Елена Ярушина
Практика ознакомления детей раннего возраста с книжной графикой
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАКТИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ
Методика ознакомления детей раннего возраста с книжной графикой
Методика ознакомления с книжной иллюстрацией рассматривается в работах Т. А. Репиной, В. А. Езикеевой, И. Котовой и зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.
Публикация «Практика ознакомления детей раннего возраста с книжной графикой» размещена в разделах
При рассматривании рисунка надо побуждать детей слушать текст и соотносить его с определенной картинкой; обращать внимание детей на некоторые средства выразительности - форму, строение, позу, жест, фактуру поверхности (пушисты, лохматый и т. д.) цвет, положение в пространстве; подражать голосам, позам, движениям знакомых детям животных птиц.
Начинать знакомство можно показав детям «книжку с сюрпризом». Обычно эта книжка представляет собой твердую обложку, при раскрывании которой ждет элемент неожиданности: объемные игрушки, цветы, котенок или щенок, бабочка и т. д. Это вызывает удивление ребенка, радость, и он много раз открывает и закрывает книжку, каждый раз испытывая удовольствие. (Например, книжка «И котенок, и щенок», стихи В. Берестова, художник и автор конструкции Л. Майорова). Взрослый привлекает внимание детей к знакомым им образам, вместе с детьми рассматривает их, спрашивая: «Какие они?» (пушистые, веселые, маленькие и т. д.); если есть подписи, читает их. Перед открыванием каждой страницы взрослый говорит: «Что же еще интересного нарисовал художник?» - вызывая у детей ожидание. Когда книжка рассмотрена, взрослый говорит: «Вот какая интересная книжка! Понравилась она вам?»[1].
Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. Примером могут служить книги В. Маяковского «Что ни страница – то слон, то львица», А. Барто «Игрушки».
При рассматривании иллюстрации с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование - «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям.
В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Приемы могут быть следующие:
1) узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»);
2) соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам. «; «Какие слова подходят к этой картинке?»);
3) оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»);
4) сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению[2].
Воспитатель показывает двум-трем сидящим перед нею детям картинки к уже известной им потешке «Петушок, петушок, золотой гребешок!» (вспомним, что при первом чтении этой потешки дети рассматривали игрушку петушка, а в сельском детском саду видели и живого петуха) и обращается то к одному, то к другому ребенку с вопросами:
Ниночка, покажи, где петушок. Дотронься до него пальчиком. (Девочка показывает)
Вот петушок - золотой гребешок. А теперь ты, Витя, покажи, где у него гребешок. (Мальчик указывает)
Вот у петушка гребень на голове, золотой гребешок! Теперь посмотрим и сравним картинки: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет. Саша, покажи картинку, где петушок поет. (Мальчик находит) [3].
Сказка К. И. Чуковского «Мойдодыр», как известно, впервые читается детям трех летнего года жизни. Тогда же они рассматривают и иллюстрации одного художника. Работа идет в обычном порядке:
1) воспитатель читает текст без показа картинок, чтобы фиксировать внимание детей на словах, рисующих художественные образы,
2) читает текст с одновременным показом картинок, иллюстрирующих слова писателя,
3) дети самостоятельно рассматривают картинки,
4) воспитатель читает текст еще раз без показа иллюстраций [4].
Более сложная для детей работа - называние персонажа, предмета, его части, указанных воспитателем на картинке (эта работа связывается с «сочинением» по картинке). Этот прием называния указанных воспитателем на картинках персонажей и вещей часто облегчается тем, что педагог сам показывает картинки-иллюстрации непосредственно в процессе чтения.
Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения.
Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста- это не нарушит единства впечатления. Иллюстрации должны быть:
- лаконичны;
- самое главное и интересное изображено на переднем плане;
- фигуры отчетливы, не размыты;
- у каждого нарисованного персонажа – свое лицо;
- иллюстрации не упрощают, а дополняют текст [5].
Опыт работы подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словесным, потому что они «не услышат» слов, не заинтересуются высказанным в них. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят к данной книжке, настраивающая на сюжет в целом.
Словесный комментарий воспитателя при сравнении иллюстраций разных художников — также прием, помогающий вызвать детей на разговор. Воспитатель должен реагировать на каждое замечание, поощрять все высказывания, помогать оформлять мысли. Именно вызвать детей на разговор — цель рассматривания иллюстраций.
Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя [6].
На базе МДОУ «Рыжики» был реализован комплекс игр - занятий по ознакомлению детей раннего возраста с книжной графикой. Разработан блок консультаций и буклетов для родителей, с целью ознакомления данной методики. Проведен мастер – класс для педагогов учреждения.
Таким образом, книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире. Компетентный педагог, владеющий данной методикой, сможет достигнуть больших результатов в формировании чувственного восприятия мира и художественного вкуса детей раннего возраста.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.
В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления, двигательной и эмоционально-волевой.
Книжная графика как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
Анализируются особенности восприятия детьми раннего возраста иллюстраций в детской книге, можно отметить, что малыши радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке. Однако они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче.
Для детей раннего возраста характерны : зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В раннем возрасте у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы, бережное отношения к книгам.
Книжная графика дает представление о вариативности образов, расширяют круг представлений, в какой-то мере стимулируют собственное творчество детей.
В раннем возрасте рассматривание иллюстраций можно применять в том случае, если невозможно познакомить детей с реальным предметом, либо после наблюдений с целью закрепления и уточнения представлений. Знакомство детей с книжной графикой – одна из важных сторон работы, направленной на развитие изобразительного творчества детей. Знакомство детей раннего возраста с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
В ходе исследования была изучена методика ознакомления детей раннего возраста с книжной графикой, а также разработана серия занятий по ознакомлению детей раннего возраста с произведениями художественной литературы и книжной графики.
В целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей - М. : Просвещение, 1997. -221с.
2. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г. С. Швайко. - М. : Владос, 2006. - 175 с.
3. Пчелинцева Е. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Е. В. Пчелинцева. - Н-Новгород: изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 32 с.
4. Эстетическое воспитание в детском саду. / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М. : Просвещение, 1985. – 240с.
5. Усова А. П. Обучение в детском саду. /Под ред. А. В. Запорожца. - М. : Просвещение, 2001-324с.
6. Супнеева П. Здравствуй волшебная книга / П. Супнеева // Дошкольное воспитание. - №5. - 2006. - С. 63-67.