Елена Кузина
Семинар-практикум для родителей «Значение лексических тем в речевом развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В данном семинаре - практикуме рассматривается решение вопроса взаимодействия педагогов и родителей в развитии лексической стороны речи у дошкольников.
Практикум адресован воспитателям ДОУ и может быть интересным студентам педагогических учебных заведений.
Цель: Познакомить родителей с содержанием образовательной деятельности по принципу использования лексических тем.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Значение лексических тем в речевом развитии детей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
1. Дать представление родителям о том, какая лексическая тема изучается с детьми каждую неделю и как закрепить полученные знания детей в домашних условиях.
2. Помочь родителям в правильной организации развивающего обучения ребёнка дома.
3. Сделать сотрудничество с родителями более продуктивным.
Проведение практикума
1. Вступительная часть
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем семинар-практикум на тему: «Значение лексических тем в речевом развитии детей». Мы бы хотели, чтобы все участки семинара были активны, инициативны. Итак, мы начинаем. Чтобы нам было легче общаться, проведем разминку.
Разминка. Приветствие
(Родители встают в круг.)
Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть (можно дотронуться рукой и т. п.). Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
Упражнение «Прожектор»
(Звучит спокойная красивая музыка.)
Закройте глаза. Представьте себе, что мысли в вашей голове – это лучи света, распространяющиеся различных направлениях. А теперь пусть все лучи соберутся и светят, как прожекторы в одном и том же направлении. Пусть свет ваших мыслей объединиться в один большой, красивый и мощный луч. Откройте глаза. Теперь вы в состоянии сосредоточиться на любом предмете.
2. Основная часть
И так, поговорим о речевом развитии детей.
Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей детей: коммуникативную, информационную, познавательную (развивающую, что уже говорит о ее значимости.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов (мышление, память, внимание). Несформированность грамматических представлений, это - трудности словоизменения, согласования прилагательного с существи-тельным в косвенных падежах, правильного употребления падежных и родовых окончаний и т. д., все это в дальнейшем у дошкольников приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе.
В начале нашей встречи я предлагаю обсудить факторы успешного речевого развития ребенка.
Факторы речевого развития.
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.
2. Общение ребенка со сверстниками.
3. Строение артикуляционного аппарата.
4. Речь взрослых – образец.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Чтение детям художественной литературы.
7. Игра ребенка со взрослым и сверстниками.
На слайде представлен перечень факторов речевого развития. Выберите, пожалуйста, наиболее значимые факторы и прокомментируйте свой выбор.
Задания родителям
1. Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.
Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу. Предложите, как будут отвечать дети 5-ти лет на следующие вопросы. Выберите из них наиболее удачный:
Что нарисовано на картине?
Что делают дети на картине?
Про что (о чем) рассказал художник в картине?
Примерный ответ:
Перечисление изображенных предметов
Описание картины
Истолкование картины
2. Максим непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя?», «Какая это машина?», «Какой дядя тут сидит?». Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы.
В каком возрасте проявлял себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы?
Примерный ответ. Вопросы «Кто?», «Что?», «Какой?» характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность ребенка. Поэтому нередко, недослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, попытке понять что-то неизвестное, осмыслении нового.
3. Иногда дошкольник не задает взрослому вопросов. Какими на ваш взгляд, могут быть причины?
Примерный ответ. Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого, избирательного интереса к чему-либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздраженной или критичной реакцией взрослого, что задело его самолюбие и др.
4. «Наш Славик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но мы считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!».
Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения?
Примерный ответ. В продуктивных видах детской деятельности ребенок учиться ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивает его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что создает предпосылки к овладению письмом.
5. В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки:
Оля: «рыба» - «лыба»,
Данил: «шишка» - «сиска»,
Петя: «садись» - «дись»,
Вова: «сахар» - «хасир».
Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует сделать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника.
Примерный ответ. У Оли и Данила – замена труднопроизносимых звуков на легко произносимые; у Пети – пропуск первого слога; у Вовы – перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи, скорее всего, объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков. Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр-упражнений.
А сейчас я предлагаю Вам ознакомиться с основными направлениями работы по развитию речи детей.
Основные направления работы по развитию речи детей.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.
Для чего нужны лексические темы?
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.
Часто в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды применяют принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у детей навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Педагоги учат с детьми стихи, отгадывают загадки, выполняют упражнения, способствующие общему развитию в рамках одной лексической темы.
В нашем детском саду важнейшим условием совершенствования речевой деятельности является осуществление всей образовательной деятельности по лексическим темам в течение одной недели.
Мы, педагоги, планируют свою работу таким образом, что определенный отрезок времени (неделя) дети изучают какую-либо одну лексическую тему.
В данном планировании воспитательно-образовательной деятельности нашей группы Вашему вниманию, уважаемые родители, представлены: лексика для детей; пальчиковые игры; упражнения на координацию речи и движения; чтение стихов, загадки; игры и упражнения и другие виды деятельности по одной лексической теме в течение дня.
Содержание всей образовательной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных режимных моментах и ситуациях. Обучение проходит гораздо успешнее, если используются дидактические игры и упражнения по определенной лексической теме.
Посредством различных игр и упражнений у детей формируются навыки образования и изменения слов. Способность образовывать слова различными способами является в речевом развитии очень важной потому, что овладевая ей, ребенок учится различать и находить значимую часть в словах, видеть схожие части разных слов. Этому навыку способствуют такие игры как: «Скажи ласково», «Один – много», «Какой? Какая? Какое?», «У кого кто?».
Игры «Из чего сделали?», «Скажи наоборот», «Придумай загадку», «Я начну, а ты закончи» способствуют закреплению знаний о предметах, их особенностях, уточняют знания детей, формируют видовые и родовые понятия.
Еще ряд игр и упражнений направлен на то, чтобы сформировать у детей умения правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже: «Мой, моя, моё, мои», «Посчитай», «Чего не стало?» и другие.
Эти игры – эффективный способ повторения и закрепления грамматических навыков, полученных детьми. Все они развивают мышление и память, способствуют увеличению объема внимания. Благодаря любознательности и эмоциональности детей можно повторить одну и ту же игру неоднократно, повторяя нужные слова и закрепляя их в речи.
Существенную роль в работе по лексическим темам является художественная литература. Тексты для чтения и заучивания с детьми выбирают так, чтобы они были доступны пониманию ребенка. Заучивая стихи, дети при рассказывании закрепляют правильное употребление различных языковых форм. Художественная литература дает возможность научить малышей анализировать суть прочитанного, обогащает словарный запас детей.
В речевом развитии детей особую роль играет семейное воспитание. И сейчас я предлагаю Вам поучаствовать в игровых упражнениях и заданиях, которые принесут пользу для семейного общения и развития речи ребенка.
Загадки:
1. Белое одеяло землю одевало,
Солнце напекло, одеяло утекло. (Снег)
2. Три глаза, три приказа,
Красный – самый опасный. (Светофор)
3. Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает. (Дверь)
4. Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, сообразительность, доказательную речь.
Послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
- тарелка, стакан, корова, чашка
- чашка, стакан, тарелка, кружка
Игра «Дай определение словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления.
Ход игры: я начну, а вы закончите:
Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой) – веселый, долгожданный
Игра «Дай действия словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.
Ход игры: я начну говорить, а вы закончи:
Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…
Праздник (сто делает) – наступает, приходит, радует…
Игра «Наоборот»
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник – грустный
Большой подарок – маленький
Светлое небо – …
Чистое платье – …
Хорошее настроение – …
Теплая погода - …
Игра «Кто у кого?»
Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом «а».
Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами.
Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок».
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.
Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.
Педагог: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Еще предлагаю Вам в электронном виде дидактические игры, которые направлены на формирование у детей лексико-грамматических представлений и способствуют постепенному количественному росту их словаря, нормализации грамматического строя речи.
3. Заключительная часть
Завершая встречу, посоветовать родителям: выполняя с ребенком рекомендуемые задания, заинтересуйте малыша, используйте его любимые игрушки, постарайтесь сделать обучение интересным и весёлым времяпрепровождением.
Литература:
- Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001. – 264 с.
- Загик Л. В., Куликова Т. А., Маркова Т. А. и др. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада/Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1999.-192 с. : ил.