Елена Гайдар
Практикум для родителей «Мяч и речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребёнком для развития общей и мелкой моторики;
• расширять и активизировать словарный запас;
• развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление).
Темочки:
- Мяч, мячик
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Оборудование: листы бумаги с нарисованными кругами, цветные карандаши, клей, нитка, ножницы, мячи с ушками, су-джоки в мешочке (разного цвета, корзина с мячами разного размера, картинки (кровать, чашка, тарелка, шкаф, стол, волк, кошка, лиса, заяц, собака). Чупа-чупсы.
Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми.
Дети закрашивают круги на листе бумаги.
Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи?
Дети отвечают.
А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.
Дети и родители выполняют задание.
Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Сдуйте мячик с дороги.
Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют.
Пальчиковая гимнастика
Будем мячики считать. Дети сжимают и разжимают все пальчики.
Этот мяч — он из резины. Загибают пальчики, начиная с большого.
Этот мячик синий-синий.
Этот мяч большой и красный.
Этот мяч такой прекрасный!
Будем мы его катать, Выполняют круговые движения между ладонями.
Будем с ним мы играть.
Логопед показывает большой мяч с ушками и приглашает детей с ним проиграть (проводится игра на координацию речи и движения, развитие общей моторики). Каждая мама помогает ребенку сесть на мяч. Ребенок одновременно произносит слова и выполняет движения.
Раз, два — прыгай мячик,
Раз, два — и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
(Или)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой —
Не угнаться за тобой.
Дети, посмотрите, что нам еще принесли.
Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда су-джоки и вместе с мамами садятся за стол.
А теперь поиграем.
1. Возьмите су-джок в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
2. Возьмите су-джок и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте. ( Можно усложнить: взять сразу два мяча, взять мячи разного диаметра.)
3. Возьмите су-джок, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
4. Зажмите су-джок между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте су-джок между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
5. Опустите руки с су-джоком вниз и встряхните ими.
А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)
Дидактическая игра «Выбери мяч»
Логопед (таинственно обращается к детям). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об ее стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами?
Дети высказываются.
Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем — большие.
Сейчас мы будем передавать мяч друг другу.
Дети и их родители садятся в круг.
У кого окажется мяч, тот должен ответить на вопрос: осень какая? Дидактическая игра «Что это? Кто это?»
Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и называет предмет нарисованный на картинке. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет (обобщающее слово). Например: стол — мебель, чашка — посуда и т. д.
Дидактическая игра «Поймай — скажи»
Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка —мяукает, собака- лает, заяц – скачет, медведь (зимой) –спит, свинья – хрюкает, петух –кукарекает. Утка- плавает, лиса- бегает.
Логопед. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас?
Дети отвечают.
Итог занятия
Логопед. Молодцы, ребята, хорошо играли, встаньте в круг.
Много с мячиком играли
И немножечко устали.
Ловко вы мячи бросали,
В игры весело играли. Все ребята молодцы!
Получайте-ка призы! Логопед угощает всех чупа-чупсами.