Марина Семерня
Практикум для родителей «Семья на пороге школьной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в предшкольный период жизни ребёнка.
Подготовка к практикуму
1. анализ детских рисунков на тему: «Моя семья».
2. вступительное слово.
3. результаты тестирования детей.
4. задание «Определение беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери».
5. выборы факторов успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе. Диспут.
Публикация «Практикум для родителей „Семья на пороге школьной жизни“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
6. выступление ст. воспитателя и учителя начальных классов «Готовность ребёнка к школе».
7. анализ стереотипов родительского поведения.
8. игровое упражнение «Закончить упражнение о том, что значит в вашем понимании «хорошо учиться – это…».
9. решение педагогических ситуаций.
10. итоги родительского собрания.
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап.
1. рисование на тему «Моя семья».
2. проведение с детьми тестирования «Хочу ли я в школу?»
3. оформление наглядности к заданию 4.
4. подготовка выставки развивающих игр и литературы по теме: «Подготовка детей к школе».
5. разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.
2. Этап. Проведение практикума
В зале полукругом расставлены столы и стулья, на которых сидят родители. В поле зрения родителей находятся два фланелеграфа с детскими рисунками на тему «моя семья» (рисунки анонимны, тема указана).
На первом фланелеграфе расположены яркие, светлые рисунки; семья обычно изображена в полном составе; члены стоят, взявшись за руки, или объединены какой-либо общей деятельностью.
На втором расположены тёмные, мрачные рисунки.
Воспитатель предлагает родителям внимательно посмотреть на фланелеграфы и догадаться, на какую тему рисовали дети. Выслушав все мнения, педагог сообщает, что дети рисовали на одну тему, но каждый передавал своё восприятие домашней атмосферы.
Воспитатель. Наша встреча носит название «Роль семьи в предшкольный период жизни ребёнка». В чём видится каждому из присутствующих проблема на данную тему? (высказывания родителей).
Предлагаем послушать результаты тестирования детей. Родители обсуждают полученные результаты.
Затем педагог предлагает родителям выполнить задание : определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать (по желанию) свой выбор.
На столах лежат:
- чёрная полоска – сильное беспокойство;
- синяя полоска – умеренное беспокойство;
- красная полоска – ощущение радости, чувство уверенности.)
От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?
(высказывание родителей)
Обратите внимание – на вашем стенде информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе.
Факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе.
1. физическое здоровье ребёнка.
2. развитый интеллект ребёнка
3. умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
4. выносливость и работоспособность.
5. умение ребёнка считать и читать.
6. аккуратность и дисциплинированность.
7. хорошая память и внимание.
8. инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Воспитатель. Задание родителям. Выберите три самых главных, на ваш взгляд фактора. Пронумеруйте их по степени важности.
1. выступление ст. воспитателя и учителя начальной школы.
Ответы на вопросы, интересующие родителей.
3. продолжение практикума.
Педагог. Часто школьные учителя обеспокоены трудностями адаптации ребёнка к школе и говорят о психогенной школьной дезадаптации. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребёнка и др.
Предлагаю вам решить ряд педагогических ситуаций.
Задача 1.
Сын-первоклассник уже третий день подряд получает двойки только по математике, хотя родителям казалось, что он охотно решал примеры и у него практически не было ошибок. Родители стали решать с ним похожие примеры и задачки. Повторять правило, но это не дало положительных результатов.
- Ваше отношение к методу, выбранному родителями. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Задача 2.
Иру воспитывает бабушка. Росла девочка послушной, но очень робкой, у неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось. Когда ире исполнилось 6 лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на её взгляд задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, а мать сердилась на неё : «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки?»
С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Её не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу.
- Ваше отношение к этому?
К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?
- «Вот пойдёшь в школу, там тебе… «Ты наверное будешь двоечником.»
- «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» «Учись так, чтобы мне за тебя не краснеть!»
А теперь предлагаю вам игровое упражнение с мячом.
1. педагог по очереди бросает мяч одному из родителей и предлагает закончить предложенную фразу:
- с поступлением моего ребёнка в школу я мечтаю, чтобы….
- с началом школьной жизни ребёнок всё больше становится…
-в моём понимании, хорошо учится – это…
4. подведение итогов практикума.
Используется приём «Рисунок дня». Родители выражают своё отношение к собранию с помощью соответствующего рисунка, поясняя при необходимости его мысли.
Проект решения родительского собрания.
1. объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
2. создать для детей благоприятные условия в предшкольный период жизни
3. осуществить индивидуальные консультации родителей с психологом по желанию.
4. проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной направленности.
5. играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе.