Юлия Карасева
Практико ориентированная работа на тему «Экологическое воспитание детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОУ
Педагогическая академия
Кафедра естественнонаучного образования
Проведена в МБДОУ ДС №32 «Росинка» общеразвивающего вида ЩМР МО
детей в условиях ДОУ
Итоговая практико-ориентированная работа на курсах повышения квалификации по теме: «Методика экологического воспитания дошкольников»
Публикация «Практико ориентированная работа на тему „Экологическое воспитание детей в ДОУ“» размещена в разделах
Выполнил: воспитатель
МБДОУ ДС-№32 «Росинка»
общеразвивающего вида
Карасева Юлия Ивановна.
Руководитель: старший
преподаватель Монтазери О. Н.
Щелково 2012
1. Введение.
2. Основная часть. Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
а)Программа по экологическому воспитанию детей
б) Реализация деятельностного подхода
в) Экологическое воспитание детей в МБДОУ детский сад №32 «Росинка»
общеразвивающего вида ЩМР МО
3. Заключение
4. Используемая литература
5. Приложение1. Перспективный план для подготовительной группы по экологическому
воспитанию дошкольников.
Приложение 2. Конспект НОД по экологии
Приложение 3. Сценарий экологического праздника
Приложение 4. Фотографии
- 2-
Введение
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере ( живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Ребенок с 0-3 лет воспринимает 50% информации, с 3 до 6-7 лет-25%, с 6-7 до бесконечности еще 25 %.Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, — традиционные
- 3-
дела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо
уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на садовом участке воспитатель должен обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться. Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просвещению — формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы. У детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу, тексты писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию учащихся.
Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророческие слова Ф. Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки)дорога очень короткая, особенно если она накатана, эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.
Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).
Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей
- 4 -
среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций,
эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем); экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой).Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний, которые вытекают из ценностных ориентации, принципиально отличающихся от господствующих. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе. В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и ценности природы.
-5-
2. Основная часть. Экологическое воспитание детей в условиях ДОУ
а) Программа по экологическому воспитанию дошкольников
Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.
Экологическое воспитание в детском саду необходимо вести на базе научно обоснованной методологии: его содержание, условия, формы и методы работы с детьми и взрослыми должны быть обоснованы результатами исследований.
Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, (существующие ранее) рассчитаны непосредственно на повседневную работу воспитателя в детском саду. Эти программы ориентируют его на описание конкретных объектов, не рассматривая их во взаимосвязи с живой и не живой природой.
Основная же цель программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего, детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире природы, той, которая его окружает, находится «близко» к дошкольнику, той, которую он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться система этих знаний.
Дошкольники должны видеть в природе только прекрасное, дети должны радоваться увиденному, а нашей задачей является помочь им видеть и понимать прекрасное,
- 6 -
Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т. д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. Очень важно донести до понимания ребенка, что растениям больно, когда их ломают и рвут, что птицы и звери страдают, когда теряют своих детей, как и наши родители. В природе нет ничего лишнего все необходимо и взаимосвязано, у нее свои законы, вмешательство в которые чревато плохими последствиями. На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды. Прежде чем дать детям задание нарисовать березку или какой-нибудь цветок, нужно понаблюдать с ними какое-то время за этими растениями, дать потрогать, понюхать, даже поухаживать за ними и тогда ребенок нарисует его таким, каким видел и чувствовал. У дошкольников должно сложиться обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания (рыбы, земноводные, некоторые насекомые и звери приспособлены к жизни в водной среде; насекомые – в наземно-воздушной; многие животные ведут наземный образ жизни). Необходимо дать дошкольникам представление о природных и антропогенных экосистемах. О лесе, парке, луге, водоеме, болоте и т. д. нужно дать знания как о сообществах, образованным живыми организмами и средой их обитания. В процессе знакомства с любой экосистемой дошкольники получают знания о пищевых сетях,о цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Это поможет им осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.
У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.
Осознанно-правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции. В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты детей с окружающей природной средой, практическую деятельность, опытническую и творческую работу. Выполнение различных заданий доказывает, что отношение старших дошкольников к природе (в суждениях) положительное. Они хотят бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Долг взрослых закрепить это желание, сделать его осознанным.
Программа «Формирование экологической культуры в дошкольном детстве» рассчитана на 4 года, начиная с младшего дошкольного возраста. Учитывая психологические особенности младшего дошкольного возраста и то, что дети только начали посещать детский сад, основным содержанием первого года обучения
- 7 -
должны быть наблюдения и практические действия с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог? К 3м годам у детей накапливаются первоначальные знания о временах года, о растительном и животном мире. Содержание и объем их довольно резко различаются у детей одного возраста. Много неясных знаний, реалистические знания переплетаются со сказочными. Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими.
На первом году обучения педагог должен помнить, что у детей этого возраста внимание носит непроизвольный характер. Устойчивость его зависит от характера деятельности. Запоминание и воспроизведение также носят непроизвольный характер. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо. Дети не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме.
На втором году обучения работа несколько усложняется, продолжаются наблюдения и практическая деятельность с помощью педагога. Дети этого возраста имеют более высокий уровень знаний, оценок и установок поведения. Они овладевают довольно большим словарным запасом, что дает им возможность передавать в рассказах объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами природных явлений. Имевшиеся ранее самые общие экологические представления конкретизируются, расширяются и дополняются новым материалом. Четырехлетние дети способны подмечать красоту природы в ее цветовом и предметном разнообразии, в пластичности движений животного мира. Нравственно-экологическая оценка еще довольно проста и прямолинейна: плохо – хорошо. У детей отчетливо проявляются моменты активно-действенного, нравственно-эстетического отношения к природе. Эмоциональная отзывчивость, активное сопереживание, чувство удовлетворения от результатов поведения – основа для экологического воспитания. Нужно также учитывать, что на пятом году жизни осуществляется переход к самостоятельной деятельности.
На 3-м и 4-м году обучения ребята проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия. В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом. Эта характеристика относится и к детям 7-го года жизни, но следует отметить некоторые особенности. У детей большой объем знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: живая природа, растения, животные, человек. Их интересы выходят за пределы наблюдаемого. Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших
- 8 -
регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании.
Во всех группах занятия ведутся с сентября по май включительно. Занятия ведутся в системе:
младшая группа – 1 час в неделю
средняя группа – 1 час в неделю
старшая и подготовительная группы – 2 часа в неделю.
Помимо этого закрепление знаний и умений ведется в других видах деятельности дошкольника.
Чтобы выявить эффективность экологических занятий нужно проводить контрольные срезы, предлагать ребятам различные ситуации для выявления их действий. Для сравнения брать контрольные группы и экспериментальные.
Для получения более высоких результатов в работе по данной программе поддерживается непрерывная связь с воспитателями детского сада и родителями в нетрадиционных формах общения. Это и различные КВН, брейн-ринги, клубы выходного дня, деловые игры, викторины, круглые столы с целью привлечь внимание родителей к актуальным проблемам экологического воспитания.
Чтобы привить дошкольникам основы экологической культуры перед педагогами ставятся задачи:
Образовательные:
• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т. е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные :
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
- 9 -
Развивающие:
• развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• формирование навыков рационального природоиспользования;
• охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(МЛАДШАЯ ГРУППА).
1. Вводное занятие. Знакомство с детьми.
2. Осень в природе. Знакомство с участком д/сада и его обитателями, осенние изменения в жизни растений и животных, подготовка растений участка и животных к зиме, знакомство и работа с календарем наблюдений (настенное панно с изображение девочки и мальчика и комплект одежды по всем сезонам; виды осадков: капли, снежинки, град и т. д.).
3. Комнатные растения. Общее знакомство с комнатными растениями (растение – живой организм). Знакомство с бальзамином (строение растения). Знакомство с приемами ухода за растениями. Выполнение отдельных поручений по уходу за растениями, совместно с педагогом.
4. Животные уголка природы. Первое знакомство с рыбкой, цикл наблюдений за ней. Знакомство с черепахой, цикл наблюдений за черепахой.
5. Зима в природе. Зимние изменения в жизни растений и животных участка. Знакомство с зимующей птицей – Снегирь. Вывешивание кормушки, подкормка птиц. Наблюдение за снегом во время снегопада и в солнечный день. Работа с календарем наблюдений.
6. Весна в природе. Весенние изменения в жизни растений участка и группы, животных. Цикл наблюдений за ростом лука. Охрана растений и животных.
Знакомство ребят младшей группы с основными способами ухода за растениями и животными уголка природы проходит через проведение совместных занятий детей младшей и подготовительной групп.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Примерный тематический план
- 10-
(СРЕДНЯЯ ГРУППА).
1. Вводное занятие. Выявление накопленных знаний о природе.
2. Осень в природе и практическая деятельность на участке д/сада. Осенние явления в природе. Знакомство с усложненным календарем наблюдений. Работа с календарем наблюдений. Знакомство с новым деревом и кустарником, подготовка к зиме. Осенняя окраска листьев и сбор листьев для поделок из природного материала. Подготовка к зиме животных. Сбор корма для обитателей живого уголка совместно с педагогом.
3. Обитатели живого уголка: практическая деятельность в живом уголке. Знакомство с 2-мя комнатными растениями. Уточнение строения растений. Значение органов растения для их развития, растение – живой организм. Выделение признаков живых организмов. Уточнение представлений о рыбах аквариума, как живых организмов.
4. Зима в природе. Сезонные явления в зимнее время. Работа с календарем наблюдений. Знакомство с новыми дикими животными – лось, зимующей птицей – поползень. Трудности в жизни диких животных в зимнее время года. Совместное изготовление кормушки и подкормка птиц, прилетающих на участок. Рассматривание снежинок.
5. Весна в природе. Признаки наступления весны, наблюдение за появлением первой травы, набухание почек, появление первых листочков. Весеннее изменения в жизни животных, появление потомства. Ознакомление с основными правилами поведения на природе. Самостоятельное выращивание лука, наблюдение за птицей – Трясогузка.
6. Экскурсии в природу в осеннее, зимнее и весеннее время года.
Во время проведения теоретических и практических занятий проводятся физкультминутки и подвижные игры в соответствии с темой занятия, а также релаксационные упражнения.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Примерный тематический план
(СТАРШАЯ ГРУППА)
- 11 -
Вводное занятие. Воспоминание о лете.
Осень в природе. Практические работы на участке д/с. Осенние явления в природе. Знакомство с новым календарем наблюдений. Работа с ним. Знакомство с распространенными растениями нашего города. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений на участке д/сада (ноготки, бархатцы, душистый горошек). Наблюдение за продолжительностью их цветения, созреванием семян. Сбор семян 2-3 культурных растений. Засушивание листьев и отдельных цветков растений для составления композиций, панно. Овощные культуры, их значение в жизни человека. Подготовка животных к зиме. Осмотр деревьев, выявление поломанных, больных. Опыты с песком.
1. Обитатели живого уголка природы. Работа в живом уголке. Знакомство с растениями, имеющими видоизмененные стебли, листья. Истории их происхождений. Посадка однолетних цветущих растений для наблюдений в группе. Особенности комнатных растений, содержание их осенью и уход за ними.
2. Экскурсии. Экскурсии на овощеводческий участок, в парк в период золотой осени, на водоем, в лес с родителями.
3. Зима в природе. Зимние явления в жизни растений, животных. Значение снежного покрова для растений и диких животных. Условия обитания домашних животных в зимнее время. Разнообразия домашних животных, их связь с человеком. Охрана природы зимой. Наблюдение и знакомство с зимующими птицами : снегирями, свиристелью. Изготовление (самостоятельное) простейших кормушек, подкормка зимующих птиц; определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах защищенности деревьями и кустарниками. Опыты со снегом и льдом.
4. Работа в живом уголке в зимнее время. Знакомство с различными видами аквариумных рыб: приспособленность обитания к водной среде. Знакомство с внешним строением черепахи, особенности ухода за ней в зимнее время. Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света (дополнительное освещение). Уход за обитателями уголка природы. Выращивание выгоночных культур – лука и постановка опыта над ним (нехватка тепла). Выращивание злаковых культур. Высаживание семян для рассады
- 12 -
5. Лес – многоэтажный дом. Роль леса в природе и жизни человека. Кто охраняет лес (+) и (-) влияние деятельности человека на лес.
6. Экскурсии в природу: парк, водоем.
7. Весна в природе. Весенние явления в жизни растений и животных. Изменение внешнего вида растений, поведение животных, прилет птиц, появление насекомых. Знакомство с 2-мя перелетными птицами: грач, кукушка. Наблюдение за прилетом и поведением перелетных птиц. Ведение сезонного дневника фенологических наблюдений за тополем. Наблюдение за появлением всходов декоративных растений на клумбах д/сада. Уход за всходами. Опыты с воздухом.
8. Весенние работы в живом уголке. Изменения в жизни комнатных растений и животных в связи с изменением светового и теплового режима. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Их пересадка, деление куста. Знакомство с размножением комнатных растений. Пикирование рассады цветов и подготовка их к последующей высадке в открытый грунт.
9. Экскурсии в природу: в парк, на водоем с целью изучения весенних явлений, в лес, для наблюдений за первоцветом.
Большинство теоретических занятий проводятся в форме дидактических игр с использованием игровых обучающих ситуаций. Начиная со старшей группы проводятся элементарные опыты с объектами неживой природы.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Примерный тематический план
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА).
1. Вводное занятие. Определение уровня экологической воспитанности детей. Опрос. Диагностическое исследование. 2. Осень в природе. Практическая деятельность на участке д/ сада: сбор семян, высаживание деревьев и т. п.
2. Знакомство с усложненным календарем наблюдений. Самостоятельная работа с календарем природы. Связь сезонных изменений в природе с изменением высоты солнца. Значение листопада. Наиболее распространенные животные лесов, лугов, водоемов. Подготовка животных к зиме. Подготовка к зиме многолетних
- 13-
3. травянистых растений. Злаковые культуры, их значение для жизни человека.
4. Охрана природы осенью. Сбор семян 4-5 культурных растений. Сбор семян для зимней подкормки птиц. Заготовка кормов для обитателей живого уголка. Сбор растений для гербария. Оказание помощи больным и поврежденным деревьям. Опыты с песком и глиной.
5. Зима в природе. Связь зимних явлений в природе с изменением высоты солнца. Жизнь наземных животных, птиц и обитателей водоемов в зимнее время. Знакомство с новым диким животным – бобр, куница; птицей – клест. Условия обитания диких животных в зимнее время. Следы на снегу. Организация зимней подкормки птиц и развешивание кормушек вне территории д/сада. Работа по снегозадержанию. Определение загрязненности снега в различных участках города (дорога, парк, д/сад). Опыты с водой.
6. Лес – многоэтажный дом. Знакомство с лесом – как сообществом растений и животных. Ярусность леса. Влияние человека на жизнь леса. Знакомство с простейшими цепями питания в лесу. (+) и (-) влияние человека на лесное сообщество.
7. Весна в природе. Связь весенних явлений в природе с изменением высоты солнца. Целевые прогулки и экскурсии. Природоохранная деятельность с наступлением весны. Раннецветущие травянистые растения, цветение деревьев и кустарников. Связь сроков появления перелетных птиц с изменениями температуры воздуха, появлением насекомых и другими сезонными явлениями природы. Своевременная обработка почвы, высадка рассады и наблюдение за появлением всходов и ростом растений. Вывешивание скворечников и наблюдение за гнездовьями птиц. Посадка саженцев на участке д/сада. Опыты по определению загрязненности воздуха.
8. Красная книга. Знакомство с некоторыми охраняемыми растениями и животными.
9. Обитатели живого уголка д/сада. Практическая деятельность в уголке. Практические работы в уголке проводятся в зависимости от времен года. Осень: классификация комнатных растений в зависимости от потребностей света и влаги. Особенности их внешнего вида в связи с условиями природных мест обитания. Подготовка почвы для дальнейшего использования в уголке природы. Подготовка места для зимней спячки ежей. Наблюдение и проведение опытов с аквариумными рыбками.
10. Зима: Знакомство с водными лягушками, их приспособленность к водной среде обитания. Знакомство с канарейкой или волнистым попугайчиком, биология, место обитания в природе. Индивидуальные поручения по уходу за обитателями живого уголка. Выращивание выгоночных культур и постановка опытов над ними (нехватка света, тепла, воды). Выращивание злаковых культур Выращивание рассады цветов и овощных культур. Уход за «огородом на окне.»
11. Весна: Знакомство с разными способами размножения комнатных растений, их болезни и особенности ухода. Выращивание зимних культур и опыты над ними. Подготовка комнатных растений. Ведение дневника за ростом зимних культур. Уход за животными и растениями ведутся посезонно.
12. Экскурсии. Осень – экскурсия в лес. Экскурсия на водоем. Краеведческий музей. Зима – экскурсия в природу. Распознавание зимующих птиц по внешнему виду. Весна – экскурсия в природу с целью выявления ярусов леса на практике.
- 14 -
Организованная форма обучения экологии дошкольников.
Классификация
представлений о природе
Э
к
с
к
у
р
с
и
и З
а
н
я
т
и
я Наблюдения
за животными и растениями Изобразительная деятельность по экологической тематике
Обобщение
представлений о природе
Ознакомление
с трудом
взрослых в природе
Развитие речи
Обучение детей по уходу за растениями и животными
- 15 -
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Ц
Е
Л
Ь
З
А
Д
А
Ч
И
Систе
ма педа
гоги
ческого
воздей
ствия
Развитие экологической воспитанности дошкольников
Освоение экологических представлений
Развитие познавательных умений
Овладение умениями ухода за живыми существами
Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным
Организационное обучение
Совместная деятельность взрослого с ребенком
Самостоятельная деятельность детей
- 16 -
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНЕОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ
Экологические досуги и праздники
Диагностика экологической воспитанности детей
Наблюдение в уголке природы Целевые прогулки на природе
Создание книг-самоделок
Игры
Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику
Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы
Работа с календарями природы,дневниками наблюдений
Беседы и разговоры с детьми на экологические темы
Работа с моделями
Рассматривание дидактических картинок
Сбор коллекций семян, камней, листьев.
Просмотр фильмов
Труд в уголке природы и на участке
- 17 -
б)
Реализация деятельностного подхода.
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием. подрастающего поколения. Для меня экология не только наука – это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для нас Дома-планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой.
Самоценность природы – вот основная черта новой экологической культуры, нового мировоззрения, которую мы должны формировать у детей самого раннего возраста.
Экологическое воспитание детей базируется на деятельностном подходе. Для создания интереса дошкольников к природе и достижения результата в работе используются эмоционально привлекательные для детей виды деятельности :
• игры в наблюдение и труд;
• чтение произведений о природе, сюжеты которых учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что живет рядом и создают эмоционально-положительное настроение;
• знакомство литературными произведениями о природе.
• ведение календаря природы в виде круговой диаграммы, моделирующей смену времен года;
• ведение дневника наблюдений;
• самостоятельный и совместный труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных;
• творческая деятельность детей через рисование, аппликацию, лепку, изготовление поделок;
• составление план-карты пород деревьев, произрастающих на территории детского сада;
• сочинительство сказок, историй и загадок. Лучшие из них мы заносим в сборник “Экологических сказок”;
• участие в природоохранных акциях (уборка территории детского сада, изготовление кормушек для птиц, посадка огорода);
• работа экологического кружка “Лесовичок”. Цель-развитие экологической культуры, знакомство с природой родного края (флора и фауна Щелковского района Московской области, заповедные места, воспитание бережного отношения к природе;
• участие в экологических мероприятиях : праздниках, проектах, экскурсиях.
•
Развитие экологического сознания невозможно без осознания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него. Такая работа проводится на занятиях. Весь процесс непосредственно образовательной деятельности построен в форме игры, она позволяет усилить интерес детей к исследовательской, познавательной деятельности. Мы отправляемся в различные путешествия, ищем клад, опускаемся на морское дно, идем по следу, дружим с цветами, проводим опыты с объектами природы, знакомимся с круговоротом воды в природе и т. п. Использую в познавательном процессе современные методы и приемы в зависимости от возраста детей и его индивидуальных способностей:
– наблюдения за природой;
- 18 -
– поисковая деятельность детей;
– метод моделирования;
– метод интеграции (+ театрализованная, музыкальная, двигательная деятельность);
– экологические беседы;
– проектный метод (“Музыка весны”, “Рыбы и морские животные”).
Вся работа ведется в тесной связи с педагогами ДОУ, специалистами, и родителями воспитанников. Семья, как среда формирования личности, оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Она является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они лишь помогают сформировать у детей эмоционально-нравственное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.
- 19 –
в) Экологическое воспитание детей в МБДОУ ДС №32 «Росинка» общеразвивающего вида ЩМР МО
Наш детский сад работает по программе Николаевой С. Н. «Юный эколог». Направление экологического воспитания было выбрано не случайно. В наши дни очень остро стоит проблема логической безграмотности не только детей, но и взрослых и от того как мы воспитаем подрастающее поколение будет зависеть наше, пока еще не известное, будущее.
В начале работы нами были выявлены следующие проблемы:
-уровень знаний детей о природе низкий, отношения к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития культуры;
-семья не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания;
-воспитатели не имели достаточно знаний, чтобы осуществлять экологическое образование детей.
Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать имеющийся материал по теме экологическое воспитание дошкольников.
За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
*развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
*воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций;
*формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
Информационно-познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках проектной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Мы определили для себя пути реализации системы экологической работы в ДОУ :
- создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
- повышение экологической грамотности педагогов;
- обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента; внедрение методик экологии здоровья и здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
экологическое просвещение родителей.
Для успешной работы с детьми необходимы определенные условия и соответствующая эколого-развивающая среда. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
Внутренняя природная зона: экологический уголок, уголок природы в каждой группе, "живой уголок", «Огород на окне», уголок экспериментирования.
Внешняя природная зона: огород, цветник, фруктово-ягодный сад, экологическая тропа,
- 20-
фитогрядка.
В детском саду силами сотрудников создан экологический уголок, он предназначен для проведения занятий по экологии, релаксационных целей, для проведения опытнической работы, дидактических игр.
В оформлении экологического уголка использованы фрагменты лесного ландшафта. На противоположной стороне представлен календарь «Времена года». В виде макетов представлены экосистемы природные и антропогенные: лес, луг, овраг, поле, болото, горы,сад, огород. Изобретен макет вулкана.
Зона коллекций предназначена, для знакомства детей с различными природными объектами для развития у них навыков классификации различных объектов по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала. Коллекции включают те объекты, которые могут собирать сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка, глины земли, различных почв). Помимо коллекций природных материалов мы создали коллекцию открыток о природе.
. Я провожу с детьми занятия по изобразительной деятельности: рисуем различными методами. Детям нравится метод «Тычок». "Тычок" подчеркивает пышность растения (одуванчик, пушистость животного (зайчик) и т. д. В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливаем природный материал: шишки, ветки, различные коряги. Знания, полученные на занятиях закрепляются в дидактических играх: «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови»,«Путешествие по лесу» и т. д. На базе новых знаний и представлений у детей появилось желание больше узнать о родной природе, красива она во все времена. И тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, дети любили играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени листочков, не обращали внимания на их шелест. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками.
В группах имеется достаточное количество настольно – печатных игр, в которые дети играют с удовольствием «Природа живая – не живая», «Кто где живёт?», «Загадки о животных», «Чей малыш?», «Рассели по домикам».
Ни для кого не секрет, что интерес современных родителей, в первую очередь, направлен на обучение, а не на развитие. Проблемы экологического воспитания их не интересуют. Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии, становлении и социализации дошкольников, задача педагогов, сделать родителей своими союзниками.
В детском саду проводятся конкурсы, в которых участвуют родители, дети и педагоги: «Чудеса с грядки», «Мир природы», «Новогодняя елочка».Проводится экологическая акция «Березы, русские березы», целью акции является: расширение у дошкольников представления о березе, развитие у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания и мировоззрения. Акция затрагивает детей и родителей.
На выставке «Поделки из природного материала» выставляются работы детей и родителей на темы : «Лето, лето, лето - ты какого цвета?», «Чудо – дерево», «Осень золотая», «Загадки – отгадки», Моё любимое дерево», «Природа вокруг нас». Я нарисовала экологический плакат «Круговорот воды в природе», он явился хорошим наглядным пособием для детей.
В нашем ДОУ очень тесно ведётся работа с родителями по экологическому воспитанию. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации
- 21 -
родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начали с прослушивания записи рассказов детей о своих питомцах. (Для родителей, дети которых проявляли жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляли равнодушие, цель – заинтересовать). Для каждой подгруппы родителей целесообразно организовывать отдельную беседу.
Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?
Такую форму работы, как консультации, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Показывали родителям сценку, например, "Лесные уроки вежливости", в которой сказочные персонажи рассказывали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседовали с родителями, давали каждому конкретные советы, порекомендовали детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края через СМИ и т. д. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
– сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Все зависит лишь от наших рук», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе», консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Эффективное средство работы с родителями - размещение информации в «Родительских уголках» на тему : «Мир вокруг нас». Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Не обязательно давать детям рецепты поведения в природе, необходимо посредством заданий и вопросов подводить ребёнка к собственным выводам.
Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром
Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окружающей среды, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать? Я провела беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и горожане у своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим ароматом черемуху, яркую
- 22 -
рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут. На территории нашей игровой площадки имеется небольшой цветник, огородик, в групповой комнате имеется мини-огород -это стеклянный ящик с грунтом, в котором посажены растения и наблюдается через стекло их корневая система. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят простейшим приемам труда, я стараюсь объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогаю испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний и осенний период года дети трудятся в уголке природы. Они учатся ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине и т. д., требующие разнообразных приемов ухаживания, помогаю испытывать радость от хорошо выполненной работы. Чтобы возрос интерес к уголку природы, я даю детям возможность общения с ее обитателями в любое время. Даю задания, связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения. (Закрывает ли рыбка глазки, и т. д.).большой интерес вызвало знакомство с географией (где родина комнатных растений). Из этих бесед дети делали выводы: почему Ванька - мокрый такой сочный, а у кактуса нет листьев. Дети узнавали из новых бесед какие животные живут в природе рядом с этими растениями, значение этих растений (плющ – с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны - лекарственное, нашли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого растения, дети научились составлять о них сказки и загадки. При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства. Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье. С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке нужно учить детей видеть прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Природа, окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? –спросила я однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Что бы расширить представления детей, усилить их впечатления, мы с детьми совершили летом прогулку в парк. Очень помогли мне в работе наблюдения за белочкой на территории детского сада, птицами, насекомыми. На территории нашего детского сада живут белочки и мы с ребятами с удовольствием наблюдаем за их поведением в естественной среде обитания. Наблюдение за птицами, живущими у нас, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края.
Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).Наблюдения, прогулки, экскурсии дают обогащенную почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникли бесчисленные «Почему?» и «Зачем?». А мне позволяют следить за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. И, слава Богу, они не сразу узнают то, что уже печалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери. Наша задача, как педагогов сделать все для того, чтобы дети видели вокруг только прекрасное и радовались увиденному. – 23 -
На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. В сентябре 2012 года я проводила с детьми моей подготовительной группы экологическое мероприятие «Путешествие капельки», в котором познакомила детей с круговоротом воды в природе, мы с ними проводили опыты с водой, ребята нарисовали рисунки о воде и подарили «Капелюшке», приходившей в гости.
Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей окажется просто невозможное полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питается). В старшей группе я показывала на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плохо и. т. д. Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода).
В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая- человек, живая - человек) помогают игры, которые мы, иногда, придумываем и сами. На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?
На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашего края» отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается, они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.
На занятиях «Дикие животные» - продолжается формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых цепях. Что бы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические схемы (модели). На доске прикрепляются изображения животных и растений, а между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой интерес.
Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой». Например, узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом – насекомые, зимой –семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы если есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях)взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.
На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является неверным. Надо учить детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно
- 24 -
насекомое не погибло от руки человека!Дети должны знать, что в природе нет ничего
лишнего, все взаимосвязано, у природы свои законы и иногда, казалось бы безобидное вмешательство человека, как например уборка листвы, оказывается нарушением этих природных законов, т. к. с каждого дерева падает такое количество листвы, какое нужно для укрытия корневой системы от морозов.
Когда воспитатель рассказывает, что такое лес, луг; где кто живет, обязательно нужно обратить внимание какой ярус занимает тот или иной объект. Как вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и рощей нужно обязательно научить детей правилам поведения в той или иной экосистеме, объяснить правила сбора даров природы, лекарственных растений; разобрать почему какой-то объект природы называется именно так, а не иначе.
Нужно проводить с детьми беседы или занятия, в которых рассказывать им об исчезающих видах животных и растений, о том, как они могут поучаствовать в помощи тем, кто в ней нуждается, рассказать о существовании «Красной книги. Нужно учить дошкольников бережно относиться к природе и учить этому младших товарищей.
Не правильное поведение малышей и порой даже взрослых, натолкнуло ребят на мысль составить серию уроков, которые можно преподать не знающим, как себя вести людям.
Мы с ребятами начали составлять альбом «Удивительные уголки природы нашего края». В нем мы собираем материалы о природе нашего региона, рассказы, стихи, фотографии, вырезки из журналов. Рисуем рисунки любимых уголков природы и тоже помещаем в альбом. Мы соберем загадки,придуманные детьми, рассказы в основе которых будут лежать знания о природе, полученные детьми. Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознанного, правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней. А пока эта работа еще на первой стадии, дети ведут другим образом пропагандистскую работу : рисуют плакаты, готовят праздники и развлечения. Каждый год в нашем ДОУ проводится праздник «День Земли», это стало уже традицией, летом проводим развлечения: «На цветочной поляне», «В лес вместе с Красной Шапочкой» и т. д.
Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю. Важно,чтобы ребята не только выучили и забыли, а пронесли с собой сквозь годы то важное правило «Нужно беречь и охранять природу».Нужно приложить максимум усилий, чтобы знания детей о природе были более точными,а чувства с годами становились более глубокими. Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандашами. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Задача воспитателя– поддержать интерес к игре, дать пищу для его углубления. В экологическое воспитание, что очень важно, мы вовлекаем не только детей, а и взрослых. Нужно привлекать родителей к участию в этом процессе. Например принять участие в оформлении альбома о природе нашего края, создать экологический стенд, организовать совместно с родителями выставку «Дары природы», привлечь родителей к помощи в озеленении территории ДУ и т. д. Предложить родителям сходить с детьми в лес к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц, а потом рассказать об увиденном.
Каждую весну мы с ребятами сажаем семена для рассады цветов и овощей, дети ухаживают, а в мае высаживаем рассаду в открытый грунт! Дети увлечены, делают это с удовольствием, видно сразу, что им это интересно. Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не
- 25 -
обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного
уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями. Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе. А главное – земля стала им ближе.
.В ходе работы по экологизации дошкольников нами ставятся задачи:
• Развивать познавательный интерес к миру природы
• Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость
• Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка пове