше ведомств, а рост рецидивизма – свидетельство, что и правоохранительная система не способствует исправлению оступившихся подростков.
"Защитив своих детей,
Россия обретет будущее».
Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он:
- использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников);
- содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;
- взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Правозащитная деятельность социального педагога осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, он сам консультирует несовершеннолетних по отдельным правовым вопросам. Кроме того, он должен подсказать ему адреса квалифицированной юридической помощи, познакомить с популярной литературой правового содержания.
Но наиболее сложную часть работы социального педагога составляет
защита прав учащихся в суде и других правоохранительных органах.
Социальный педагог безусловно должен обладать развитым правосознанием, знать основы российской правовой системы и законодательства, механизмы защиты прав и свобод личности и гражданина. Этот перечень далеко не полон. Невозможно оказать квалифицированную помощь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, не познакомившись с основными положениями действующих Гражданского, Семейного, Трудового и других кодексов, не изучив содержание Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и т. д. Даже изучив нормативные акты, социальный педагог должен понимать, что успешное их использование возможно только в сотрудничестве с профессиональным юристом.
Личные права детей взаимосвязаны. Одно из фундаментальных прав личности – право на образование,зафиксированное в ряде международных документов. Так, в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (10. 12. 1948) провозглашается, что каждый имеет право на образование.
«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников» – записано в Законе «Об образовании». Таким образом, право на охрану здоровья, с одной стороны, – это аспект права ребенка на образование, а с другой – выступает как самостоятельное право ребенка.
Право на охрану здоровья тесно связано с правом ребенка на отдых и досуг. Это право обеспечивается, прежде всего, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Перевод данных учреждений на платные услуги значительно ограничил реализацию данного права.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, «ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка».
Социальному педагогу образовательного учреждения необходимо достаточно хорошо разбираться в проблеме обеспечения учащимся права на личную жизнь. Защищая интересы ребенка, необходимо понимать степень допустимого вмешательства, определяя при этом риски.
Неприкосновенность частной жизни – это сохранение ее целостности, защита от всякого посягательства со стороны кого-либо.
Информация о частной жизни – сведения об определенном человеке, не связанные с его профессиональной и общественной деятельностью и дающие оценку его характеру, облику, здоровью, материальному состоянию, семейному положению, образу жизни, отдельным фактам биографии, а также отношениям с родственниками, друзьями, знакомыми и т. п. При этом специалистам необходимо помнить, что информация о частной жизни, которая становится известной представителям различных профессий в связи с осуществлением их профессиональной деятельности, защищается профессиональной
тайной.
Потребность в «семейной неприкосновенности», иначе говоря, в неприкосновенности сферы частной жизни, нашла свое отражение в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 17 которого гласит: «Никто не должен подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или его корреспонденции, или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства…»
В Конституции РФ специально оговорено, что право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1, ст. 23) не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения (ст. 56).
В ст. 16 Конвенции о правах ребенка указано : «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь,неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, незаконного посягательства на его честь и репутацию … Ребенок имеет право на защиту от такого вмешательства и посягательства».
Прежде чем перейти к вопросу о защите прав ребенка в образовательном учреждении, необходимо составить четкое представление о том, от чего же его следует защищать.
В ст. 19 Конвенции о правах ребенка говорится : «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм нарушения его прав : физического или психологического насилия; оскорбления или злоупотребления; отсутствия заботы или небрежного обращения; грубого обращения; эксплуатации; сексуального злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».
В ст. 15 Закона «Об образовании» записано, что «применение методов физического или психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». Невозможно провести в жизнь эту статью закона, не зная, какие действия могут быть квалифицированы как «физическое и психическое насилие».
В условиях образования прямыми признаками психического насилия над воспитанниками считаются:
• угрозы в адрес ребенка;
• преднамеренная изоляция ребенка;
• предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
• оскорбление или унижение достоинства;
• систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
• постоянная негативная характеристика ребенка;
• демонстративно-негативное отношение к ребенку.
Право на безопасные условия воспитания и обучения приобретает для нашей страны особую значимость.
Подводя итоги и отвечая на вопрос, на что же ребенок имеет право, следует обратиться к нормативно-правовой базе : это «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», принятые ООН основополагающие документы, признанные мировым сообществом.
Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом необходимости устранения из нашего сознания непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.
Задача работников образовательных учреждений - донести до сознания детей в доступной форме их права, следить за реализацией взрослыми прав ребенка.
Для этого необходимо решать задачи, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников и взрослых с правами ребенка :
- познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
- способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);
- развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
- разъяснять общественные нормы и правила поведения взрослым.