мациевская марина
Практическое занятие «Основы эффективного общения педагога»
▼ Скачать +Заказ
Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного процесса.
Материалы: презентация, на слайде разноцветные цветы: желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный; спички, шарфы или косынки 15 шт.
Ход занятия:
Участники занимают свои места. На слайде разноцветные цветы (желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный).
Ведущий: добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вам поговорить сегодня об основах эффективного общения педагога. Для начала выберите один из цветков на слайде, который отразит Ваше настроение или самочувствие.
Публикация «Практическое занятие „Основы эффективного общения педагога“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Чтобы начать работу, посмотрим какое настроение, и самочувствие у Вас преобладает (психолог комментирует значение выбранного цвета).
Желтый — яркие положительные чувства, интерес, стремление к общению, веселость.
Красный — активность, как положительная (радостный, так и отрицательная (агрессивность, возбуждение.
Синий — спокойствие, некоторая холодность, потребность в приятном общении.
Зеленый — настойчивость, иногда упрямство, уверенность, стремление реализовать свои желания, потребность в познании мира.
Фиолетовый — чувствительность, зависимость, потребность в душевном контакте, мобилизация.
Коричневый — напряжение, антипатия, чувство вины.
Серый — безразличие, усталость, слабость, пассивность, стремление побыть в одиночестве.
Черный — негативизм, выражение протеста, отвержения.
Упражнение 1 «Домики – гномики»
Цель: активизация участников, развитие умения переключать внимание.
Ведущий: прошу участников поделиться на группы по три человека. 1-й и 2-й участники образуют домик – соединяют руки вверху, изображая крышу. 3-й участник – гномик. Он прячется в домике. По моей команде: «Землетрясение 1 балл!» - гномики перебегают, прячась в другие домики. По команде: «Землетрясение 2 балла!» - бегают домики, образуя другие пары. По команде ведущего: «Землетрясение 9 баллов!» все участники бегают по залу и образуют другие тройки.
Упражнение 2 «Страшный сон» (притча)
Цель: активизация мыслительной деятельности, осознание морали «форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано».
Ведущий: «Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Обсуждение:
1. Как Вам кажется, в чем заключается мораль этой притчи?
2. Важно ли в общении придерживаться этой морали?
Ведущий: мораль этой притчи такова: «форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано».
Упражнение 3 «Мысль одна, а слов много»
Цель: формирование умения оперировать словами, точно выражать свои мысли.
Ведущий: предлагаю Вам не сложную фразу: «Нынешнее лето будет очень теплым». Ваша задача - предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях.
Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.
Ведущий: основой общения является коммуникация. Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.
Упражнение 4 «Робот»
Цель: развить навыки внимательного отношения к собеседнику, выстраивания структуры фразы, а также навыки эмпатического понимания собеседника.
Создается игровое поле — обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»).
Ведущий: задача «оператора» — с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает «роботу» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища. Задача «робота» — беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время игры закрыты. «Робот» лишен собственной воли, желаний и страстей. Исход игры ему глубоко безразличен: он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках «оператора».
Через две-три минуты «Робот» и «Оператор» меняются ролями.
Анализ упражнения:
Что помогало пониманию команд, а что мешало и становилось барьером понимания?
Ведущий: Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом, не зная, какими научными словами это называется. Это — естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми.
Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. А есть ли приемы, которые можно применять и во время работы? Да. Для начала важно разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете.
Участники говорят о методах снятия напряжения, которые они используют.
Диагностика. Предлагаю вашему вниманию опросник для выявления уровня коммуникативных способностей у педагога. Ведущий раздает участникам диагностический бланк с тестом «Оценка уровня общительности» Автор Ф. Ряховский.
Упражнение 4 «Мне сегодня…»
Цель: рефлексия прошедшего семинара.
Каждому из Вас предлагаю завершить фразу: «Мне сегодня…»… так же скажите, оправдались ли Ваши ожидания от сегодняшней встречи.