Наталья Попонина
Практикум с родителями «Тайны музыкальных звуков» в рамках проекта «В союзе звуков, чувств и дум»
▼ Скачать
Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по музыкальному воспитанию ребёнка в семье и детском саду; содействие сплочению родительского коллектива, развитие музыкальных и творческих способностей родителей.
Форма проведения: практикум
Публикация «Практикум с родителями „Тайны музыкальных звуков“ в рамках проекта „В союзе звуков, чувств и дум“» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Работа музыкального руководителя
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Участники: родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
План проведения
1. Организационный этап.
2. Информационная минутка
3. Тренинг.
4. Рисование.
5. Презентация «Музыкальные инструменты своими руками»
1. Организационный этап
Дорогие друзья! Приветствуем вас на практикуме «Тайны музыкальных звуков», в рамках проекта «В союзе звуков, чувств и дум».
У старика спросил поэт: «Что музыка такое, дед?»
- Воспоминание она. В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос, она ответила всерьё з:
- Похожа музыка на луч, окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
- Без музыки нельзя никак. Душа без музыки грустит, в простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом, сказала:
- Музыка наш дом. В ней всё родное, всё своё. Во всём дыхание её.
Вы правы все,- сказал поэт, прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить – нас учит музыка любить. Нас учит вспоминать она, что в нашем сердце есть страна. В которой счастье бьёт родник, не замирая ни на миг.
Родители, природа распорядилась так, что нам и нашим детям дано великое счастье – слышать, наслаждаться звуками мира.
Живя в предметах окружающего мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но сегодня мы поговорим о музыкальных звуках, которые живут в музыкальных инструментах.
2. Информационная минутка
Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку, учите его, учитесь вместе с ним.
В наше время всё чаще педагоги отмечают у большинства детей синдром «слухового невнимания». Исправлять такое положение вещей очень тяжело, проще не допустить. Необходимо развивать слуховое внимание детей с помощью игр со звуками, которые нас окружают. Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта. Исследование детьми звука, поможет ребенку понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов.
Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой и культурой в целом. Если в процессе музыкальной деятельности будут сформированы музыкально-слуховые представления и музыкально - эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.
3. Тренинг.
Давайте, уважаемые родители, станем сейчас немножечко детьми и окунемся в мир звуков, детства и, конечно же, мир музыки.
3.1. И первая игра, всеми любимая «Угадай мелодию».
Древнегреческая легенда рассказывает, что первый музыкальный инструмент был создан богом Паном, который гулял в лесу у реки, сорвал тростник и начал в него дуть. Оказалось, что трубочка тростника способна издавать чарующие звуки, которые складывались в красивые мелодии. Пан срезал несколько веток тростника и соединил их между собой, создав первый инструмент – прообраз флейты. Таким образом, древние греки верили, что первым музыкальным приспособлением была флейта. Возможно, так и есть – по крайней мере, это самый старый зафиксированный исследователями инструмент.
Но в XX веке в поиске новых технологий, инновационных подходов, нового звучания, музыканты пришли к пониманию, что собственное тело само по себе представляет отличный музыкальный инструмент с различными оттенками звучания. Это не только самый доступный инструмент, но и, в то же время, самый тонкий и сложный. Палитра звуков, извлекаемых им практически безгранична.
Body Percussion (перкуссия тела) – искусство владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.
3.2. Упражнение - оркестр Body Percussion (видео)
Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах.
3.3. «Угадай инструмент»
Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ. Сейчас поиграем с инструментами, и озвучить сказку «День – ночь». На экране автор читает стих и показывает картинки с инструментами. Тот, у кого данный инструмент, начинает играть на своем инструменте.
3.4. Игра называется «День и ночь»
3.5. Оркестр музыкальный инструментов «Русский»
А теперь я открою вам небольшой секрет: звуки можно не только извлекать, но и рисовать.
Разложив мольберт-треножник
Звук раскрашивал художник.
Звук хрустальный превратился в синий, светло-голубой;
Медный –вспыхнул ярко-красной
Огненною полосой.
Звуки можно рисовать
Надо просто краски взять.
Давайте, слушая музыку, попробуем изобразить те звуки, которые вы в ней услышите.
Родители рисуют под музыку «Шёпот звёзд», или «Вальс цветов» П. И. Чайковский (Музыка релаксации – серия «Целебные звуки»)»
4. Рисование
Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами. Дети познают мир через игру, и именно поэтому так остро стоит сегодня задача организации самостоятельной детской игровой деятельности. Чтобы привлечь внимание детей к этому виду деятельности необходимо обновить и пополнить музыкальные уголки новыми самодельными музыкально-шумовыми инструментами и таким образом – создать условия для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта.
Если дома нет музыкальных инструментов – то можно сделать нетрадиционные муз. инструменты из подручных средств.
Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному будут воспринимать окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.
Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные!
Шумовые инструменты несложно изготовить. И это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях, вместе с родителями. Сделанный своими руками инструмент поможет вам приучить малыша к совместному труду. Для конструирования нужно не так уж много – желание и чуть-чуть выдумки!
Данные музыкальные инструменты не требуют больших финансовых затрат, необходимо только приложить свою выдумку и фантазию. И сегодня мы предлагаем вместе с вашими детьми изготовить музыкальные инструменты на выбор.
Помните: не стремитесь сделать всё сами! Пусть ваш малыш участвует в изготовлении игрушки — насыпает в него зерно, крупные бусины или фасолины. Покажите ребенку, как это делается (возможно, у вас получится более красиво и эстетично - даже, скорее всего, именно так и будет, но ведь это не главное).
Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка, и когда ты сам творишь музыку, - что может быть увлекательнее и прекрасней!
5. Презентация «Музыкальные инструменты своими руками»