мациевская марина
Практическое занятие «Основы эффективного общения педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: профилактика нарушений во взаимодействии между участниками образовательного процесса.
Материалы: презентация, на слайде разноцветные цветы: желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный; спички, шарфы или косынки 15 шт.
Ход занятия:
Участники занимают свои места. На слайде разноцветные цветы (желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный).
Ведущий: добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вам поговорить сегодня об основах эффективного общения педагога. Для начала выберите один из цветков на слайде, который отразит Ваше настроение или самочувствие.
Темочки:
Чтобы начать работу, посмотрим какое настроение, и самочувствие у Вас преобладает (психолог комментирует значение выбранного цвета).
Желтый — яркие положительные чувства, интерес, стремление к общению, веселость.
Красный — активность, как положительная (радостный, так и отрицательная (агрессивность, возбуждение.
Синий — спокойствие, некоторая холодность, потребность в приятном общении.
Зеленый — настойчивость, иногда упрямство, уверенность, стремление реализовать свои желания, потребность в познании мира.
Фиолетовый — чувствительность, зависимость, потребность в душевном контакте, мобилизация.
Коричневый — напряжение, антипатия, чувство вины.
Серый — безразличие, усталость, слабость, пассивность, стремление побыть в одиночестве.
Черный — негативизм, выражение протеста, отвержения.
Упражнение 1 «Домики – гномики»
Цель: активизация участников, развитие умения переключать внимание.
Ведущий: прошу участников поделиться на группы по три человека. 1-й и 2-й участники образуют домик – соединяют руки вверху, изображая крышу. 3-й участник – гномик. Он прячется в домике. По моей команде: «Землетрясение 1 балл!» - гномики перебегают, прячась в другие домики. По команде: «Землетрясение 2 балла!» - бегают домики, образуя другие пары. По команде ведущего: «Землетрясение 9 баллов!» все участники бегают по залу и образуют другие тройки.
Упражнение 2 «Страшный сон» (притча)
Цель: активизация мыслительной деятельности, осознание морали «форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано».
Ведущий: «Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Обсуждение:
1. Как Вам кажется, в чем заключается мораль этой притчи?
2. Важно ли в общении придерживаться этой морали?
Ведущий: мораль этой притчи такова: «форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано».
Упражнение 3 «Мысль одна, а слов много»
Цель: формирование умения оперировать словами, точно выражать свои мысли.
Ведущий: предлагаю Вам не сложную фразу: «Нынешнее лето будет очень теплым». Ваша задача - предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях.
Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.
Ведущий: основой общения является коммуникация. Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.
Упражнение 4 «Робот»
Цель: развить навыки внимательного отношения к собеседнику, выстраивания структуры фразы, а также навыки эмпатического понимания собеседника.
Создается игровое поле — обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»).
Ведущий: задача «оператора» — с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает «роботу» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища. Задача «робота» — беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время игры закрыты. «Робот» лишен собственной воли, желаний и страстей. Исход игры ему глубоко безразличен: он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках «оператора».
Через две-три минуты «Робот» и «Оператор» меняются ролями.
Анализ упражнения:
Что помогало пониманию команд, а что мешало и становилось барьером понимания?
Ведущий: Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом, не зная, какими научными словами это называется. Это — естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми.
Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. А есть ли приемы, которые можно применять и во время работы? Да. Для начала важно разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете.
Участники говорят о методах снятия напряжения, которые они используют.
Диагностика. Предлагаю вашему вниманию опросник для выявления уровня коммуникативных способностей у педагога. Ведущий раздает участникам диагностический бланк с тестом «Оценка уровня общительности» Автор Ф. Ряховский.
Упражнение 4 «Мне сегодня…»
Цель: рефлексия прошедшего семинара.
Каждому из Вас предлагаю завершить фразу: «Мне сегодня…»… так же скажите, оправдались ли Ваши ожидания от сегодняшней встречи.