Русакова Ольга
Практикум для педагогов «Нестандартные педагогические технологии в коррекционно-развивающей работе у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ «Устанская СОШ»
Практикум для педагогов на тему:
«Нестандартные педагогические технологии в коррекционно-развивающей работе у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, в том числе ОВЗ. (практический опыт)»
Составила:
учитель-логопед
Русакова О. В.
2024
Повестка:
1. Теоретическая часть по теме. Руководитель ММО Русакова О. В.
2. Выступление из опыта работы
«Использование различных арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми». Педагог-психолог Смирнова Юлия Игоревна, Центр развития ребенка «Территория возможностей».
3. Выступление из опыта работы: «Автоматизация звуков у детей с помощью приемов развития межполушарного взаимодействия". Учитель-логопед Костюнина Е. Ю. ,МАДОУ «Парус».
4. Мастер- класс: «Правильное дыхание-основа здоровья». Специалист по проприоцептив. нейромышленной фасилитации (методика ПНФ, тейпированию, дыхательной гимнастике, массажу Гуаша, детскому массажу и ЛФК, Мазур Ирина Евгеньевна.
5. Итог.
Ход практикума
1. Теоретическая часть по теме. Руководитель ММО Русакова О. В.
– Я хочу научиться, но не люблю, когда меня учат!
С такой проблемой детского негативизма в обучении встречается каждый педагог. Особенно она актуальна в сфере коррекционной педагогики, когда для закрепления материала приходится многократно повторять одни и те же звуки, слова, предложения.
Коррекционная работа большей частью базируется на классических, проверенных временем и практикой методах и технологиях, обойтись без которых невозможно. Это технологии диагностики, постановки звуков, ручного массажа, технологии работы над слоговой структурой, лексико-грамматическими категориями, связной речью.
- Что такое инновационные технологии? Для чего же тогда нужны инновации в коррекционной практике?
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
- А нужны они для того, чтобы разжечь в детях искорку любознательности, пытливости, сделать процесс коррекционного обучения осознанным, динамичным, привлекательным и результативным.
Изучая многообразие предлагаемых инновационных технологий, каждый из нас выбирает для себя наиболее подходящие, что-то принимаем полностью, что-то перерабатываем.
В коррекционно-развивающей работе специалисты все чаще начинают применять нетрадиционные методики, приемы, инструменты. В сочетании с традиционными, проверенными временем логопедическими технологиями эти инновационные элементы помогают:
1. Создать более комфортные с эмоциональной и психологической точки зрения условия для каждого ребенка, учесть его индивидуальные особенности и потребности.
2. Увлечь, замотивировать детей, сделать их активными участниками учебно-воспитательного и восстановительного процесса.
3. Повысить эффективность взаимодействия учителя-логопеда и его маленьких подопечных.
4. Ускорить достижение положительных результатов.
К инновационным технологиям, успешно внедряемым в работу логопедов, относятся:
• арт-терапевтические методики: музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия и пр. ;
• игровые технологии;
• телесно-ориентированные техники;
• цветотерапия;
• ароматерапия;
• пальчиковая гимнастика;
• информационно-компьютерные технологии (ИКТ);
• мнемотехника;
• локальная гипер- и гипотермия;
• кинезиотерапия и др.
Преимущество использования инновационных моделей в
логопедической практике
для учителя-логопеда для детей для педагогов для родителей
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
1. Инновационная технология, нацеленная на развитие межполушарных взаимодействий: кинезиологическая.
Специалисты утверждают, что успешная учеба ребенка зависит от уровня развития межполушарных связей. Межполушарное развитие дошкольников – это процесс, направленный на стимуляцию и совершенствование работы обоих полушарий мозга у детей в возрасте дошкольного периода.
Выступление из опыта работы: «Автоматизация звуков у детей с помощью приемов развития межполушарного взаимодействия". Учитель-логопед Костюнина Е. Ю. ,МАДОУ «Парус».
2. Арт-терапия.
Арт-терапия– это путь к психологическому здоровью детей. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребёнка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия.
- Выступление из опыта работы «Использование различных арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с детьми». Педагог-психолог Смирнова Юлия Игоревна, Центр развития ребенка «Территория возможностей».
3. Телесно-ориентированные техники.
Все в организме человека взаимосвязано. Тренируя двигательную сферу можно стимулировать развитие психических функций и свойств, формируя умение контролировать свои действия (движения руками, ногами, можно влиять на эмоционально-волевые проявления, характер, способности, речевые навыки.
К телесно-ориентированным методикам, применяемым в работе логопеда, относятся:
• дыхательные упражнения — способствуют формированию навыков самоконтроля, улучшают ритмику организма;
• биоэнергопластика — является одной из разновидностей артикуляционной гимнастики, которая подразумевает одновременное выполнение каких-то движений и активизацию речевого аппарата (например, поднять руки и высунуть язык, учит координировать действия, развивает произвольное внимание, восприятие информации, синхронизирует работу полушарий головного мозга, благоприятно влияет на мышление и речь;
• упражнения для расслабления — развивают навыки самонаблюдения;
• растяжка — система упражнений, которые направлены на попеременное напряжение и расслабление различных частей тела, эффективное средство против гипер- и гипотонуса мышц.
Мастер- класс: «Правильное дыхание-основа здоровья». Специалист по проприоцептив. нейромышленной фасилитации (методика ПНФ, тейпированию, дыхательной гимнастике, массажу Гуаша, детскому массажу и ЛФК, Мазур Ирина Евгеньевна.
Итог.
- Одним из слагаемых эффективной коррекционно-развивающей работы логопеда является активное участие в процессе его юных подопечных — малышей с нарушениями речевой функции. Добиться такой включенности, заинтересованности при помощи традиционных методов удается далеко не всегда. Поэтому важно искать новые подходы, комбинировать привычные средства и приемы с нестандартными — инновационными для логопедии, развивать новые направления.
Когда у специалиста есть в распоряжении широкий спектр методик и технологий, ему значительно проще выбрать наиболее подходящие в каждой конкретной ситуации инструменты, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, что позволит добиться максимально возможных результатов.
Подводя итог, хочу отметить, что инновационные технологии в сочетании с классическими коррекционными методиками дают хороший результат.
Повышается мотивация к обучению. Процесс становится более динамичным и результативным.
Спасибо за внимание!