Александр Владимирович Гришин
Правильное применение техники воздействия психолога
▼ Скачать + Заказать документы
В психологической практике эффективными техниками в работе с психоэмоциональной сферой клиента являются техники воздействия. Техники воздействия – это приемы активного вовлечения психолога в процесс разрешения актуальных жизненных проблем клиента. Все теории консультирования базируются на том, что психолог выступает как агент изменений и личностного роста клиентов. Уже своим присутствием психолог оказывает влияние на собеседника. В том случае, когда психолог использует специальные приемы воздействия, изменения могут произойти быстрее и эффективнее.
Темочки:
- Психология. Работа психолога
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Техники воздействия тесно связаны с техниками слушания. При оказании
воздействия на клиента (как и при выслушивании) психолог поддерживает визуальный контакт, использует невербальные сигналы (кивает головой, жестикулирует, изменяет пространственное расположение и др.). Техники воздействия (влияния) обычно подразделяют на серию микротехник коммуникативной практики, таких, например, как: директива, конфронтация, интерпретация и самораскрытие».
Одной из техник воздействия является интерпретация как «основной инструмент в психоанализе, который активно используется различными психотерапевтическими направлениями. Согласно Р. Р. Гринсону, «интерпретировать означает делать бессознательный феномен сознательным. Путем интерпретации мы выходим за рамки того, что поддается прямому наблюдению, и придаем значение и каузальность психологическому феномену».
Основой для проведения интерпретации является используемая психологом-консультантом психологическая теория, в рамках которой психолог проводит консультирование, использует психологические технологии в решении проблемы клиента.
Упражнение «Техника интерпретации в консультативной беседе»
Инструкция:
«Интерпретируйте следующие высказывания клиентов» :
1. «Всегда стараешься делать, как надо».
2. «Я еще молодая, я еще жить хочу».
3. «Ничего я с собой не могу поделать».
4. «Я очень жалею, что не сделала этого раньше».
5. «У меня больше нет сил сопротивляться жизни».
6. «Я бы последнее отдала, чтобы знать, что будет дальше».
7. «Никому не верю».
8. «Иногда подумаешь, за что мне это, Господи!»
9. «Человек должен знать свою судьбу».
10. «Хотела бы я себя увидеть в эту минуту».
11. «У меня нет друзей, да я и не хочу их иметь».
12. «Я никогда не думаю о том, что будет завтра».
13. «В моей жизни нет ничего хорошего».
14. «Замучила и себя, и других».
15. «Мне это мое тело опротивело».
Одно из эффективных техник воздействия является техника «Директива»,
которая позволяет психологу-консультанту дать четкие указания клиенту – какое действие ему следует предпринять. Психологические научные и практические направления применяют свои, особенное подходы в использовании директивы. Так, например, используются в психоанализе свободные ассоциации:
«Вспомните и расскажите, с какими моментами из Вашего детства ассоциируется это чувство.»;
Важным подходом в работе с директивой в гештальт-терапии является работа с пустым стулом: «Представьте, что Ваша мать сидит в этом кресле. Скажите ей все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте
себе от ее имени».
Активно используется фантазирование, когда клиенту предлагается: «Представьте, что Вы вернулись в прошлое, в свое детство. Перед вами – девочка 5–6 лет. Эта девочка – Вы. Подойдите к ней поближе. Посмотрите, во что она одета, как выглядит. Вы можете спросить ее о чем-то важном.».
Психологами в консультировании и терапии используется техника «парадоксальная инструкция». Как пример : психолог говорит женщине : «В следующий раз, когда испытаете злость к мужу, не пытайтесь подавить ее. Наоборот, усильте свою злость, расскажите о ней окружающим, мужу, используя Ты-высказывания».
К директивному методу относится и релаксация, позволяющая провести
расслабление клиента. Инструкция обычно представлена следующим образом
«Закройте глаза. Почувствуйте свое тело. Расслабьте мышцы лица.».
Среди техник директивного подхода используются психологами-консультантами пожелания : «Я хотел бы, чтобы Вы сделали следующее.» или «домашнее задание» : «К следующей нашей встрече заполните этот опросник» и др.». Упражнение «Техника директивного воздействия»
Инструкция:
«Определите, какая директива принадлежит квалифицированному психологу, а какая – неквалифицированному, объясните свое мнение, основываясь на
понятии о задачах психологического консультирования.
• Вам обязательно нужно провериться у психиатра.
• Вы должны ежедневно подходить к зеркалу и говорить себе: «Я умная, я красивая, я счастливая».
• Я считаю, что вам крайне важно изменить внешность.
• Никогда не поздно начать все сначала. Вам об этом надо подумать.
• Вы уже должны чувствовать себя иначе, ведь вы столько всего передумали.
• Вы похожи сейчас на колючего ежика, думаю, что вам это и самой не очень
нравится.
• Хотелось бы предложить вам следующее.
• Думаю, что вы согласитесь со мной, вам надо предпринять следующее.
• Ваши чувства должны немедленно измениться.»
Конфронтация. Понятие «конфронтация» имеет два смысла: (1) стоять
напротив, смотреть в лицо и (2) враждебно противостоять, быть в оппозиции.
Для психолога основным является первое значение термина, так как конфронтация не является агрессивным вторжением в пространство клиента и не должна вести к напряжению отношений.
При конфронтации психолог обращает внимание клиента на те факты в его
рассказе, которые являются противоречивыми, неясными, неадекватными. Важными для понимания конфронтации являются понятия «рассогласование» или «инконгруэнтность», отражающие следующие моменты в поведении: клиент дает двойные сообщения во время интервью («да, но»); демонстрирует противоположные либо противоречащие друг другу чувства и мысли. Психолог указывает клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит клиента перед лицом фактов. Цель консультирования – идентификация и конфронтация главных противоречий клиента.
Важной задачей техники конфронтации является оказание помощи клиенту в осознании скрытых установок, намерений, стимулов его поведения. Технику «конфронтация» проводят в два этапа:
На первом этапе психолог выявляет основные моменты кризисных ситуаций или поведения в ситуациях конфликта. Клиента подводят к тому, что он должен четко и конкретно описать ситуацию, дать как можно больше информации, обозначить свои реакции и эмоции в данной ситуации. Все это позволяет консультанту сформулировать консультативную гипотезу.
На втором этапе психолог сообщает свои предполагаемые гипотезы, следит за реакцией клиента. В зависимости от психологической школы, в рамках
которой работает консультант, происходит фиксация важных моментов беседы:
гештальт терапевты обращают внимание на неудовлетворенных потребностях
клиента, а психологи адлерианского направления анализируют цели (например, внимание, власть, месть, симулированная неспособность). Это позволяет в дальнейшем использовать те или иные действия для решения проблемы.
Конфронтация поддерживает баланс между методами наблюдения и воздействия. Она становится более эффективной, когда преподносится в виде сложного пересказа или рефлексии чувств. Чтобы клиент не почувствовал себя обвиняемым, лучше излагать предположения в виде гипотез, оставляющих пространство для личностного роста последнего. При этом следует помнить, что необходимо выстраивать тщательный баланс конфронтации с определенным количеством теплого, положительного отношения и уважения к клиенту».
«Конфронтация используется в трех случаях:
- Когда требуется обратить внимание клиента на противоречие его суждений, чувств, мыслей его поведению и намерениям.
- Когда клиент не может увидеть ситуацию объективно из-за собственных
предрассудков и потребностей.
- Когда клиент неосознанно уклоняется от обсуждения конкретных ситуаций и проблем».
Данную технику используют при хороших доверительных отношениях
между консультантом и клиентом. Для смягчения конфронтации мы используем обороты «протекторы» : «могли бы Вы объяснить мне…», «если я не ошибаюсь…», «только не обижайтесь, пожалуйста…».