Костюк Олеся Юрьевна
Практический семинар для воспитателей дошкольных учреждений «Технологии речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Краснолучский ясли-сад №46 «Василек»
Доклад
Практический семинар для воспитателей
«Технологии речевого развития детей дошкольного возраста»
Подготовила старший воспитатель :
Костюк Олеся Юрьевна
2024год
Слайд 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, очень рада видеть Вас в ГБДОУ ЛНР «Краснолучский ясли-сад № 46 «Василёк».
Публикация «Практический семинар для воспитателей дошкольных учреждений „Технологии речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Руководитель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Краснолучский ясли-сад №46 «Василёк» - Лата Елена Алексеевна.
Меня зовут, Костюк Олеся Юрьевна, я старший воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Краснолучский ясли-сад №46 «Василёк».
Тема практического семинара «Технологии речевого развития детей дошкольного возраста». Для освещения теоретических аспектов данной темы слово для выступления передаю методисту по учебно-воспитательной работе кабинета организационно-методического сопровождения Письменной Наталье Васильевне.
Слайд 2.
Тема семинара «Технологии речевого развития детей дошкольного возраста» выбрана не случайно: одной из годовых задач дошкольного учреждения № 46 «Василёк» является: «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».
Актуальностью годовой задачи стало то, что: формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение которой необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, а так же для комфортного общения с окружающими.
Слайд 3.
Для выполнения годовой задачи была запланирована и проведена работа по направлениям:
- работа с детьми;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.
Слайд 4.
Направление в работе с детьми включало использование инновационных технологий речевого развития.
Слайд 5.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Слайд 6-7.
Инновационные технологии, применяемые педагогами учреждения ГБДОУ ЛНР «Краснолучский ясли-сад №46 «Василек» :
LEGO – конструирование
Работа по развитию речи детей дошкольного возраста с применением лего-конструирования является результативной, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки. Это всё способствует лучшему усвоению речевого материала.
Слайд 8-9.
«Квадрат Воскобовича» является эффективной игрой, которая формирует у ребенка абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве, развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание и другие психологические процессы. Важно, что данное пособие компактное и практичное. «Квадрат Воскобовича» можно всегда носить с собой и при возникшей возможности поиграть с детьми. Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т. д.
Слайд 10-11.
Мнемотехника. Особенностью данной техники является то, что в качестве дидактического материала в работе с детьми используются схемы, в которых заложена определенная информация. Использование мнемотехники в речевом развитии детей возможно во всех возрастных группах детского сада.
Размеры мнемотаблиц могут быть различными - в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
• Для дошкольников среднего возраста-таблицы на 6 клетках;
• Для дошкольников старшего возраста-таблицы на 9-12 клетках;
• Для подготовительного к школе возраста-таблицы на 12-15 клетках.
Слайд 12-13.
Нетрадиционные технологии, применяемые педагогами учреждения ГБДОУ ЛНР «Краснолучский ясли-сад №46 «Василек» :
Су-Джок терапия.
Применение Су-Джок терапии для развития речи детей, обоснованно многолетней логопедической практикой. Метод можно использовать, как для коррекции, так и для профилактики нарушения речи. С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи:
- Развитие фонематического слуха и восприятия;
- Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
- Развитие звукового и слогового анализа слов;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие психических процессов
- Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
- Развитие цветовосприятия;
- Снятие напряжения.
Слайд 14-15.
Поп-Ит. Силиконовые разноцветные пластинки с полусферами, которые так приятно лопать. Яркие, разнообразные по форме, прочные, приятные на ощупь – они есть у каждого ребенка.
Все дело в тактильном восприятии этих простых, на первый взгляд изделий. На кончиках пальцев находится большое количество рецепторов, которые соответствуют определенным участкам мозга. Массаж рецепторов развивает нейронные связи, то есть рецепторы мозга тренируются напрямую через сигналы от касания.
Детям это действительно нравится, они с большим удовольствием будут участвовать в предложенных играх.
Слайд 16-17.
Игры-головоломки: Тетрис, Танграм.
Чтобы обогатить речь детей дошкольного возраста в своей работе используем различные инструменты, одним из которых являются головоломки. Их необходимо сложить определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, растение, предмет, цифру, букву и т. д.
По мере того, как дети постепенно увлеклись головоломками, мы отметили, что дети приобрели навыки усидчивости, так как, чтобы собрать ту или иную фигуру, требуется определенное время. Также дети стали концентрироваться на деталях: стали внимательнее. Дети стали логически мыслить и научились соблюдать определенные правила. Данные игры способствуют не только развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей, но и речи детей дошкольного возраста.
Слайд 18.
При использовании технологий речевого развития педагоги детского сада «Василёк» выполняют определенные правила:
1. Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен.
2. Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств.
3. Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.
Слайд 19.
Технологии, подготовленные педагогами ГБДОУ ЛНР «Краснолучский ясли-сад №46 «Василёк» :
• Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием STEАM - технологий.
• Развитие психоречевых функций с помощью методов нейрогимнастики.
• Йога-терапия, как нетрадиционная технология речевого, физического, творческого развития дошкольников.
• Развитие речи дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности по методике Карла Орфа.
• Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников.
Слайд 20.
Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. Иван Петрович Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. На данный момент заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации помогут STEAM -технологии.
Ведущая составляющая STEАM обучения - это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают речь, воображение и творческий потенциал.
Использование данной технологии, поможет выработать инженерные навыки, приобрести качества, необходимые для работы в команде. Расширит словарный запас детей, поможет развить связную речь. Обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повысит их речевую активность. Способствует наилучшей познавательной активности дошкольников.
Познакомит вас с данной технологией, воспитатель ГБДОУ ЛНР «Краснолучский ясли-сад №46 «Василёк», Сухина Марина Анатольевна. Она представит вместе с детьми группы «Растишки», вашему вниманию интегрированное занятие с приоритетом речевого развития для детей старшего дошкольного возраста с использованием STEАM- технологий : «Задания от Фиксика».
* * *
Педагог-психолог ГБДОУ ЛНР «Краснолучский ясли-сад №46 «Василёк», Федосеенкова Дарья Игоревна, познакомит Вас со следующей технологией : «Развитие психоречевых функций с помощью методов нейрогимнастики»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФЕДОСЕЕНКОВА
* * *
Слайд 21.
Вы все наверное ни раз слышали о новомодном слове ЙОГА.
Скажите, пожалуйста, что значит для вас слово - ЙОГА?
Правильно
Детская йога — это полезные для здоровья физические упражнения, позволяющие молодому организму развиваться гармонично.
Интересные упражнения, повторяющие позы животных, развивают гибкость и концентрацию внимания (что особенно важно в дошкольном возрасте). Динамические комплексы йоги для детей помогут им поддержать хорошую физическую форму, сформировать осанку и поднять настроение.
Так же использование йога-терапии несет значительную пользу в развитии речи.
Мы хотим Вас познакомить с «Йога-терапией», используемой в ГБДОУ ЛНР «Краснолучский ясли-сад №46 «Василёк». Вашему вниманию представят сказку «Теремок» дети подготовительной группы «Радуга» и инструктор по физической культуре – Прокопчук Татьяна Сергеевна.
* * *
Учитель-логопед – Тинькова Анастасия Владимировна познакомит вас со следующей технологией, применяемой в ГБДОУ ЛНР «Краснолучский ясли-сад №46 «Василёк»- это «Сказкотерапия».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТИНЬКОВА
* * *
Слайд 22.
Методика Карла Орфа, которая получила название «Музыка для детей», учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями.
Главный инструмент ребенка – это он сам: руки, ноги, хлопки, щелчки, движения, а также интонационно выразительная речь. Главное в методике – создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество.
Таким образом: подборка игр по методике Карла Орфа заметно обогатит положительными эмоциями, как свободную самостоятельную деятельность ребенка, так и образовательную деятельность, сделает пребывание ребенка в детском саду содержательным, что способствует совершенствованию внимания, памяти, образного мышления, речи.
С данной методикой Вас познакомит музыкальный руководитель ГБДОУ ЛНР «Краснолучский ясли-сад №46 «Василёк»– Божок Анастасия Викторовна.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БОЖОК
* * *
Слайд 23.
Направление в работе с педагогами по использованию технологий речевого развития детей дошкольного возраста включало в годовое планирование организацию и проведение таких мероприятий, как:
• В рамках предшествующей работы к тематическому педагогическому совету №2 «Развитие речи путем внедрения инновационных технологий», были проведены следующие мероприятия:
* консультация воспитателем группы «Ромашка», из опыта работы: технологии работы с опорными схемами «Использование мнемотехники в развитии речи детей».
* консультация учителем-логопедом «Развитие связной речи с помощью кругов Луллия».
* консультация старшим воспитателем «Инновационные технологии ознакомления с художественной литературой как средства развития речи дошкольников».
* открытые просмотры в старшей группе «Растишки» и подготовительной к школе группе «Радуга».
• С 20 по 24 ноября в ГБДОУ ЛНР "Краснолучский ясли-сад №46 "Василёк" была проведена осенняя Неделя психологии. Все педагоги приняли участие в акции «Комплимент коллеге».
• 15 февраля в ГБДОУ ЛНР "Краснолучский ясли-сад №46 "Василёк", учителем-логопедом была проведена консультация для педагогов "Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
• Организация предметно-развивающей среды, согласно тем самообразования - были пополнены раздаточным, демонстрационным материалом уголки по развитию речи. Собраны картотеки, согласно тем самообразования.
Педагоги дошкольного учреждения № 46 выбрали темы по самообразованию на данный учебный год, связанные с речевым развитием детей.
* * *
Слайд 24.
Направление в работе с родителями по использованию технологий речевого развития детей дошкольного возраста включало в годовое планирование организацию и проведение таких мероприятий, как:
• в социальных сетях учреждения - консультация для родителей:
* "Развитие речи : игры в кругу семьи".
* "Возрастные особенности речевого развития детей".
* "Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи".
* " Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации".
* " Детское словотворчество: "За" и "Против".
• 29 января в ГБДОУ ЛНР «Краснолучский ясли-сад № 46 «Василёк» состоялся мастер-класс для родителей «Играем вместе в полезные игры!» Мероприятие было посвящено открытию Года семьи.
• Участие родителей в акции: «Зимой отдыхаем всей семьей».
* * *
Подходя к завершению нашего практического семинара для воспитателей, хотелось бы вам представить следующий музыкальный номер - ФЛЕШМОБ «Мы делаем выбор сами», от педагогов и воспитанников ГБДОУ ЛНР "Краснолучский ясли-сад №46 "Василёк".
* * *
Слайд 25.
Развитие речи - это процесс длительный и сложный, творческий и поэтому нужно, чтобы дети хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы сможем научить ребёнка говорить правильно, тем легче он будет чувствовать себя в коллективе.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников, и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Спасибо Вам всем! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе.