Галина Енина
Практические аспекты работы воспитателя (разбор ситуаций)
▼ Скачать + Заказать документы
Ситуация 1.
Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие". "Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл
Вопросы для решения ситуации :
Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
Ответ:
Публикация «Практические аспекты работы воспитателя (разбор ситуаций)» размещена в разделах
Одним из вариантов разрешения спорной ситуации является предложение воспитателем своей кандидатуры на роль капитана корабля. При этом среди детей возможно распределить роли матроса, врача, кока и т. д.
Вторым вариантом решения спорной ситуации является предложение воспитателя, чтобы на борту корабля появился некий кукольный персонаж, который возьмет на себя роль капитана и предложит свои правила игры и поведения.
Помимо указанных вариантов можно предложить сделать выбор капитана с помощью игрального кубика. Кто выкинет кубик с наибольшим значением, тот и станет капитаном в данной игре. Либо выбор капитана можно осуществить путем выбора карточки. Кто из детей вытянет карточку с изображением капитана, тот им и становится.
Чтобы детям было интересней играть, воспитатель может установить правило, согласно которому капитан должен меняться в определенный промежуток времени (к примеру, каждые 10 минут). Так в игре будут задействованы все играющие дети.
Ситуация 2.
Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие» : и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.
Вопросы для решения ситуации :
Как поступить воспитателю в данной ситуации?
Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
Ответ:
В данной ситуации воспитатель должен предпринять меры к улаживанию конфликта, научить детей мириться, договариваться друг с другом, дать совет, как распределить предметы в данной игре, придумать для детей различные варианты ролей для взаимодействия. К примеру, кто-то из детей может быть диспетчером, кто-то бортинженером и так далее. В соответствии с ролями можно распределить и предметы для игры.
Для предотвращения подобных конфликтных ситуаций в будущем, воспитатель должен прививать и формировать у детей представления о дружбе, уважении друг друга, доброжелательности, способствовать развитию творческого подхода при выборе вариантов игры.
Ситуация 3.
Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну".
Вопросы для решения ситуации :
Как должен поступить педагог?
Ответ:
В данной ситуации воспитатель может взять на себя главную роль, к примеру, генерала и дать указания, что двигаться по территории необходимо согласно карте-схеме, обходя других детей и различные преграды. Воспитатель может перевести данную ситуацию в игровую форму и скоординировать хаотичные действия детей для движения по заданному маршруту.
Ситуация 4.
Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых.
Вопросы для решения ситуации :
Как должен отреагировать на это воспитатель?
Ответ:
Воспитатель не должен допускать, чтобы дети играли в игры с отрицательным содержанием. Прежде всего надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание и разъяснить почему игра плохая и почему не следует продолжать ее.
Ситуация 5.
Мальчик 4-х лет все время меняет игровую позицию: то он Человек-паук, то Сиреноголовый, то капитан. Роль меняется очень быстро; роль сопровождается отдельными жестами, свойственными данным героям (издает громкие звуки, которые похожи на сирену воздушной тревоги, экстренных оповещений; ведет себя персонаж агрессивно; выстреливает паутиной, «рубит» ладонью воздух). На этом игра исчерпывается.
Вопросы для решения ситуации :
Охарактеризуйте игру ребенка и наметьте линию ее развития
Ответ:
В данной ситуации воспитатель должен предпринять меры, способствующие концентрации внимания ребенка на конкретной игре и конкретной роли. Провести с ребенком беседу и постараться поспособствовать развитию игры, придумать несколько сюжетных линий, вариантов развития и т. д.
Учитывая активность ребенка, направленность на агрессивное поведение, воспитатель должен постараться сформировать игровое пространство в более спокойной, способствующей созиданию и творчеству обстановке.
Воспитатель должен попробовать привлечь внимание ребенка к сюжетно-ролевым играм, соответствующим его возрасту.
Не менее важна работа воспитателя с родителями. В данном случае воспитатель может предложить методические рекомендации родителям, в какие игры может играть ребенок четырех лет.