Жанна Никулина
Практические рекомендации по снижению агрессии у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Практические рекомендации по снижению агрессии.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии (в тех случаях, когда агрессия не опасна и объяснима, можно использовать следующие приемы:
• выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно. ");
• переключение внимания, предложение какого-либо задания, желательно которое ему интересно и которое заняло бы руки, чтоб через действие агрессия «вышла» (полепить из пластилина, конструктор, покатать любимую куклу в машине, потанцевать с ней, можно завести специальную «сердитую подушку», если ребенок чувствует раздражение, он может ее поколотить, либо действие которое у него получается, чтоб был повод похвалить, или отметить какие- то положительные данные ребенка ("Помоги мне, пожалуйста, найти мои очки, у тебя такие хорошие, зоркие глазки ");
Публикация «Практические рекомендации по снижению агрессии у ребенка» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
• полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
• позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении, а не на личности.
После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
• констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
• констатирующий вопрос ("ты злишься?");
• раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
• обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
• апелляция к правилам ("Это не моя личная идея, и не для того чтоб запретить лично тебе. Ты же знаешь, что правила одинаковые для всех, что сейчас по распорядку …").
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Все эти чувства естественны и нормальны. Но если, вы чувствуете, что негативные эмоции могут возобладают над вашим самоконтролем. Не стесняйтесь, обратитесь к другим сотрудникам, чтоб временно вас подменили, даже небольшой 15-минутный перерыв, может снизить эмоциональное напряжение. Помните нервные клетки не восстанавливаются! Берегите себя!
P.S. Многим детям и подросткам нравится выводить взрослых на эмоции, за счет этого они самоутверждаются, поддерживают свой определенный общественный статус. Поэтому, когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное демонстративное поведение ребенка.
4. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
• нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);
• пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
• внушение спокойствия невербальными средствами (поглаживание, объятия);
• прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
• использование юмора;
• признание чувств ребенка
5. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Для этого необходимо:
• не повышать голос, не менять тон на угрожающий;
• не демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу");
• не кричать;
• не принимать агрессивные позы и жесты : сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
• не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
• не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;
• не использовать физическую силу;
• не втягивать в конфликт посторонних людей;
• не настаивать на своей правоте;
• не читать нотации, проповеди;
• не делать обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда. ", "Ты никогда не. ";
• не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу.
6. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
Говорите по существу
Когда ребенок слышит длинные речи о том, как надо себя вести, как поступать хорошо, а как – нет, он быстро «отключается», а его внимание рассеивается. Человеческий мозг устроен так, что мы отчетливо запоминаем и «записываем на корочку» первые 30 секунд сказанного. Постарайтесь уложиться в 2–3 предложения.
Следите, чтобы ваша мысль не разветвлялась на несколько отдельных, чтобы сообщение было произнесено без волнения и негативных эмоций. И главное – чтобы в ваших предложениях звучала готовность к сотрудничеству («Давай…», «Помоги мне… «, «Попробуй сделать так, чтобы…»)
Не надейтесь фразами («Я для тебя все делаю, а ты так себя ведешь») вызвать у ребенка чувство вины и стыда. До определенного момента дети не способны к сопереживанию.
7. Обращение с ребенком после агрессивного поведения :
• подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;
• искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;
• следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;
• придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т. д.).
8. Сохранение положительной репутации ребенка.
Для сохранения положительного контакта с ребенком, чтоб у него не сформировалась установка на вас, как на личного врага, целесообразно:
• публично минимизировать вину ребенка ("Он торопился, толкнул, и она разбилась, но в беседе индивидуальной показать истину;
• не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему. Настаивая на полном подчинении сразу после агрессивной вспышки (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите, можно спровоцировать новый взрыв агрессии;
• предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
• предоставьте ребенку возможность что-то исправить и не вешайте ярлыков.
9. Предупреждение агрессивных действий детей.
• никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
• в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;
• если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т. д., то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.
10. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
• Комкать и рвать бумагу.
• Бить подушку или боксерскую грушу.
• Топать ногами.
• Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
• Втирать пластилин в картонку или бумагу.
• Посчитать до десяти.
• Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
• Вода хорошо снимает агрессию.
Если агрессия ребенка угрожает жизни, либо может повлечь тяжкий вред здоровью окружающих, его необходимо изолировать в отдельное помещение, предварительно убрав из него все колюще- режущие, стеклянные предметы. Если ребенок не может самостоятельно успокоиться после агрессивной вспышки более 30 минут, требуется медикаментозная помощь.