Шунина Татьяна Михайловна
Практическое занятие для педагогов ДОУ «Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое занятие для педагогов ДОУ
Тема: «Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей дошкольников и создание творческого продукта в речевой деятельности».
Дата и время проведения практического занятия для педагогов ДОУ : 25 февраля 2019 года, 14ч. 15 мин.
Место проведения практического занятия для педагогов ДОУ : музыкальный зал.
Форма проведения: практическая деятельность, продуктивная деятельность.
Ответственные за проведение мероприятия: учитель-логопед ДОУ Шунина Т. М.
Публикация «Практическое занятие для педагогов ДОУ „Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Задача данного мероприятия заключается в повышении компетентности педагогов ДОУ при использовании в практической деятельности с детьми дошкольного возраста игр и творческих заданий, направленных на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.
Под речевой творческой деятельностью мы понимаем, речевую деятельность, направленную на создание нового продукта, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания и комбинирования уже известных.
Уважаемые педагоги, предлагаю вашему вниманию, подборку игр и творческих заданий на развитие умственных способностей дошкольников и создание творческого продукта в речевой деятельности детей дошкольного возраста.
«Подходящее словечко подбирай, составлять предложение, не забывай»
Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.
В первом и втором ряду по 5 картинок:
удочка цветок ключ топор отвертка
ваза дрова замок рыба
«По звуку угадай предмет»
Цель: Развитие слухового восприятия. Оборудование: ширма, набор звучащих предметов: колокольчик, детское пианино, барабан, погремушка, дудочка и т. д. Воспитатель за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучания. Дети отгадывают и хором называют этот предмет.
«Подбери нужное слово» (Нужную картинку)
К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре, и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы; колесо - ?
Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.
колесо – круг, ковер - ?
белка – дупло, медведь - ?
магазин – продавец, больница - ?
день – обед, вечер - ?
охотник – ружье, рыбак - ?
слово – буква, дом - ?
лес – деревья, поле - ?
палец – кольцо, ухо - ?
море – капля, толпа - ?
цветок – бутон, листок - ?
«Что общее?»
Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь, лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.
«Подбери пару»
К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение. Пример: умный друг – глупый враг.
тихий плач –
радостная встреча –
вспомнить радость –
светлый верх –
темное прошлое –
слабый мороз -
«Отвечай быстро».
Цель - упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Таблица, разделенная на 9 клеток.
В каждой клетке изображены птицы или животные:
в первом ряду – воробей, голубь, дятел;
во втором – оса, лиса, стрекоза;
в третьем – волк, бабочка, снегирь.
Вопросы по таблице:
как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду? Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
Кого больше зверей или насекомых?
На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
Посмотрите на рисунки в третьем столбике.
Что общего у всех, кто там нарисован?
Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?
«Зайка»
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным
словам.
-Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково?
(Зайчонок, зайчик, заинька.)
Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему?
(Потерялся, заблудился, лапку уколол.)
Скажите, какой сейчас зайчик?
(Грустный, печальный, огорченный.)
Закончите предложения. Если зайчик потерялся.
(мы поможем ему найти свой дом).
Если зайчик уколол лапку, мы.
(перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).
«Слова с начинкой»
На столе раскладываются картинки: роза, рак, рот, ручка, рожки, сыр, трон, тройка, кран, град, пар, вор.
Воспитатель называет длинные слова, внутри которых «спрятаны» короткие слова, проиллюстрированные картинки. Самый сообразительный ребенок получает призовую фишку. Побеждает обладатель наибольшего количества призовых фишек. Воспитатель может предложить детям следующие слова: эКРАН, паТРОН, дРАКа, кРОТ, белоРУЧКА, дВОРник, ШАРфик, РАКовина, доРОЖКИ, СЫРой и т. д.
«Скажи точнее»
Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
- Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище.
Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный.)
Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.)
Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый.) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.)
Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.)
И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
Составление рассказа по картинкам.
Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.
«Заколдованные животные»
В этом задании ребенку нужно изменив одну букву, превратив слово в название животного. Картинки вокруг являются подсказками. «злой волшебник заколдовал названия животных, превратив их в обычные слова. Постарайтесь их расколдовать. Для этого вам нужно изменить только одну букву в каждом слове.
В ладошке слово «доброта».
Вот растет цветок - доброты, он дарит людям только доброе и от него исходит запах доброты.
Задание такое : назовите, пожалуйста, 10 добрых слов и придумайте с ними предложения: (мир, дружба, нежность, любовь, и т. д.)
Узнай меня"
Детям даются предметные картинки. Дети должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, для чего нужен, где живет, что ест и другие. Остальные дети угадывают, о чем или о ком шла речь, поправляют, дополняют сказанное.
«Сочиняйка".
Придумать несколько применений пустой коробке, лопнувшему шарику, сломанной ручке, конверту от письма и другое.
«Хорошо и плохо".
Группа делится на две подгруппы. Воспитатель показывает детям предмет. Одна группа ищет у него достоинства (что хорошо, а другая - недостатки (что плохо). Кто больше придумает. Например, об иголке. 1 группа - иголкой шьют, она не ломается, ею можно сделать дырочку, вытащить занозу; 2 группа - она острая - можно уколоться, она маленькая - может потеряться, предмет опасный.
«Магазин игрушек»
На столе стоит полочка с игрушками, воспитатель говорит "У нас открылся магазин. Сколько здесь игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы её купить, нужно выполнить правило: не называть её, а описать признак. По описанию продавец узнает игрушку и продаст её вам".
«Готовим завтрак, обед, полдник, ужин»
Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню".
Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".
Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю. ". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни., я предпочитаю. " и т. д.
«Какие бывают слова?»
Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова".
Есть сладкое слово - конфета.
Есть быстрое слово - ракета.
Есть кислое слово - лимон.
Есть слово с окошком - вагон.
Есть слово колючее - ежик.
Есть слово промокшее - дождик.
Есть слово упрямое - цель.
Есть слово зеленое - ель.
Есть книжное слово - страница.
Есть слово лесное - синица.
Есть слово пушистое - снег.
Есть слово веселое - смех.
Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.
«Похожие слова» - синонимы.
Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.
Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу.
Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный.).
Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный.)".
Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый)
Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).
«Какое слово потерялось?»
Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов. Воспитатель читает стихотворение :
«Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.»
В: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку (гладко)
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в кроватку на (бочок) ит. д.
По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.
«Самолет»
Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.
Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].
Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.
Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].
«Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами
И опять вернемся к маме» А. Барто
«Подбери правильно тарелочку»
Цель: развивать навыки сравнительного анализа предметов и явлений. Для игры вам понадобятся несколько матрешек. Суть игры : мы открываем матрешки, вынимаем меньшие и спрашиваем детей: «Эта матрешка по сравнению с предыдущей какая?» ( правильный ответ: больше, меньше). «А теперь представим, что нам надо накормить матрешек кашей. Посмотрите на эти тарелки (показываем рисунок из книжки или демонстрируем наглядный материал, они принадлежат каждой из матрешек. По отношению к самой маленькой матрешке тарелка матрешки побольше какова? (горячее, глубже, просторнее)»
Многозначные слова.
Воспитатель: "Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие. Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий. Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.
Б. Заходер (из песенок Винни-Пуха)
Иду вперед (Тирлим-бом-бом,
И снег идет (Тирлим-бом-бом,
Хоть нам совсем- Совсем не по дороге!
Но только вот (Тирлим-бом-бом,
Скажите, от- (Тирлим-бом-бом,
Скажите, от- Чего так зябнут ноги?
Есть у булавки головка. (В. Лунин)
Есть у булавки головка, но без волос, увы!
Есть у чайника носик, однако нет головы.
Есть ушко у иголки, но не слышит оно,
Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно.
Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек,
Есть у горы подножье, да что-то не видно ног.
Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук,
Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка,
По полю, ног не имея, лениво бежит река.
Есть у расчески зубы, но есть не может она,
За месяцем месяц проходит, а не за луной луна.
Есть рукава у потока, хоть поток не одет,
Папку носят под мышкой, а под кошкою - нет.
Носы. (А. Усачев)
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника, Только очень маленький.
Необычный зверь - Носуха,
У Носухи нос до уха.
А огромный Носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки - пятачком.
Но и свинка и матрос
Вытирать должны свой нос!
Кто что несет. (М. Яснов)
Семен портфель несет в руке,
Павлуша - двойку в дневнике.
Сережа сел на пароход -
Морскую вахту он несет.
Андрюша ходит в силачах -
Рюкзак несет он на плечах.
Задиру Мишу Петр побил -
Несет потери Михаил.
Степан не закрывает рот:
Он чепуху весь день несет!
Часы. (В. Орлов)
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
«Скажи наоборот» (антонимы).
Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением.
Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например :
сахар сладкий, а перец. ,
дорога широкая, а тропинка.,
пластилин мягкий, а камень.,
чай горячий, а мороженое.,
кисель густой, а морс.,
лист наждака шершавый, а лист бумаги.
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет.
Днем светло, а ночью.
Другой вариант:
Кашу варят густую и. (жидкую). Звери бывают смелые и. (трусливые). Морковь можно есть сырой и. (вареной). Яблоки могут быть мелкими и. (крупными).
Прочитайте ребенку стихотворение Д. Чиарди "Прощальная игра".
А вот прощальная игра. Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их, Не зря твой день потрачен!
И нам с тобой пришел черед Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты:!
Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты: ХРАБРЕЦ.
Теперь НАЧАЛО Я скажу, - Ну, отвечай:!
Игра в рифмы – «Подскажи словечко».
Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь. Взрослый предлагает: "Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их подсказать". Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова.
Очень страшная история. (Даниил Хармс)
Доедая с маслом булку, Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка Пес большой залаял гулко.
Сказал младший: - Вот напасть, Хочет он на нас. напасть.
Чтоб в беду нам не попасть, Псу мы бросим булку в. пасть.
Все окончилось прекрасно. Братьям сразу стало. ясно,
Что на каждую прогулку Надо брать с собою… булку.
Шишки-мышки (А. Кондратьев)
Жили-были на сосне две серьезных шишки.
Жили-были под сосной две веселых мышки.
И кричали мышки:
- Эй, спускайтесь шишки!
Вы же знаете о нас только понаслышке.
Отвечали шишки:
-Глупенькие мышки,
Чем же плохо нам висеть
Здесь на нашей вышке. Лучше мы вас пригласим:
Залезайте, повисим.
А вот какую игру в рифмы предлагает поэт Вадим Левин.
Она называется: "Допиши две строчки".
Ведущий придумывает две первые строчки стихотворения, а остальные участники игры его заканчивают, например :
В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот
Варианты концовок:
- У него болит живот. Плачет бедный бегемот.
- Поднял он ужасный крик -
К острой пище не привык.
- Целый день касторку пьет
И ревет. как бегемот.
- Бегемот вовсю хохочет:
Еж нутро ему щекочет!
Предложите свою концовку.
Попробуйте дописать эти двустишья:
Вдоль реки бежал Аким Был Аким совсем сухим.
Концовка автора:
Побежал он поперек - Весь до ниточки промок.
Игры и игровые упражнения дают педагогу возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.
Необходимо учить детей составлять творческие рассказы, рисовать, изготавливать книжки- самоделки, чтобы они получали удовлетворение от своей работы, чтобы их тянуло к карандашу, книге, бумаге и другим предметам для детской творческой деятельности.
Только систематическая работа сделает их рассказы содержательными, рисунки к ним яркими и разовьет в них вкус, чувство прекрасного в жизни.