наталья малюганова
Практический курс по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задание 1.
Наблюдение и анализ НОД по развитию речи в старшей возрастной группе.
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Солнышко» «Чтение произведения Н. Носова «На горке»».
Таблица 1. Фотозапись занятия.
Структура занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводная часть Приветствует детей в круге; задает загадки с использованием «Волшебного мешочка» (по произведениям Н. Носова); педагог отмечает детей, дающих полные ответы.
Публикация «Практический курс по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
Приветствуют друг друга и педагога в общем круге; садятся на стулья в полукруг; отгадывают загадки (выкрикивают, поднимают руки); дети дают полные ответы (это котенок Васька из сказки, ой, из рассказа «Живая шляпа»); ответ на последнюю загадку отвечают хором (огурцы).
Педагог задает вопрос: «Кто написал все эти произведения? А композитор ли он?» Предлагает рассмотреть портрет на доске. Ответ Вани: «Композитор Николай Носов. НЕТ, он детский писатель. Смотрят на портрет» .
В: «Какие рассказы пишет этот автор? А если мы забавляемся он какой? Забавный! Давайте повторим вместе». Д: «Смешные, полезный рассказ, умный.
Забавный.»
В: «А если рассказ нас учит он какой? Поучительный, давайте повторим». Хоровые и индивидуальные ответы детей.
Основная часть Открывает иллюстрацию на доске к рассказу Н. Носова «На горке», озвучивает вопросы, какие будет спрашивать после прочтения. Рассматривают иллюстрацию, слушают чтение рассказа.
Выразительно, эмоционально читает произведение. Внимательно слушают.
Задает вопросы : «Кто главный герой этого рассказа?» Отвечают: «Котька, Котька Чижов».
-Какой он по характеру? Почему вы так решили? - Хитрый, ленивый. Он сидел дома и не хотел помогать, он хотел только кататься.
Предлагает в помощь иллюстрации (6 шт.) по развитию сюжета рассказа. Рассматривают иллюстрации.
Задает вопросы: «Что построили дети во дворе?»
В: «Отвечайте полным ответом. Ева скажи». Отвечают: «Горку» (хором).
Ева: «Дети построили во дворе горку».
В: «Кто может рассказать а они ее строили? Что они делали?» Ксюша: «Трудились».
Матвей: «Носили снег».
Кристина: заливали горку водой.
В: «Какие были ребята?»
Заостряет внимание детей на слове «трудолюбивые». Данила: «Не ленивые».
Ева: «Старательные, трудолюбивые». Индивидуальные и хоровые ответы детей.
В: «Легко ли детям было строить горку? А где в это время был Котька? Что сделал Котька, когда горка была готова, Саша? Получилось ли у него кататься? Что же он придумал? Где он взял песок? Что такое дворницкая?» Педагог показывает картинку дворницкой.
Педагог рассказывает и показывает картинки, как дети раньше катались с горки, без ледянок и ватрушек. Отвечают (поднимают руки) : дети работали сообща, вместе; Котька смотрел в окно, он был дома. Он быстро оделся и побежал на горку, он одел коньки и пошел кататься. У него не получилось, потому что горка была скользкой. Он придумал посыпать горку песком. Он его взял в дворницкой. Ваня: «Дворницкая – это кладовка, где дворник хранит свои приборы, чтобы очищать дорогу, то есть инструменты».
В : «После того как мальчик посыпал горку песком, получилось ли у него покататься? А как он спустился с горки? Это как так на четвереньках? Кто сможет показать? Ах, вот как! Это опора на 4 точки». Ответы: «Нет» (хоровой). «Забраться смог, а скатиться не смог, потому что горка была засыпана песком». «На четвереньках спустился». Дети показывают, как спускался Котька.
В: «А что же было потом? Котьке понравилось трудиться? Д: «Потом Котька вместе с ребятами строил горку. Да, ему понравилось трудиться. Он даже построил лесенки».
Физкультминутка: педагог рассказывает текст (как на елке снег., сопровождая его движениями. Встают, совместно с педагогом выполняют движения.
Озвучивает пословицу: «Любишь кататься…» «Как вы думаете, что обозначает эта пословица?», «Если ты хочешь что-то получить, нужно потрудиться», «А какие вы еше знаете пословицы о труде?»
Дети договаривают пословицу. «Надо самому санки возить», «Это значит без труда ничего хорошего не выйдет», «Дело мастера боится» (хором, «Сделал дело, гуляй смело», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Делу время – а потехе час», «Меньше слов, больше дела».
В: «Ребята, ка вы думаете, какой по характеру этот рассказ?»
«А чему вас научил это рассказ?» Поправляет речь детей. Д: «Забавный, поучительный»
«Что нужно помогать друг другу», «Трудолюбию»
Заключительная часть Предлагает сыграть в игру «Скажи наоборот». Эмоционально говорит и показывает.
Показывает детям книгу, дает мальчику, чтобы он ее поставил на полку с книжками.
Благодарит детей за работу. Поднимают руки, отвечают (хоровые и индивидуальные ответы).
Данила несет книгу, ставит на полочку с книгами (выставку).
Цели: познакомить детей с произведением Н. Носова «На горке».
Задачи:
1. образовательные:
- продолжать знакомить детей с творчеством Н. Носова;
- формировать мнение, давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;
- формировать умение понимать характер героев художественных произведений;
- формировать умение усваивать последовательность развития сюжета;
2. развивающие :
- развивать умение высказывать собственное мнение;
3. воспитательные:
- воспитывать уважение, бережное отношение к чужому труду, самостоятельность.
Форма проведения: чтение художественной литературы
Методы и приемы: словесные (чтение произведения, вопросы, наглядные (показ иллюстраций, портрета автора)
Анализ речи воспитателя : присутствуют следующие критерии
1. звуковая культура речи :
- четкое правильное произношение звуков, слов, фраз;
- присутствие выразительных средств: сила голоса, темы, высота, тембр, пауза, ударение;
2. связная речь:
- умение воспитателя четко, последовательно излагать свои мысли;
- какие предложения использует в своей речи;
- словарный запас (его богатство, своеобразие, соответствию возрасту, детей;
3. грамматика:
- правильное построение предложений;
- правильное употребление слов;
- правильное использование способов словообразования.
Анализ условий: педагог продумал условия проведения занятия, дети сидят полукругом, всем виден демонстрационный материал. Детям предложены: портрет самого автора, большой плакат с иллюстрацией к произведению, серия сюжетных картинок по развитию сюжета рассказа, так же имелись картинки дворницкой и фанеры (для словарной работы). Воспитателем была проведена предварительная работа – чтение других произведений Н. Носова, в книжном уголке на полке собрана выставка книг автора (личные книги воспитателей, групповые, книги детей).
Конспект предложенного комплексного занятия см. приложение 1.
Задание 2.
Провести комплексную диагностику уровня развития речи 8 детей в старшей возрастной группе.
Таблица 2. Результаты диагностики.
Ф. И. Словарь Грамматика Звуковая культура речи Связная речь Средний балл
Зарина 3 3 3 3 3-высокий
Никита 1 1 2 1 1-низкий
Кристина 3 3 3 3 3-высокий
Иван 2 2 2 2 2-средний
Матвей 3 3 3 3 3-высокий
Степан 2 2 3 1 2- средний
Ульяна 3 3 3 2 3-высокий
Ева 2 3 1 2 2- средний
2.4 2.5 2.5 2.1 2.4
В старшей группе «Солнышко» проведена диагностика 8 детей. Диагностика проведена по методике О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной (см. приложение 2).
В результате диагностики выявлены следующие показатели:
- 4 детей имеют высокий уровень, что составляет 50% от диагностируемых;
- 3 детей имеют средний уровень, что составляет 28% от диагностируемых;
- 1 ребенок имеет низкий уровень, что составляет 12% от диагностируемых.
В целом дети хорошо справились со всеми заданиями, предложенными в данной диагностике. На достаточном уровне развиты грамматика и звуковая культура речи. Большее внимание нужно уделить развитию связной речи детей. Лишь у одного из детей задания вызвали значительные затруднения.
По результатам диагностики составлен индивидуальный план работы по развитию речевых навыков с данным ребенком.
Таблица 3. План индивидуальной работы по развитию речевых навыков.
Направления Задачи Планируемые мероприятия, оборудование
Словарь Совершенствовать объем активного и пассивного словаря Рассматривание сюжетных картинок, рассказ по ним.
Пополнять глагольный словарь детей д / и «Что можно сделать?» (подбирать слова действия к игрушкам)
Совершенствовать навык детей правильно употреблять прилагательные в речи д / и "Какой? Какая? Какие?» (Образование и употребление в речи относительных прилагательных.)
Помочь усвоить слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др. Отгадывание и придумывание загадок.
Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память Чтение художественных произведений воспитателем, совместный просмотр картинок, обсуждение.
Грамматика Упражнять в образовании ед. и мн. числа имен существительных (лист - листья; птица - птицы; и т. д.). Картины с изображением времен года; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, овощей, фруктов.
Упражнять в согласовании существительных с числительными (один огурец, два огурца, пять огурцов). Картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинка, схемы для описательного рассказа.
Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Картинки с изображением диких животных и их детенышей, картинки к игре «Что перепутал художник?», схемы для описательного рассказа.
Формировать умение образовывать приставочные глаголы. Закреплять навык использования в речи предложных конструкций (машина подъехала к гаражу). Предметные картинки с изображением различного вида транспорта, частей разных видов транспорта. Схемы для описательного рассказа.
Звуковая культура речи Развивать речевой слух и внимание. Д / и «Угадай, что я сказала?»
Формировать звукопроизношение. Д / и «Угадай, кто это?»
Развивать речевой слух и речевое дыхание. Упражнение на речевое дыхание «Бабочка летит»
Работать над выразительностью речи. Заучивание потешек, считалок, используя игрушки(3-5минут)
Работать над орфоэпической правильностью речи. Артикуляции звука и упражнения в его произношении с использованием «Сказок Веселого Язычка»
Работать над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением. С / р / и «Варим суп» звуки: с-водичка, з- комарика
Связная речь Формировать умение детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки; Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок
Формировать умение детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания. Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему
Формировать умение детей составлять связный последовательный рассказ по серии сюжетных картинок;
- формировать умение объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества)
Формировать умение детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов. Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту)
Формировать умение детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии. Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку
Данный план считается примерным, количество мероприятий по каждому направлению может варьироваться в зависимости от уровня усвоения конкретным ребенком той или иной темы.
Приложение 2
Методика "Обследование связной речи" Ушаковой О. С., Струниной Е. М.
Для диагностики была использована методика «Обследование связной речи» Ушаковой О. С., Струниной Е. М., представленная в книге: Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : «Владос», 2004 – 288с.
Старший возраст (5-6 лет).
Цель: выявление умения описывать предмет (картину, игрушку, составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
Задание 1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;
2) рассказывает по вопросам педагога;
3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
Задание 2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;
2) перечисляет признаки (красный, резиновый);
3) называет отдельные слова.
Задание3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.
1) Ребенок составляет описание (рассказ);
2) перечисляет качества и действия;
3) называет 2—3 слова.
Задание 4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
1) Составляет рассказ самостоятельно;
2) рассказывает с помощью взрослого;
3) отвечает на вопросы односложно.
Задание 5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.
1) Ребенок пересказывает самостоятельно;
2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;
3) говорит отдельные слова.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
Ушаковой О. С., Струниной Е. М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:
I уровень – высокий
Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
II уровень - средний
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом
III уровень – низкий
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.