МААМ-картинки

Практикум для педагогов «Развитие коммуникативной компетенции педагога как важное условие успешного взаимодействия»

Дарина Коньшина
Практикум для педагогов «Развитие коммуникативной компетенции педагога как важное условие успешного взаимодействия»
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетенция — это профессионально значимое, личностное качество педагога, формирующееся в процессе саморазвития.

«Коммуникативная компетенция» означает способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). Это эффективное общение и эмоционально благоприятное (психологически комфортное) для участвующих сторон.

Публикация «Практикум для педагогов „Развитие коммуникативной компетенции педагога как важное условие успешного взаимодействия“» размещена в разделах

Опыт работы показывает, что одной из основных проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

Для значительной части педагогов характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Есть педагоги, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с коллегами, родителями и детьми, допуская менторские нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его и родителей в чем-то. Искусству разговора следует учиться. В данном случае необходим постоянный поиск методов для успешного совершенствования коммуникативных способностей.

Итак, рассмотрим основные коммуникативно-важные («острые») грани взаимодействия участников образовательных отношений.

Взаимоотношения в системе : «педагог-родитель»

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.

Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника – все это ведет к росту недоверия между педагогом и родителем, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы так много говорим.

Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

психолого-педагогической подготовленностью;

коммуникативной культурой педагога;

• личностной психологической готовностью.

Основу коммуникативной культуры составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.

Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же практика работы позволяет выделить ряд общих причин, обуславливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги :

• незнание техник общения;

• жесткие ожидания по отношению к родителям;

• оценивание родителей;

• директивная позиция по отношению к родителям;

• суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;

• использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;

• приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);

• агрессия, напористость;

• равнодушие, унылость.

Для видимых результатов и эффективности для успешного взаимодействия необходимо :

• снятие барьеров в общении;

• управление собственным поведением;

• выработка адекватной самооценки;

• выработка навыков саморегуляции.

Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки родителя или ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная Т. Гордоном. При условии умелого применения, она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.

С помощью «Я - сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в напряженных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы, и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того чтобы овладеть техникой «Я - сообщения» надо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.

Первая часть – объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). ВАЖНО : в первой части «Я - сообщения» вам нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Говорите о поведении человека (ребенка или родителя, но не давайте оценку его личности. «Я вижу беспорядок!»

Во второй части «Я-сообщения» надо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека («Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение» и т. д.). «Из-за этого я чувствую раздражение!»

В третьей части «Я-сообщения» надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение. «Это небезопасно, можно получить травму», «Это неаккуратно!» Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, чем именно ваш партнер по общению может заменить свое поведение. «Мне приятно, когда игрушки лежат на своих местах!»

Необходимо стараться, чтобы «Я – сообщение» не переходило в «Ты (Вы) – сообщение», это ошибка, которая приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя. Этой ошибки можно избежать, если использовать безличные предложения.

Например:

1. Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! - неверно!

2. Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы - верно!

Конечно, чтобы пользоваться техникой «Я-сообщение», нужна практика, тренировка, должно пройти время, пока эта форма обратной связи станет для воспитателя привычным, естественным навыком общения.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом. От воспитателя требуется умение слушать. Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

Возможно, сначала «Я-сообщение» покажется непривычным, искусственным, но важно не отступать, поскольку освоив такой способ общения, педагоги обязательно оценят его эффективность.

Все, о чем шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетенция педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем коммуникативной компетенции в сфере общения с родителями воспитанников:

• обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;

• признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;

• стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

• обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

• в общении с родителями проявляет выдержку, внимание, тактичность и другие профессионально значимые качества;

• владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

• учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

• обладает развитыми коммуникативными навыками.

Взаимоотношения в системе : «педагог-ребенок»

В системе этих взаимоотношений молодые педагоги, и не только, испытывают определё нные трудности: неверное, неадекватное ситуации отношение к ребёнку возникает, в большинстве случаев, из-за непонимания причин, вызывающих те или иные особенности поведения ребёнка. Практика и опыт позволяют выделить основные причины трудностей во взаимодействии педагога и ребёнка :

• Авторитарная позиция по отношению к детской активности.

• Избирательное отношение педагога к детям.

• Наличие у педагога стереотипов.

• Эмоциональное выгорание педагога.

• Неприятие педагогом индивидуальных особенностей детей.

• Несоответствие семейного воспитания и воспитания в детском саду.

• Нарушения педагогического такта.

Отношения, основанные на взаимопонимании, строятся на следующих важных моментах :

- понимание эмоционального состояния ребенка и выражение в словах того, что мы поняли;

- осознание своего собственного состояния и выражение собственных чувств в корректной форме.

Понять состояние ребенка нам поможет «Активное слушание», а выразить собственные чувства и пожелания — «Я-сообщения».

Правила «Активного слушания».

Прежде чем высказывать собственные мысли по поводу ситуации, в которой находится ребенок, нужно, прежде всего, понять его, понять, что он чувствует в этой ситуации. Это сделать достаточно просто, если внимательно слушать, что именно говорит ребенок. За любыми фразами можно услышать чувства, которые он испытывает в этот момент. А, сказав ребенку, что мы знаем о его переживаниях, мы даем ему возможность рассказать о своих переживаниях и быть понятым.

Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок и назвать «по имени» это его чувство. Этот прием называется «Активное слушание».

Активно слушать ребенка – значит возвращать ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувства.

Ребё нок: Он отнял мою машинку!

Взрослый: Ты очень огорчен и рассержен на него.

Ребё нок: Не буду я носить эту дурацкую шапку!

Взрослый: Тебе она очень не нравится.

Особенности и правила беседы по способу активного слушания:

Во-первых. Обязательно повернитесь лицом к ребенку. Важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький присядьте около него, возьмите его на руки или посадите на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.

Во-вторых. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Утвердительная форма показывает, что взрослый настроился на «эмоциональную волну» ребенка, что он слышит и принимает его чувства. Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

В-третьих. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Паузы помогают ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Если глаза ребенка смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В-четвертых. В вашем ответе иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Для повторения можно использовать другие слова, но с тем же смыслом.

Ребё нок: Не буду больше играть с Петей!

Взрослый: Не хочешь с ним больше дружить. (повторение услышанного).

Ребё нок: Да, не хочу…

Взрослый (после паузы) : Ты на него обиделся… (обозначение чувства).

Таким образом, «Активное слушание» приводит к очень важным для взаимопонимания результатам : ослабляются отрицательные переживания ребенка; ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше; к тому же он сам продвигается в решении своего вопроса.

Выражаем свои чувства и стать ближе к ребёнку поможет «Я – сообщения», которые подразумевают то, что когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от первого лица, о себе, о своём переживании, а не о нем, не о его поведении. Они могут быть такими:

1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов других людей.

2. Меня очень утомляет громкая музыка.

3. Мне неприятно, когда вы ругаетесь.

4. Я раздражаюсь, когда громко кричат.

Заметьте, все эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня. Поэтому высказывания такого рода психологи назвали «Я - сообщениями». Кто-нибудь из родителей и педагогов могли бы сказать иначе:

1. Ну что у тебя за вид!

2. Ты не мог бы потише!

3. Перестаньте ругаться!

4. Что ж вы так кричите!

В таких высказываниях используются слова ты, тебя, тебе. Их можно назвать «Ты - сообщениями».

На первый взгляд разница между «Я» и «Ты - сообщением» невелика. Больше того, вторые привычнее и «удобнее». Однако, в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать. Ведь каждое «Ты - сообщение», по сути, содержит выпад, обвинение или критику ребенка. Вот типичный диалог:

— Когда вы, наконец, начнете убирать за собой игрушки! (Обвинение.)

— Ну, не знаем, когда - нибудь!

— Как вы разговариваете? (Осуждение, угроза.)

— А что такого!

«Я - сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты — сообщением».

1. Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.

2. «Я - сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что взрослые могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же — делает взрослого ближе, человечнее.

3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

Таким путем родителям гораздо легче узнавать о чувствах и потребностях ребенка.

4. И последнее: высказывая свое чувство, без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда — удивительно! — они начинают учитывать наши желания и переживания. Приведу случай, рассказанный мамой четырехлетнего мальчика.

Ситуация в группе. Маша захотела взять игру и попросила у воспитателя, дать ей поиграть. Воспитатель даёт. И тут вдруг Маша передумала и захотела другую, которой уже играет Миша. Воспитатель ответила, когда Миша поиграет, ты можешь её взять. На что, Маша начала постанывать и требовать игру дать ей, а Миша «обойдётся». Ты - сообщение звучало бы примерно так: «Ты ведёшь себя безобразно (плохо, успокойся!» Я – сообщение «Мне ужасно стыдно из-за такого поведения! Мне хочется, чтобы ты проявила терпение!»

Научиться посылать «Я - сообщения» непросто, так же, как и активно слушать ребенка. Потребуется тренировка, и на первых порах трудно будет избегать ошибок. Поэтому здесь требуется глобальная работа педагога-психолога с педагогическим коллективом.

И конечно, хочется подчеркнуть, одним из важнейших факторов успешного развития ребёнка являются правильные взаимоотношения в системе «педагог – ребёнок». Для этого педагогу следует :

• Сосредотачиваться на позитивных и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки и веры в свои силы и возможности;

• Помогать ребёнку поверить в себя, в свои способности и возможности;

• Помогать избегать ошибок;

• Поддерживать ребёнка при неудачах и научить справляться с ними.

Одна из главных задач педагога научиться поддерживать ребенка, а значит верить в него. Для этого необходимо:

• Опираться на сильные стороны ребёнка;

• Избегать подчеркивания его промахов и неудач;

• Показывать, что вы удовлетворены ребёнком;

• Демонстрировать оптимизм по отношению к ребёнку;

• Уметь объективно похвалить за старания;

• Уметь видеть и формировать лучшие качества и способности в ребёнке.

Обобщая вышеизложенное выделим основные качественные и необходимые для эффективного взаимодействия характеристики коммуникативной компетенции педагога :

• быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;

• стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;

• установка в контакте не только на дело, но и на партнера; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей;

• владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;

• умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда вопреки сложившимся отношениям;

• умение использовать эффективные техники общения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона»Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона» Цель: создать условия для формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников в процессе беседы и проведения игр о дружбе.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Положительное эмоциональное состояние ребёнка — важное условие развития его личности Как эмоционально чувствует себя малыш в детском саду и дома – это очень важно, так как от этого зависит его личностное развитие. Взрослому.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей»Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей» Я целый день мечтаю. И знаете о чём? Что вырасту и буду, Наверно, я врачом. А может педагогом? Учить детей писать, И ставить им в тетрадки.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для педагогов «Развитие коммуникативной компетенции педагога как важное условие успешного взаимодействия»
Опубликовано: 22 апреля 2022 в 09:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для педагогов «Развитие коммуникативной компетенции педагога как важное условие успешного взаимодействия»» (включая файлы) размещена пользователем Дарина Коньшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД