Дарина Коньшина
Практикум для педагогов «Развитие коммуникативной компетенции педагога как важное условие успешного взаимодействия»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетенция — это профессионально значимое, личностное качество педагога, формирующееся в процессе саморазвития.
«Коммуникативная компетенция» означает способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). Это эффективное общение и эмоционально благоприятное (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Опыт работы показывает, что одной из основных проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.
Для значительной части педагогов характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Есть педагоги, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с коллегами, родителями и детьми, допуская менторские нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его и родителей в чем-то. Искусству разговора следует учиться. В данном случае необходим постоянный поиск методов для успешного совершенствования коммуникативных способностей.
Итак, рассмотрим основные коммуникативно-важные («острые») грани взаимодействия участников образовательных отношений.
Взаимоотношения в системе : «педагог-родитель»
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.
Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника – все это ведет к росту недоверия между педагогом и родителем, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы так много говорим.
Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:
• психолого-педагогической подготовленностью;
• коммуникативной культурой педагога;
• личностной психологической готовностью.
Основу коммуникативной культуры составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.
Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.
И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же практика работы позволяет выделить ряд общих причин, обуславливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги :
• незнание техник общения;
• жесткие ожидания по отношению к родителям;
• оценивание родителей;
• директивная позиция по отношению к родителям;
• суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;
• использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;
• приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);
• агрессия, напористость;
• равнодушие, унылость.
Для видимых результатов и эффективности для успешного взаимодействия необходимо :
• снятие барьеров в общении;
• управление собственным поведением;
• выработка адекватной самооценки;
• выработка навыков саморегуляции.
Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки родителя или ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная Т. Гордоном. При условии умелого применения, она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.
С помощью «Я - сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в напряженных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы, и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того чтобы овладеть техникой «Я - сообщения» надо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.
Первая часть – объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). ВАЖНО : в первой части «Я - сообщения» вам нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Говорите о поведении человека (ребенка или родителя, но не давайте оценку его личности. «Я вижу беспорядок!»
Во второй части «Я-сообщения» надо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека («Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение» и т. д.). «Из-за этого я чувствую раздражение!»
В третьей части «Я-сообщения» надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение. «Это небезопасно, можно получить травму», «Это неаккуратно!» Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, чем именно ваш партнер по общению может заменить свое поведение. «Мне приятно, когда игрушки лежат на своих местах!»
Необходимо стараться, чтобы «Я – сообщение» не переходило в «Ты (Вы) – сообщение», это ошибка, которая приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя. Этой ошибки можно избежать, если использовать безличные предложения.
Например:
1. Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! - неверно!
2. Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы - верно!
Конечно, чтобы пользоваться техникой «Я-сообщение», нужна практика, тренировка, должно пройти время, пока эта форма обратной связи станет для воспитателя привычным, естественным навыком общения.
Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом. От воспитателя требуется умение слушать. Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.
Возможно, сначала «Я-сообщение» покажется непривычным, искусственным, но важно не отступать, поскольку освоив такой способ общения, педагоги обязательно оценят его эффективность.
Все, о чем шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетенция педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем коммуникативной компетенции в сфере общения с родителями воспитанников:
• обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;
• признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;
• стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
• обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
• в общении с родителями проявляет выдержку, внимание, тактичность и другие профессионально значимые качества;
• владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
• учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
• умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
• обладает развитыми коммуникативными навыками.
Взаимоотношения в системе : «педагог-ребенок»
В системе этих взаимоотношений молодые педагоги, и не только, испытывают определё нные трудности: неверное, неадекватное ситуации отношение к ребёнку возникает, в большинстве случаев, из-за непонимания причин, вызывающих те или иные особенности поведения ребёнка. Практика и опыт позволяют выделить основные причины трудностей во взаимодействии педагога и ребёнка :
• Авторитарная позиция по отношению к детской активности.
• Избирательное отношение педагога к детям.
• Наличие у педагога стереотипов.
• Эмоциональное выгорание педагога.
• Неприятие педагогом индивидуальных особенностей детей.
• Несоответствие семейного воспитания и воспитания в детском саду.
• Нарушения педагогического такта.
Отношения, основанные на взаимопонимании, строятся на следующих важных моментах :
- понимание эмоционального состояния ребенка и выражение в словах того, что мы поняли;
- осознание своего собственного состояния и выражение собственных чувств в корректной форме.
Понять состояние ребенка нам поможет «Активное слушание», а выразить собственные чувства и пожелания — «Я-сообщения».
Правила «Активного слушания».
Прежде чем высказывать собственные мысли по поводу ситуации, в которой находится ребенок, нужно, прежде всего, понять его, понять, что он чувствует в этой ситуации. Это сделать достаточно просто, если внимательно слушать, что именно говорит ребенок. За любыми фразами можно услышать чувства, которые он испытывает в этот момент. А, сказав ребенку, что мы знаем о его переживаниях, мы даем ему возможность рассказать о своих переживаниях и быть понятым.
Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок и назвать «по имени» это его чувство. Этот прием называется «Активное слушание».
Активно слушать ребенка – значит возвращать ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувства.
Ребё нок: Он отнял мою машинку!
Взрослый: Ты очень огорчен и рассержен на него.
Ребё нок: Не буду я носить эту дурацкую шапку!
Взрослый: Тебе она очень не нравится.
Особенности и правила беседы по способу активного слушания:
Во-первых. Обязательно повернитесь лицом к ребенку. Важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький присядьте около него, возьмите его на руки или посадите на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.
Во-вторых. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Утвердительная форма показывает, что взрослый настроился на «эмоциональную волну» ребенка, что он слышит и принимает его чувства. Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
В-третьих. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Паузы помогают ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Если глаза ребенка смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
В-четвертых. В вашем ответе иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Для повторения можно использовать другие слова, но с тем же смыслом.
Ребё нок: Не буду больше играть с Петей!
Взрослый: Не хочешь с ним больше дружить. (повторение услышанного).
Ребё нок: Да, не хочу…
Взрослый (после паузы) : Ты на него обиделся… (обозначение чувства).
Таким образом, «Активное слушание» приводит к очень важным для взаимопонимания результатам : ослабляются отрицательные переживания ребенка; ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше; к тому же он сам продвигается в решении своего вопроса.
Выражаем свои чувства и стать ближе к ребёнку поможет «Я – сообщения», которые подразумевают то, что когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от первого лица, о себе, о своём переживании, а не о нем, не о его поведении. Они могут быть такими:
1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов других людей.
2. Меня очень утомляет громкая музыка.
3. Мне неприятно, когда вы ругаетесь.
4. Я раздражаюсь, когда громко кричат.
Заметьте, все эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня. Поэтому высказывания такого рода психологи назвали «Я - сообщениями». Кто-нибудь из родителей и педагогов могли бы сказать иначе:
1. Ну что у тебя за вид!
2. Ты не мог бы потише!
3. Перестаньте ругаться!
4. Что ж вы так кричите!
В таких высказываниях используются слова ты, тебя, тебе. Их можно назвать «Ты - сообщениями».
На первый взгляд разница между «Я» и «Ты - сообщением» невелика. Больше того, вторые привычнее и «удобнее». Однако, в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать. Ведь каждое «Ты - сообщение», по сути, содержит выпад, обвинение или критику ребенка. Вот типичный диалог:
— Когда вы, наконец, начнете убирать за собой игрушки! (Обвинение.)
— Ну, не знаем, когда - нибудь!
— Как вы разговариваете? (Осуждение, угроза.)
— А что такого!
«Я - сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты — сообщением».
1. Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.
2. «Я - сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что взрослые могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же — делает взрослого ближе, человечнее.
3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
Таким путем родителям гораздо легче узнавать о чувствах и потребностях ребенка.
4. И последнее: высказывая свое чувство, без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда — удивительно! — они начинают учитывать наши желания и переживания. Приведу случай, рассказанный мамой четырехлетнего мальчика.
Ситуация в группе. Маша захотела взять игру и попросила у воспитателя, дать ей поиграть. Воспитатель даёт. И тут вдруг Маша передумала и захотела другую, которой уже играет Миша. Воспитатель ответила, когда Миша поиграет, ты можешь её взять. На что, Маша начала постанывать и требовать игру дать ей, а Миша «обойдётся». Ты - сообщение звучало бы примерно так: «Ты ведёшь себя безобразно (плохо, успокойся!» Я – сообщение «Мне ужасно стыдно из-за такого поведения! Мне хочется, чтобы ты проявила терпение!»
Научиться посылать «Я - сообщения» непросто, так же, как и активно слушать ребенка. Потребуется тренировка, и на первых порах трудно будет избегать ошибок. Поэтому здесь требуется глобальная работа педагога-психолога с педагогическим коллективом.
И конечно, хочется подчеркнуть, одним из важнейших факторов успешного развития ребёнка являются правильные взаимоотношения в системе «педагог – ребёнок». Для этого педагогу следует :
• Сосредотачиваться на позитивных и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки и веры в свои силы и возможности;
• Помогать ребёнку поверить в себя, в свои способности и возможности;
• Помогать избегать ошибок;
• Поддерживать ребёнка при неудачах и научить справляться с ними.
Одна из главных задач педагога научиться поддерживать ребенка, а значит верить в него. Для этого необходимо:
• Опираться на сильные стороны ребёнка;
• Избегать подчеркивания его промахов и неудач;
• Показывать, что вы удовлетворены ребёнком;
• Демонстрировать оптимизм по отношению к ребёнку;
• Уметь объективно похвалить за старания;
• Уметь видеть и формировать лучшие качества и способности в ребёнке.
Обобщая вышеизложенное выделим основные качественные и необходимые для эффективного взаимодействия характеристики коммуникативной компетенции педагога :
• быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;
• стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
• установка в контакте не только на дело, но и на партнера; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей;
• владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;
• умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда вопреки сложившимся отношениям;
• умение использовать эффективные техники общения.