Тимофеева Юлия
Практикум «Развитие речи детей 3 лет посредством сенсомоторных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум «Развитие речи детей 3 лет через сенсомоторные игры».
Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Светлячок»,
Тимофеева Ю. А.
Введение.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. В наше время все компьютизировано, нажимаешь на кнопку и, тебе выдается картинка и вся интересующая информация. Общения минимум. Первыми забили тревогу педагоги – дошкольники, зная, с какими проблемами им придется столкнуться в обучении детей и подготовке их к школе. Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта, иными словами мы должны подготовить почву для их успешного обучения в школе.
Публикация «Практикум „Развитие речи детей 3 лет посредством сенсомоторных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Семинар, практикум
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. 21 век - век компьютерных технологий. Удетей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречаетсядетей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормальногоразвития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Главная задача речевого развития в ФГОС ДО овладение речью как средством общения и культуры. Принципы развития речи : принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи. Основные направления работы по развитию речи детей : развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Методы развития речи : наглядные, словесные, практические. К практическим методам относятся : дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Сегодня мы более тщательно рассмотрим дидактические игры и их влияние на развитие речи детей 3 лет…
Теоретические аспекты.
Но всех чудес прекрасных на земле Чудесней слово первое ребенка…
Петр Семыкин.
Можно ли помочь маленькому человеку в становлении правильной, чистой, свободной речи? Вполне! Сензитивный период для развития речи – это возраст от 1 года до 3 лет. М. М. Кольцова утверждала, что к этому сроку в основном заканчивается созревание речевых областей головного мозга. Л. С. Выготский писал, что трехлетнему ребенку, не усвоившему речь, гораздо труднее обучаться ей, чем полуторагодовалому. В настоящее время растет число неговорящих детей 3 лет. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы малышей, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи ребенка. Опираясь на опыт исследователей в области логопедии, специальной психологии, нейропсихологии (И. Т. Власенко, Л. С. Выготский, А. Ф. Лурия) можно сделать вывод о том, что: соединение сенсорного опыта со словом является первой ступенью познания мира.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Твёрдая ориентация на игру как на средство, метод, форму организации развивающей деятельности маленьких человечков поможет педагогу решить вопросы развития речи. Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Сенсорное развитие (от латинского чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, памяти, мышления, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности, речевой, в частности.
Актуальность моей работы по теме заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсомоторной сферы у детей дошкольного возраста способствует развитию речевой деятельности, развитию интеллектуальных способностей. Благодаря упражнениям и играм дети получают разнообразные сенсомоторные навыки, развивается внимательность, способность сосредоточиться, улучшается состояние лексики, грамматики, связной речи. Задания приносят детям радость.
Содержательные и методические аспекты.
Педагог Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Младший дошкольный возраст – это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Устранив пробелы в сенсомоторном уровне, можно активизировать речь детей. Хотелось бы отметить, что на современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической практике. Авторы отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка, влияют на становление и совершенствованиеречи детей. Поэтому считаю необходимым использованиесенсомоторных игр при работе с детьми по развитиюречи. Зона сенсомоторного развития - одна из важных зон,способствующихразвитию детей. Я подобрала для нее разнообразный материал, который соответствует гигиеническим и техническим требованиям. Он легкий, прочный, безопасный, привлекает своей яркостью, формирует эстетический вкус. Здесь всевозможные шнуровки, мозаики, конструкторы, пирамидки, матрешки и т. д.
Немного расскажу о некоторых сенсомоторных играх, которые я использую в работе: Дидактическая игра" Умелые руки! Дети с помощью прищепок выполняют задания: сделать лучики солнцу, иголочки елочке и др. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - хорошо знакома всем. Ребенок ощупывает предмет, угадывает и называет. Дидактическая игра "Выложи картинку". Здесь использую обыкновенные пуговицы. Можно выкладывать картинку и по шаблону, и без. Коллекцию из мелких, на первый взгляд, ненужных предметов, можно найти в каждом доме: кусочки фольги, веревочек, тесьмы, замочки, пуговки, бантики, обертки конфет и многое другое. Преимуществ у подобной коллекции много: предметы можно группировать, считать, сравнивать, использовать их в изготовлении аппликаций и в других видах совместного с ребенком творчества. Мелкие детали, перебираемые детскими пальчиками, дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, а стимулируют развитие речи детей. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве это значит, что ребенка надо: знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами; развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм. В дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Варианты заданий, которые я использую в работе с детьми:
«Большой – средний - маленький». Попросить ребенка разложить предметы по 3-м стаканчикам или тарелочкам.
«Мягкий - твердый». Рассказать ребенку о свойствах предметов сохранять форму, об их мягкости и твердости и проверьте, насколько хорошо эти знания усвоены им. Развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, моторики (в этих заданиях глаза ребенок может закрыть или завязать).
«Найди на ощупь». Взрослый называет предмет (или несколько предметов, а ребенок ищет его среди остальных или в миске с крупой (песком).
«Найди по описанию». Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий, не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди прочих.
Дети 3 лет должны уметь застёгивать и расстёгивать обувь, завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек. Чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
В нашей группе в уголке сенсомоторики представлены различные игры и пособия, в которые дети с удовольствием играют:
- игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы и др., имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень.
- игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме.
- игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.
- игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, бочонки, яйца). Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.
Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать.
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих играх. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка, развития речи детей.
Заключение.
На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у детей повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определённых сенсорных эталонах; расширился словарный запас; приобрелись навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Таким образом, эффективность использования сенсомоторных игр значительно повышает развитие речи детей 3 лет.
В заключении хочу сказать, что сенсомоторное воспитание способствует совершенствованиюречи, интеллектуальному развитию детей, успешной готовности к школе и подготовке к дальнейшей жизни.