Светлана Кравченко
Практика наставничества «Становление в профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Описание практики наставничества
1.1. Наименование практики «Становление в профессии»
1.2. Ролевая модель наставничества : Педагог – педагог (опытный воспитатель – молодой специалист)
1.3. Форма наставничества : Традиционная форма наставничества («один на один» - прямое индивидуальное и открытое наставничество)
1.4. Краткое содержание практики :
Публикация «Практика наставничества „Становление в профессии“» размещена в разделах
- Наставничество. Работа наставника
- Опыт работы, практика
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Суть моей практики состоит в передаче моего профессионального опыта молодому специалисту, в формировании интереса к профессиональному росту и развитию. Применяю традиционную форму наставничества в современных условиях жизни. Как наставник помогаю молодому педагогу выстроить профессиональный маршрут, подсказываю, как решать рабочие задачи, беру на себя ответственность за качество педагогического процесса, координирую педагогическую деятельность наставляемого.
Проблема профессионального становления начинающих педагогов всегда была актуальна, и в современном мире она весьма значима. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей педагогической деятельности имеет достаточные знания, но не обладает нужными умениями, так как у него еще не сформированы профессиональные компетенции.
Этап вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, существенностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Данной проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой, Л. М. Денякиной, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, П. И. Третьяковой, Л. И. Фалюшиной и др. Вместе с тем при освоении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности.
Наставничество – способ передачи знаний, умений, навыков молодому специалисту от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки.
Моя работа по наставничеству планомерно строится в три этапа:
І этап – период адаптации.
Задача 1 этапа: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Я начинаю с вводного анкетирования, тестирования и собеседования, где педагог рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах.
На этом этапе сопровождения определяю возможности педагога, выявляю его личностные качества, мотивацию на саморазвитие, оказываю адресную помощь, способствую формированию аналитических умений.
ІІ этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, завоевание авторитета среди детей, родителей, коллег.
Работу на втором этапе, я разбила на несколько частей, за основу взяла технологию «Естественное обучение (цикл Колба)» :
1. Я расскажу, а ты послушай. – Изучение нормативно-правовой базы, ведение документации, требований организации учебного процесса.
2. Я покажу – ты учись. – Посещение занятий, режимных моментов, проводимых наставником для выбора наиболее эффективных методов работы с детьми. Так же молодой педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ на открытых показах, методических объединениях, повышает свое профессиональное мастерство.
3. Мы вместе сделаем, так лучше. – Проектирование образовательного процесса, составление перспективного плана работы. Изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми. Выбор темы самообразования, над которой молодой педагог работает более углубленно.
4. Затем один ты сотвори, а я тебе лишь подскажу: советом, делом помогу. – Молодой педагог самостоятельно с небольшой помощью наставника, разрабатывает конспекты занятий, мероприятий и т. д. и показывает на уровне детского сада. Участвует в конкурсах профессионального мастерства.
5. Сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи. – Приобщение педагога к подготовке и к участию в проведении педагогических советов. Открытые мероприятия в рамках «Недели мастерства». По теме своего самообразования «Сенсорные коробки», молодой педагог провела два мероприятия для молодых коллег в «Школе молодого специалиста» - консультация для педагогов на тему: «Использование сенсорных коробок с детьми раннего возраста», мастер-класс «Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста», где рассказала коллегам о своем опыте работы.
ІІІ этап – аналитический. Анализ результатов работы молодого педагога. Динамика профессионального роста. Самоанализ своей деятельности за прошедший год. Перспективы дальнейшей работы с молодым педагогом. Подведение итогов, выводы. Составление собственного плана профессионального роста.
1.5. Количество наставляемых : один
1.6. Достижения наставляемого : Диплом 1 степени VIII Всероссийского профессионального конкурса «Ты – гений!» Номинация: Мое лучшее занятие: Конспект НОД по формированию здорового образа жизни «Дорожка Здоровья» (2022г.)
Диплом 1 степени Международного конкурса «Талант Педагога» номинация: Конспект НОД для детей младшей группы детского сада «Путешествие с матрешкой»,
Диплом 2 место в районном конкурсе «Обряды моего народа» (2022г. ,
Диплом 1 степени в конкурсе выставке «Служили наши земляки 2023»,
Диплом участника окружного конкурса чтецов, посвященного творчеству Л. В. Лапцуя, в рамках XXXV Лапцуевских чтений (2023г. ,
Мы совместно приняли участие в смотре-конкурсе патриотических уголков, заняли 2 место.
1.7. Какие механизмы и инструменты Вы используете при реализации наставничества?
Взаимопосещение режимных процессов, прогулки, образовательной деятельности и других видов деятельности (игровой, трудовой и др.).
Привлечение молодого педагога к подготовке проведения образовательной деятельности и других видов деятельности (развлечение, эксперименты, наблюдения и др.).
Я старалась показать, что каждая минута тихого часа может пройти с пользой: написать план, подготовить образцы для рисования и аппликации, костюмы для игры-драматизации, подобрать оборудование для экспериментальной деятельности и т. п.
В своей работе использую разные формы:
Традиционные формы работы:
- беседы
- методические консультации
- тренинговые занятия
- взаимопосещение образовательной деятельности
- деловые игры
- мастер-классы
Инновационные формы работы:
- Технология сотрудничества
- Технология открытого пространства
- Квик-настройка
- Коучинг
- Кейс-метод
1.8. Опишите достигнутые Вами результаты наставничества и способы их оценки.
Процесс адаптации молодого специалиста прошел успешно. Педагог овладела необходимыми практическими навыками организации деятельности дошкольников, педагогическими приемами, методами и технологиями. У нее хорошие взаимоотношения с воспитанниками, их родителями и коллегами. Она выполняет все задачи дошкольного образования, занимается самообразованием и саморазвитием.
Растет профессиональная и методическая компетенция молодого педагога, повысился уровень профессиональной деятельности.
Я обновила свои знания в цикле вебинаров «Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса».
Я участвовала на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования «Наставничество как инструмент повышения качества образования», с выступлением на тему: «Наставник + молодой педагог : преодоление затруднений, становление, развитие, активизация профессионального роста».
Была на ежегодном педагогическом форуме «Эффективные форматы и практики в контексте повышения качества образования», участвовала в стажировочной площадке «Наставничество как инструмент повышения качества образования».
Работа с молодым специалистом помогает мне систематизировать и структурировать собственные знания и опыт, повысить свою профессиональную компетенцию : я стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических конкурсах, конференциях, приобретаю новые взгляды на развитие и воспитание детей. У меня происходит рост самооценки как наставника.
2. Профессиональное видение практики наставничества
2.1. Какие задачи Вы ставите перед собой как наставник?
Выявить затруднения у молодого специалиста в работе и оказать необходимую помощь по их преодолению.
Оказать помощь в ведении документации воспитателя, в написании планов.
Оказывать моральную и психологическую поддержку наставляемому в преодолении профессиональных трудностей, возникших при выполнении должностных обязанностей.
Мотивировать наставляемого к самообразованию и профессиональному совершенствованию.
Содействовать в освоении эффективных и инновационных форм и методов взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.
Стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.
Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям.
2.2. Какие ключевые компетенции необходимы наставнику для эффективной деятельности?
Компетенция – это совокупность конкретных профессиональных характеристик.
Ключевые компетенции необходимые наставнику для эффективной деятельности:
- Личностная зрелость.
- Нацеленность на результат.
- Настойчивость, целеустремленность и желание добиться поставленных целей.
- Умение принимать решения.
- Склонность к сбору, анализу информации, к рефлексии.
- Объективность.
- Умение выстраивать отношения: умения налаживать контакт, устанавливать и поддерживать доверительные отношения, проявлять внимание, уважать интересы, чувства, точки зрения наставляемого.
- Способность обучать.
- Ответственность.
- Ориентированность на цели организации.
- Креативность, способность решать нестандартные задачи.
2.3. Какие дефициты существуют при реализации наставничества в образовательных учреждениях?
- Субъективная новизна ситуации для наставляемого,
- Недостаток самостоятельности, боязнь сделать что-то не так,
- Новые ситуативные требования (участие в конкурсах,
- Изменение образовательной программы (внедрение ФОП,
- Введение инноваций,
- Дефицит мотивации к деятельности.
2.4. Что может стать «трамплином» в развитии наставничества в образовательных учреждениях?
Желание самого наставника передать опыт.
Курсы по наставничеству.
Сетевое взаимодействие педагогов – создание педагогических очных и сетевых сообществ для распространения опыта работы по наставничеству.
Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействий педагога-наставника и наставляемого.
Разнообразие и вариативность работы в системе наставничества.
2.5. Какие внешние условия влияют на реализацию Вашей практики наставничества?
Поддержка заведующего и заместителя заведующего по ВиМР, а также всего коллектива.
Работа в Школе молодого специалиста.
Год Педагога и наставника.