Кузнецова Оксана
Правила составления сценария развлечения для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дети рассматривают картинки к сказке "Сказка о глупом мышонке"
Как составить сценарий досуга для детей младшего дошкольного возраста?
Такой вопрос озвучивается часто и перечисляются составляющие:
• чтобы был интересен,
• чтобы было немного времени для его подготовки,
• чтобы его длительность соответствовала возможностям детей,
• чтобы наблюдалось использование атрибутов.
Публикация «Правила составления сценария развлечения для младших дошкольников» размещена в разделах
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2017
В начале рассуждения хочется остановиться на различии между праздниками и развлечениями. Главное отличие праздника – это более долгая по времени подготовка, чёткое содержание и последовательность материала праздника, а значит, и более строгая дисциплина. Для малышей вопрос дисциплины не так уж строг! Пусть и на празднике для них будет непринуждённая атмосфера.
Давайте проанализируем составляющие: чтобы сценарий был интересен. И возникает вопрос, а для кого? И прежде всего для детей! Надо понимать, что досуги проводятся не для взрослых (родители, администрация ДОУ, гости, взрослые на подобных мероприятиях просто наблюдатели. И указания к детям: «Повернись лицом», «Стань по центру» и др. просто недопустимы на развлечениях!
По какой же причине материал для детей будет интересен? Во-первых, почти весь материал, сочиненный для маленьких, интересен. Во-вторых, не надо отрабатывать этот материал по много раз с детьми. Опытные воспитатели и музыкальные руководители знают, что в силу непроизвольности психических процессов дети в этом возрасте будут допускать неточности в выполнении танцев, игр, будут забывать слова. Поэтому и методика предполагает, что с детьми младшего дошкольного возраста и танцует, и поёт, и играет взрослый. Из этого следует, что материал должен отрабатывать воспитатель, очень хорошо заучив слова, содержание игр, последовательность танцевальных фигур.
В-третьих, очень часто отрабатывается последовательность сценария. Для чего или кого? Учит последовательность сценария воспитатель или он у него в руках, а для детей это совершенно не нужно. Какой музыкальный номер объявит взрослый, тот и будут выполнять малыши! Тогда у детей не будет ощущения, что это всё уже было!
В-четвёртых, выполнение требования к одежде. Какой интерес, если ребёнок путается в длинном платье, если ему жмут брюки, мешают длинные волосы?
Поэтому одежда детей на развлечениях должна быть удобна для движений, не стеснена. Надо избегать толстой джинсовой одежды – она жёстка, затрудняет кровообращение в органах. Детская обувь должна быть удобна для активных движений, нога не должна проваливаться в вырез босоножка, пятка должна быть зафиксирована, подошва мягкая для ходьбы и бега на полупальцах. Длинные волосы девочек должны быть убраны в прическу.
В-пятых, можно использовать совершенно новый материал, который дети могут выполнить без подготовки. Например, Петрушка попросит детей попрыгать, как зайчики, а потом спрятаться, вот уже и игра. Или дети поскачут на палочке-лошадке (предварительно разучивался прямой галоп без наглядности).
Вторая составляющая:немного времени для подготовки. Для подготовки детей не надо много времени, так как заучивать материал должен взрослый. А вот для подготовки досуга в общем время потратить надо, только, если составлен перспективный план развлечений на год, эта подготовка будет постепенной и ненапряжённой. При планировании нужно постараться, чтобы досуги были разных видов и форм.
Третья составляющая: продолжительность досуга. В группе младшего дошкольного возраста это 25 минут, так как на 12=14 минуте дети этого возраста начинают проявлять утомление. Чтобы заполнить это время можно использовать выступления старших дошкольников, маленький рассказ персонажа и др. А главное – движение: танцы, хороводы, игры, двигательные паузы, песни с движениями.
Четвёртая составляющая: использование атрибутов. Перед педагогов стоит задача: распределение атрибутов на всём протяжённости досуга. Можно обыграть каждый предмет или атрибут (Например, моя публикация «Путешествие к игрушкам», можно использовать атрибуты к танцу мальчиков или девочек. Перегружать развлечение большим количеством атрибутов не следует, но использовать их обязательно нужно.
На примере расскажу о недавнем проведении досуга для детей младшего дошкольного возраста.
Вид досуга: дети-слушатели.
Содержание:
• Выступление старших дошкольников «Танец Боровика и Ягодок»
• Слушание сказки «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака (театр картинок на магнитах)
• Ритмические миниатюры «Персонажи сказки»
Звучит спокойная музыка, дети заходят в зал, садятся на стулья. Их ждут гости из старшей группы. После того, как дети поприветствовали друг друга, старшие дошкольники исполняют танец «Танец Боровика и Ягодок» для малышей.
Потом музыкальный руководитель предлагает послушать сказку «Сказка о глупом мышонке» и посмотреть картинки. Один ребёнок узнаёт сказку по первой картинке-обложке. Музыкальный руководитель рассказывает сказку, в которой каждый герой поёт свою песенку: утка – громко, свинка – скучно и т. д. Картинки к сказке скачаны и распечатаны, на обратной стороне по углам картинки приклеены магниты.
После слушания сказки дети рассматривают картинки.
Затем детям предлагается помахать крыльями, как курочка, поскакать, как лошадка, пробежать, как мышка и др. В конце досуга дети стали в хоровод и учились «делать воротца и закрывать их», чтобы потом поймать хитрую кошку.