Лейля Загидуллина
Практики вовлечения родителей в образовательный процесс
▼ Скачать + Заказать документы
Практики вовлечения родителей в образовательный процесс.
Семья – это естественная среда развития ребенка, в которой закладывается будущее личности. Когда ребенок поступает в ДОУ, то автоматически создается треугольник: родители, ребенок, педагоги. Родители становятся социальными заказчиками ДОУ, так как взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Система работы нашего детского сада с семьями воспитанников включает в себя пять этапов:
I этап – рекламный. Цель: пропаганда и популяризация дошкольного образования.
Публикация «Практики вовлечения родителей в образовательный процесс» размещена в разделах
Формы, методы и приёмы работы с родителями на I этапе : родительское собрание до поступления ребёнка в детский сад, с применением мультимедийной презентации, рекламного буклета, экскурсии по детскому саду; фотовыставки, стенгазеты и различные стенды, размещённые в группах и по коридорам детского сад; приглашение родителей посетить детский сад вместе с ребенком до постоянного посещения, чтобы познакомиться с условиями группы.
II этап–диагностический. Цель: изучение семьи - выявление уровня осведомленности и образовательных потребностей родителей.
Формы, методы и приёмы работы с родителями на II этапе : личные беседы, анкетирование, специальные закрытые ящики с надписью «Почта», в которые родители могут класть анонимные записки с вопросами, замечаниями и предложениями по работе ДОО в целом и группы в частности.
III этап – выбор наиболее эффективных форм работы с семьей.
IV этап – внедрение выбранных форм работы с семьёй.
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей, привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе.
На данных этапах осуществляется выбор и применение наглядно-информационных, индивидуальных и общих (фронтальных) форм работы с родителями.
V этап – контрольный. Цель: изучение результатов взаимодействия дошкольной организации с семьей.
На V этапе работа педагогов заключается в сборе и обработке информации о степени удовлетворённости родителей результатами образовательного процесса за учебный год. Полученные аналитические данные используются воспитателями и специалистами ДОО для корректировки перспективного и календарного планирования работы с родителями в следующем учебном году.
Таким образом, опираясь на систему работы детского сада с родителями, мы хотим поделиться следующими практиками необходимыми для вовлечения родителей в образовательный процесс.
Во время проведения Недели психологии мы утром встречаем родителей и детей в холле с различными играми. В последний раз использовали игру «Примерь настроение». Была организована фотозона с радостным Чебурашкой и грустным Лунтиком, дети примеряли их настроение, изображали грусть с Лунтиком и веселились с Чебурашкой. Данная акция очень понравилась и воспитанникам, и родителям, и сотрудникам.
Во время родительских собраний мы используем и с детьми, и с родителями интересные музыкальные игры для развития внимания, мышления, памяти, для координации движения. Например, игра «Силуэты».
Цель: развитие навыков саморегуляции, координации движений обучение методам и приемам снятия напряжения, переключение с одного вида деятельности на другое, релаксация.
Форма и методы проведения: по количеству участвующих по кругу ставятся изображения разных силуэтов, при включении музыки, дети по одному шажку переходят вокруг изображений с одного на другое, когда ритм музыки меняется они останавливаются и изображают силуэт перед которым остановились, когда ритм музыки опять меняется, начинают переходы, так игра продолжается.
Игру «Силуэты» можно использовать в работе с детьми и родителями, и сотрудниками ДОО. Это упражнение очень эффективное в работе с родителями. Папы и мамы могут поиграть вместе с детьми. Это упражнение способствует их сближению. Эту игру можно проводить в разных вариациях, оно способствует снятию мышечного напряжения, отдыху, релаксации, переключении с одного вида деятельности на другое, поднятию настроения и эмоционального фона. И взрослые, и дети просто в восторге от этой игры.
Мы используем музыку «Heavy and light».
Игра «Веселые стаканчики».
Описание игры.
Участники встают в круг, держат в руках стаканчики. Когда звучит музыка, они перекладывают по кругу со своего стакана в соседский стакан маленькую погремушку со звуком как колокольчик. Когда ритм музыки меняется, останавливаются, и у кого осталась погремушка отвечает на заданный вопрос, в это время музыка притихает. Игра так продолжается. Можно использовать практику в разных вариациях. Игра очень полюбилась детьми, родителями и педагогами.
Мы используем музыку «Heavy and light». Таких развивающих музыкальных игр очень много в нашей копилке. Мы используем их для вовлечения родителей в образовательный процесс во время родительских собраний, в неделях психологии, в праздниках, во время открытых дверей в детском саду.
Подготовили:
Загидуллина Лейля Мухарямовна,
педагог-психолог первой квалификационной категории,
Юмагулова Айсина Магсумовна,
педагог-психолог
МБДОУ Сабинский детский сад №5 «Бэлэкэч»