Ольга Приходина
Занятие «Семья в моей жизни».
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: формирование позитивного образа семьи у воспитанников; формировать представление о семье, как о людях которые живут вместе и любят друг друга; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Публикация «Занятие „Семья в моей жизни“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Ход занятия.
СЕМЬЯ – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребёнку? В чём её психологическая сила? ДОМ и родители играют решающую роль в становлении психики ребёнка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему ДОМУ особым светом освещает подлинно счастливое детство.
Задачей нашего занятия является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и своё отношение к ней.
Вопросы:
1. Что обозначает слово «Семья».
(семья это проживающие вместе родственники)
2. Что такое жизнь?
(жизнь это когда человек дышит, кушает, ходит)
3. Кто входит в состав семьи?
(В состав семьи входят : мама, папа, бабушка, дедушка ….)
4. Кто какую роль занимает в семье?
(Папа глава семьи, он работает; мама воспитывает детей, готовит кушать;
бабушка помогает маме; дедушка помогает папе).
5. Каким должен быть папа?
(папа должен быть сильным, смелым, добрым, хозяйственным).
6. Какой должна быть мама?
(мама должна быть ласковой, заботливой, нежной, доброй)
7. Значение бабушки и дедушки в семье?
(бабушка с дедушкой должны помогать маме с папой воспитывать внуков)
8. Как должны относится у детям взрослые члены семьи?
(они должны их любить, помогать во всём)
9. Что для тебя означает понятие ДОМ?
10. Как сохранить тепло ДОМА?
11. Какая семья считается счастливой?
12. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
13. Как понимать родных тебе людей и быть ими занятым?
По словарю слово «СЕМЬЯ» обозначает группу живущих вместе близких родственников. А от себя я бы добавила, что семья – это очень близкие люди, связанные между собой не только кровными узами, а в большой степени их связывает любовь, доброта, доверие, уважение.
«СЕМЬЯ» - это СЕМЬ – Я. Что значит полноценная семья? Это семья, которая состоит из 7 человек: дедушка, бабушка, мама, папа и трое детишек. Когда в семье все понимают друг друга, то такая обстановка даёт уверенность в том, что поддержка в любом случае обеспечена её членам.
ЖИЗНЬ – это начало всех начал. Биологическое значение этого слова - жизнь. ЖИЗНЬ – это существование всех клеток, всех внутренних и внешних органов в одном ритме, следовательно выражение «Семья в моей жизни» значит что вы со своей семьёй должны быть вместе, единым целым.
Основные понятия.
Конфликт – противоборство, столкновения, серьёзное разногласие.
Эмоции – волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители. Имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.
Подготовительный этап.
Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки – «кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.
1. Оформление доски. Плакат с контурами ДОМА, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе – душа на месте».
2. Сочинения ребят «Сцены из семейной жизни», иллюстрированные фотографиями (задание даётся предварительно).
Алгоритм деятельности.
- Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом, заставленный добром, - ещё не дом.
И даже люстра над столом, - ещё не дом.
И на окне с живыми цветком – ещё не дом.
И даже с чайника баском – ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О каком же ТЕПЛЕ идёт речь? Что же это за ИСТИНА, которая должна быть простой и понятной? (Дети предлагают варианты ответов).
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к ДОМУ своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд ДУШИ.
- А как создать ТЕПЛО нашего ДОМА? Расскажи о тёплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.
(С помощью методик аранжирования и ассоциативного текста создаются ситуации «свободного выбора» для изучения особенностей ребёнка и для психолого-педагогического воздействия).
Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.
В современной песне поё тся:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей надёжный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
1. Думаю, что вы все согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного ДОМА, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой ДОМ? С чего начинать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».
Задание для первой группы: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «ДОМ».
ДОМ – это …. (крепость, очаг)
Задание для второй группы: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» ДОМА (записать на «кирпичиках»).
Взаимопонимание (Что ещё вы может предложить для крепости семейных отношений)
Задание для третьей группы: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. Ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждёт от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чём-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.
Итак, что можно …
Что нельзя….
А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим ДОМ. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами).
2. Наш ДОМ построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей атмосферы. Приятная остроумная беседа, непринужденное веселье,
радостное оживление – вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева ДОМА.
(«Строительные группы» назначаются хозяевами). Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумывать соответствующий текст.
3. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идёт своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи – понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актёрское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это даёт ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт – опрос».
Ход игры.
Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу – тапочки и нарисованный телевизор, маме – бигуди и зеркало, бабушке – кухонное полотенце и фартук, дедушке – очки и газету, сыну – нарисованный компьютер, старшей сестре – телефон.
Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.
Проблемная ситуация №1.
Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами :
Папа - лёжа на диване у телевизора, мама – у зеркала после принятия ванны, дедушка – в кресле с газетой в руках, бабушка – на кухне за приготовлением вечернего чая, сын – за игрой на компьютере, сестра – у телефона.
Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:
А) агрессивном
Б) неуверенном
В) уверенно-достойном
- Днём принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдёт завтра в сберкассу?
- Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдём приёмы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.
Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить – помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.
(Обсуждение).
Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.
Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.
1. Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы:
«Что я сейчас чувствую?» и «Чего мне хочется?»
(Развиваемся способность самоанализа).
2. Подумайте, почему противоречат иногда между собой ПОСТУПОК и
ЖЕЛАНИЕ?
(Развиваем способность понимать причины действий других)
3. У тебя есть человек, который тебе нравится?
Подумай в чём причина этого неприятия?
(Анализ по аналогии).
4. Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние
окружающих вас людей. Подведение итогов.