Светлана Евстафьева
Православное воспитание детей на «Детской бибилии» — «Лето Господне» И. С. Шмелева
▼ Скачать + Заказать документы
Религиозная активность – одна из особенностей детской души. Поскольку ребёнку чужд дух компромисса, он со всей серьёзностью и искренностью следует за движениями своего сердца. В словах мальчика «Благодать Господня шумит за окнами» (Шмелев 2010 : 359, мы видим влечение ребенка к этой благодати. В произведении «Лето Господне» мы видим добро и любовь, что наводит на мысль о формировании положительных черт личности ребенка и связано это именно с религией. Детская душа легковерно раскрывается для мировосприятия и миропонимания. Ведь мир ребенка наполнен божественной значимостью. Все, что относится к богослужению и молитве, — все ощущается им как священное.
Публикация «Православное воспитание детей на „Детской бибилии“ — „Лето Господне“ И, С, Шмелева» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лето
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
Детский православный мир в романе – это неразрывность детских взглядов на мироздание, это индивидуальное, только детям характерное, истолковывание красоты, добра и зла, рождения и смерти, ада и рая. В каждой главе автор представляет нам лик России – и той, что переменялось от столетия к столетию, и России вечной, в которой силен дух Святой Руси и границы которой неизбежно проступают через Россию всех времен: петровских, екатерининских, советских. Без воспоминаний о прошлом не приемлемо ни настоящее, ни будущее. Поэтому столь огромна просветляющая сила произведения.
Необыкновенно яркое описание представил Шмелев на взгляд вездесущего Бога. В романе оно проникло тогда же в суть ребенка вместе с неразрывным с душой знанием: Бог — везде, и с Господом — всё смогу одолеть. Это вошло и в душу ребенка, и во всю природу человека (в дни особой духовной близости Божией) в дни Страстной седмицы.
Ваня, герой произведения, ощущает единство духовного и природного мира, религиозную сплоченность людей, свое родство со всеми. Герой живет в чувстве сопричастности ко всему миру, единства с ним. Сложнейшие изменения человеческой души Шмелев раскрывает с позиции святого отеческого наследия на канонах православия.
Московские храмы, колокольные звоны, чудодейственные иконы наполняют всё пространство романа. Это то, что постоянно окружает маленького героя, на что Ваня смотрит большим удивлением и восторгом. На Крестный ход выходят все приходы с хоругвями так, будто это одна большая церковь движется на встречу Господу и Богородице! И только звон колоколов, перекликаясь с веселым золотым перезвоном, стоит над рекой: «По - мни!». Москва - река, как все её храмы и святые, одухотворена. Она дышит, она «вольной водицей пахнет», с ней, с благодетельницей, можно поприветсвоваться, она же безмолствует и серебрится.
Специфичная черта детской богобоязненности – открытость детского сердца для божественного восприятия. Её можно наименовать живым чувством божественного. Следует отметить, что «чувство Бога» у ребёнка сильнее процесса его интеллектуального развития. Устойчивы и многогранны религиозные переживания ребенка. Они обладают направленностью стать главными и обогатить весь внутренний мир растущего поколения. Детское сознание воспринимает все радостно, целостно, ребенок любит весь окружающий его мир. Таким образом, благочестивое начало в душе ребенка формируется именно в благочестивом чувстве. Религиозные представления мальчика, как правило, складываются из обличий святых. Чем богаче религия ликами, тем она доступнее и легче принимается детской душой. Христианство богато образами. Нуждается в религиозных ликах и душа маленького Вани. Чем они доступнее, яснее, тем сильнее их влияние на его душу. Наилучшим материалом для воспитания являются рассказы о Богородице, о святых, об Иисусе Христе. У Шмелёва мы часто встречаем обращение к ликам святых, их примеру: святые апостолы Пётр и Павел, царь Константин и царица Елена, мученик Трифон, святители московские Пётр, Алексий, Иона и Филипп, соловецкие угодники, великомученица Варвара, преподобный Савва Звенигородский, преподобный Сергий Радонежский, святой Николай Чудотворец, апостол и евангелист Иоанн Богослов, мученик Иоанн Воин, святой Григорий Богослов, мученики Сергий и Вакх, великомученик Георгий Победоносец, святые Косма и Дамиан. Даже живые люди являются для мальчика носителями святости. Например, Горкин – «совсем святой» (Шмелев 2010 : 291). Итак, религиозная духовность, глубоко верующие люди, окружающие Ваню в романе Шмелева, играют решающую роль в развитии и становлении личности мальчика. Воспитатель Горкин применяет педагогику любви и добра к воспитаннику и руководствуется своими религиозными взглядами. А также обнаруживает тонкое знание детской психологии, описывая проблемы, волнующие маленького героя.
Понимание исповеди маленьким Ваней еще во многом наивно и примитивно и неизведанно им полностью, но его исповедь вместе с тем — это истинное покаяние, в момент которого он, может быть, прямо не осознавая того, обращается к самой сущности этого таинства «на вопросы отвечаю искренне вспоминаю одиноких Богородицу и Иоанна Богослова, Распятие, свою мать, и мне хочется плакать, просить прощения» (Шмелев 2010 : 144).
Повествование ведется от лица шестилетнего ребенка, чья наивная непосредственность и искренность дают оценку всем явлениям жизни. На Троицу маленький герой видит себя и свое окружение по-новому: и двор, и мир за домом — другими глазами. Все освящается от молитвы — и жизнь, и двор, и животные, и яблоки, и самый воздух. Так открываются духовные глаза ребенка. Постепенно Ваня понимает, что всех людей, живущих рядом с ним, объединяет светлое чувство, которое на первое место, прежде всего, ставит Бога.
Вся жизнь героя романа связана со святыми иконами, которых можно назвать самые настоящие «действующими лицами». И в произведении мы видим святое почитание ко всем иконам, чувствуем живое общение с иконой мальчика Вани. А вот прямо над воротами Спасской башни помещалась икона Спаса Нерукотворного, один из наиболее почитаемых святых всего православного мира. Ворота Спасской башни - это святые ворота. Проходя через Спасскую башню, каждый человек должен был снять шапку и перекреститься. За исполнением этого правила следила охрана башни. Если кто-то из заезжих не снимал шапку, его ловили и заставляли отбивать пятьдесят поклонов перед Спасом.
Христианство героев Шмелева проявляется в быту и в церковности. Мы незримо наблюдаем за его героями на исповеди, святом причастии, а также исполняющих другие церковные обряды.
Необыкновенно благочестиво представлен нам священный обряд – Причащение святых Христовых Таин. Как известно, причащение бывает на Литургии, главном церковном богослужении. «Литургия» в переводе с греческого означает «общее дело». В этом таинстве «абсолютно трансцендентное становится абсолютно имманентным» : человек входит в живое общение с Богом.
Говоря о причастии детей, что через принятие Святых Христовых Таин дитя соединяется с Богом «живо и действенно». Тело и Кровь Христовы освящают мальчика, умиротворяют его, делают неприступным для тёмных сил.
До 15 лет хождение в церковь было для И. С. Шмелева обязательным. Это оставило заметный след в его душе. Малопонятные церковные слова, святые таинства, службы – давали эстетическое наслаждение душе. Именно христианское воспитание, более всего определило характер писателя, глубинные закономерности его художественного мышления. Шмелев показывает нам такую модель воспитания, в основу которой положена православная мудрость и мораль, опирающихся на традиции, к которым взрослые редко обращаются. Священники, так же как и психологи отмечают, что духовное начало в человеке, а также религия, как психическая функция, не может быть устранена из души человека.
Вера в Бога для мальчика не нудное обязательство, а ежедневный праздник служения. Герой черпает в религии огромную силу, ему хочется еще и еще прикоснуться к чистому, светлому, доброму и справедливому, что несет с собой истинная вера. Нацеленность на любовь и добро – великая заслуга Православия, запечатленная писателем в его произведении. Автор доказывает, что учение Христа логично и легкодоступно для детского восприятия.
В романе представлен читателю так же церковный обряд – Осенение крестным знамением. Крестное знамение берёт исток со времени раннего христианства. Крестное знамение – это безмолвная молитва, благословение и символ веры. Накладывая крест, православный святит свои мысли, чувства и деяния рук. Тема креста в «Лете Господнем» – одна из центральных. Тропарь святому Кресту любит напевать Сергий Иванович, «папашенька» Вани: «Кресту твоему покланяемся, Владыка…» (Шмелев 2010 : 56). И он несет крест свой до конца. Он объясняет и поучает мальчика: «Каждому даётся крест, чтобы примерно жить… и покорно его неси» (Шмелев 2010 : 328). И у Горкина, который является примером для Вани, – свой крест. То же можно сказать обо всех героях. В «Лете Господнем» вообще много и часто крестятся.
Маленький Ваня на всем протяжении романа принимает участие в церковном обряде – окропление святой водою. Её благодатное действие на верующих испытано и проверено веками. Обычная вода, освящённая крестом и молитвой священника, приобретает чудодейственные свойства через окропление освящать всё вокруг и прогонять бесовскую силу во всех её проявлениях. Освящё нная вода есть образ Божьей благодати: она очищает от духовных скверн, освящает верующих и укрепляет их веру. Святая вода всегда присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении. Ею окропляют на крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления (Крещения Господня) каждый православный несёт святую воду в дом, хранит, как величайшую святыню, с молитвой употребляя в болезнях и немощи.
Ваня участвует и ощущает церковный обряд – Благословение священника. Говоря о благословении священника, важно понимать, что благословение исходит от Бога, а не от Священника.
В произведении раскрывается тяга к религии, как к одной из важных граней нравственной философии. Но она отнюдь не заслоняет от писателя и негативных сторон религии. В романе Шмелева мы неоднократно встречаем описанные с болью и горечью неприглядные стороны жизни деревенского духовенства. И, тем не менее, писатель никогда не опускается до осмеяния, свойственного демократической литературе.
Писатель стремится показать искренний мир детства, торжество добра и справедливости. Автор рассматривает духовное становление героя на основе именно православной религии.
В романе «Лето Господне» автор последовательно раскрывает читателю этапы формирования духовных качеств ребенка, а также самобытное становления русского национального характера, прослеживает рост, наполнение и развитие души ребенка. Философские выводы об основах человеческого бытия и состояния окружающего мира Шмелев выявляет через православную атмосферу и специфику духовных ценностей героя. Особое, присущее Шмелеву, бытописание под религиозным углом зрения, способствовало осуществлению цели автора: показать процесс становления личности ребенка под влиянием веры, которая является национальным, духовным и культурным наследством нации.