Гульсум Дусмаганбетова
Практико-ориентированный проект «Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
I Пояснительная записка
1.1 Паспорт проекта
Данный практико-ориентированный проект разработан для детей 4-6 лет.
Работа по проекту ведется в форме кружковой работы и организована фронтальными, микрогрупповыми и индивидуальными занятиями.
Данный проект предполагает следующий объем в часах:
Группа Кратность занятий Длительность занятий Количество часов
Средняя группа 9 месяцев по 4 занятия в месяц 15 минут 9 часов
Темочки:
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальное развитие
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Фольклор. Проекты
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Старшая группа 9 месяцев по 4 занятия в месяц 20 минут 12 часов.
Практико-ориентированный проект составляют пояснительная записка, теоретическое обоснование проекта, содержательный модуль, практический модуль, методический модуль и заключение.
1.2 Актуальность проекта.
Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Это и послужило выбору темы нашего исследования: «Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей старшего дошкольного возраста».
Проблема данного практико-ориентированного проекта формируется следующим образом: как фольклор влияет на развитие музыкальных эмоций детей среднего дошкольного возраста.
Цель проекта : развитие музыкальных качеств детей среднего возраста посредством погружения в атмосферу русского народного творчества.
Задачи:
1. Формировать у детей музыкальную отзывчивость на интонационное – предмузыкальное – и музыкальное воздействие.
2. Развитие способности к соответствующему переживанию музыкального содержания и ценностно-смысловому осознанию своих ассоциаций в процессе восприятия и исполнительства.
3. Расширять представления детей о русских национальных обычаях, традициях, быте и творчестве.
4. В увлекательной, игровой и доступной форме приобщать детей к произведениям народного творчества.
Объектом исследования являются эмоции детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие музыкальных эмоций детей дошкольного возраста средствами фольклора.
В качестве гипотезы мы исходим из предположения о том, что музыкальные эмоции малышей будут развиваться эффективно, если:
- выявлены уровни их сформированности;
- учитываются индивидуальные характеристики дошкольников.
Методами исследования явились наблюдение, беседы, анализ музыкального исполнения ребенка, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в нахождении путей совершенствования, развития музыкальных эмоций дошкольников.
II Теоретическое обоснование проекта.
2.1 Основные подходы, идеи принципы, лежащие в основе проекта, их обоснование.
Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве.
Не случайно, обращение деятелей просвещения, культуры, искусства к решению проблем, связанных с поиском наиболее эффективных путей развития индивидуальности ребенка, среди которых в первую очередь называется процесс приобщения подрастающего поколения к художественной культуре.
В связи с этим особенно усиливается роль образования и культуры в воспитательном процессе учебных заведений разных статусов. При этом немалая доля отводится искусству, в том числе музыкальному, которое, являясь частью художественной культуры и наиболее глубоко, чем другие виды искусств, эмоционально воздействуя на человека, вносит существенные изменения в сферу индивидуального сознания и духовную жизнедеятельность человека, создает предпосылку для активной творческой деятельности. Однако возможность посредством музыкальных образов духовно и практически познать окружающий мир и выражать отношение к нему остается нереализованной, если у ребенка не формируется умение осознавать процесс создания музыкально-художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира; если не развивается индивидуальная восприимчивость к окружающему искусству и художественному видению мира.
В результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются не только те стороны личности ребенка, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства - эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.
Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей.
Последние два десятилетия ХХ века сопряжены с развитием народной педагогики, в том числе музыкальной и художественной. На формирование различных подходов к интерпретации русской народной педагогики оказали работы историка, философа и гуманиста Л. Н. Гумилева. Принципиальное значение для развития теории и практики народной педагогики имели докторские диссертации В. А. Николаева «Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя» (1998, доктора педагогических наук, профессора В. К. Шаповалова «Этнокультурная направленность Российского образования» (1997).
90-е годы ХХ столетия характеризуются новой «фольклорной волной» : проникновением в учебные заведения широкого фольклорного движения, пристальным интересом музыкантов, педагогов, искусствоведов, культурологов, этнопсихологов и этнопедагогов к проблемам русской народной музыки.
Известный педагог - фольклорист Л. Л. Куприянова разработала факультативную программу «Русский фольклор» основные задачи которой заключаются в том, чтобы дать детям начальные представления об источнике народной музыкальной мудрости, на фольклорной основе сформировать исполнительские умения и навыки учащихся.
В начале ХХI века опубликовано ценное в методическом плане пособие кандидата педагогических наук Д. А. Рытова написанное на основе межпредметной связи между этноорганологией, народной музыкальной педагогикой и методикой обучения игре детей в оркестре народных инструментов.
Эмоциональное развитие детей изучалось следующими авторами: профессором психолого-педагогических наук С. Х. Раппопорт «Искусство и эмоции» (1968, психологами П. М. Якобсон «Эмоциональная жизнь школьника» (1966, Г. М. Бреслав «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения»(1990).
На сегодняшний день существует богатая теоретическая база, способствующая раскрытию и изучению темы данного проекта.
В процессе занятий по данному проекту подразумевается индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его психологические и возрастные особенности. В основе проекта заложены идеи гуманизма, доброты, отзывчивости.
А также принципы:
1) принцип обучения;
2) принцип систематичности и последовательности (от простого к сложному);
3) принцип минимакса (каждый дошкольник может научиться всему, что его интересует, но должен запомнить обязательный минимум);
4) принцип преемственности (усложнение задач в течение года и от группы к группе);
5) принцип самостоятельной поисковой деятельности путем проб и ошибок;
6) принцип отбора содержания для детского творчества;
7) принцип создания условий для организации детского творчества в детском саду.
2.2 Классификация и терминология детского музыкального фольклора
Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-XX веков велась довольно интенсивно, но теоретическое и классификация начали складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Большое значение музыкальному фольклору было уделено уже в 1918 году в непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось первостепенное место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню публикаций, исследований выделяются труды русского советского писателя, литературоведа Чуковского К. И., кандидата педагогических наук Капицы О. И., профессора Иркутского университета, этнографа Виноградова Г. С., доктора филологических наук профессора Аникина В. П. Горький А. М. писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой”. Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука. Не вызывает сомнений Правомерность выделения в детском фольклоре поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это – поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Такой системы в классификации придерживается доктор филологических наук, профессор Аникин В. П. Данная система точно улавливает многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать сам автор Аникин В. П. По жанровым признакам в качестве прак-тической рабочей классификации Мельников М. Н. (исследователь детского фольклора) предлагает делить все детские песни на четыре группы:
1) песни диалогические;
2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);
3) песни с припевом;
4) песни-перегудки.
Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г. С., Капицы О. И. Все образцы были разделены на III раздела:
I – Календарный фольклор
II – Потешный фольклор
III – Игровой фольклор
I. Календарный фольклор
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения, имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т. д. Собственно детский календарный фольклор – заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.
Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии. Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряжения на масленицу и коляду, за исполнение колядок, величальных песен – пожеланий. В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы. В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками.
В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно – егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские. Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось – они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником.
К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др., они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.
Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.
Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.
II. Потешный фольклор
Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.
Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанные на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т. д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции. Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.
Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф, забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки. Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
III. Игровой фольклор
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. Фольклорист, музыковед Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы:
- драматические,
- спортивные,
- хороводные.
Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа. Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия. Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”, имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста.
Фольклорное искусство, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах, оказывает, безусловно, эстетическое воздействие на восприятие личности. Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естественно, возникает у ребенка (да и взрослого) в момент участия в творческо-исполнительском акте. Искусство фольклора уникально : оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.
Фольклор - это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо тонкое проникнове-ние в саму сущность фольклорного материала, в глубинные слои народного художественного мышления. Устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность и импровизационность его исполнителей. Обучение музыкальному фольклору при соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» или «Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при исполнении.
2.3 Эмоции, как особая сфера развития ребенка
Специфика психических функций человека состоит в том, что они развиваются в процессе овладения ребенком общественно-историческим опытом. Ребенок рождается и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих отношений. В них фиксирован опыт общественной практики. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом.
Формирование детской личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, с формированием сферы интересов и мотивов поведения. А это, в свою очередь, определяется социальным окружением и прежде всего реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми.
Эмоция - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции - непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. В теории деятельности они определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, если неуспешна - отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы. В ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоции - так называемый эмоциональный тон ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие к их сохранению или устранению. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты.
Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта - в этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым воздействиям, вызывающим эмоции, что позволяет заблаговременно к ним подготовиться.
Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием; эмоции выражают оценочное отношение:
1) к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности - например, страх, гнев;
2) к конкретным достижениям в ней - радость, огорчение;
3) к сложившимся или возможным ситуациям.
Отношение к отражаемым явлениям, как главное свойство эмоций, представлено: 1) в их качественных характеристиках, к которым относятся: а) знак - положительный, отрицательный;. б) модальность - удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и т. п. ; 2) в динамике протекания самих эмоций - длительность, интенсивность и пр. ; 3) в динамике внешнего выражения эмоций - эмоциональной экспрессии - в мимике, речи, пантомимике.
Эмоции - особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Эмоции человека - продукт общественно-исторического развития. Они являются субъективной формой выражения потребностей, поэтому предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее. Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия, радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха и т. д. Высший продукт развития эмоций человека - устойчивые чувства.
Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности (социальным и природным). Чувство может реализоваться в различных эмоциях. Например, чувство любви к другому человеку включает эмоции радости, ревности, гнева, отчаяния. Различают: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические чувства.
Моральные чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентаций, выработанных обществом.
Эстетические чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения эстетических ценностей.
Интеллектуальные чувства испытывает человек тогда, когда он направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни.
Практические чувства испытывает человек, включенный в ту или иную практическую деятельность (Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология, М., 1988).
Дети дошкольного возраста очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, дошкольники еще не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность дошкольников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.