Олеся Давыдова
Практическая консультация для воспитателей «Рисуем, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
подготовила Давыдова Олеся Ивановна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 24" - комбинированного вида городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан.
С древних времен считается, что выдающийся талант - это, прежде всего, наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или, что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу на латыне в этом же возрасте, большинство реагируют просто: «Конечно, он же гений».
Публикация «Практическая консультация для воспитателей „Рисуем, играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Однако, подобный анализ ранних лет жизни Моцарта и Милла говорит о том, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.
И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример -история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-х годах в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны.
Принято считать само собой разумеющимся, что ребенок, порожденный человеком - человек, а детеныш волка волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает ребенок, скорее всего и определяют, кем он станет - человеком или волком!
Поэтому нам, взрослым, следует знать:
- во-первых, то, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. К трем годам формируется 80% мозга взрослого потенциала;
- во-вторых, не бойтесь дать много, бойтесь дать мало.
- в-третьих, ребенок запоминает то, что ему интересно. Стимулировать интерес следует повторением.
- в-четвертых, детское воображение и фантазия развивают творческие способности.
Фантазируйте на здоровье вместе с детьми.
Игры-рисунки
Можно ли развивать в детях воображение? Как? Какими средствами? Собственно, этому и посвящена данная консультация.
Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок, рисовании и других видах творчества.
Рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Вы спросите, почему? Под рукой наших детей возникают большеголовые друзья, синие деревья, красные горы, оранжевые верблюды, неописуемые животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть, повинуясь внутренней подсказке, личному впечатлению, отражают в рисунке свой мир, осознают себя в
нем. Нарисовав событие, легче потом рассказать о нем.
Предлагаю несколько игр для детей, используя краски и все, что есть под руками.
Игра «Сказки наизнанку»
Эта игра научит умению фантазировать, сочинять, рассказывать.
Взрослый предлагает детям поменять главных героев известной сказки местами, то есть, добрых сделать злыми, а злых - добрыми, смелых - трусливыми и наоборот, и на основе этого сочинить новую сказку, затем нарисовать её.
Например, Волк в сказке «Волк и семеро козлят» - добрый, заботливый, а коза - злая.
В «сказке о рыбаке и рыбке» просит у рыбки подарки не старик, а рыбка у старика.
Игра «Смешные истории»
Игра поможет в развитии творческого воображения, научит анализировать, сочинять, рассказывать.
Взрослый предлагает детям придумать героев сказок, которые бы носили смешные имена, а затем сочинить про них сказку и нарисовать ее.
«Жили на свете госпожа Плюшка и господин Дуршлаг.»
«Встретились как-то на улице сеньор Чайник и сеньорита крышка.» «Сударыня Свечка, совсем случайно, познакомилась с сударыней Спичкой.» «Две девочки, Заколка и Шпилька, решили отправиться в путешествие.» и т. д.
Игра «Чего в жизни не бывает?»
Взрослый предлагает ребятам пофантазировать и нарисовать то, чего в жизни быть не может.
Например, нарисовать вот необыкновенную радость.
Рады, рады, рады светлые березы,
И на них от радости вырастают розы.
Рады, рады, рады темные осины
И на них от радости растут апельсины, То не дождь пошел из облака и не град,
То посыпался из облака виноград.
И вороны над полями вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли сладким медом потекли,
Куры стали павами, лысые - курчавыми.
Даже мельница - и та заплясала у моста.
Так бегите же за мною на зеленые лига,
Где над синею рекою встала радуга-дуга.
Мы на радугу вскорабкаемся, поиграем в облаках,
И оттуда вниз по радуге, на салазках, на коньках.
К. Чуковский
Пусть дети, используя палитру настроений, придумает и нарисует смех, удивление, печаль.
Игра «Ожившие предметы»
Суть этой игры-рисунка заключается в следующем. Представьте, что самые обыкновенные вещи, окружающие вас, оживают. Что произойдет с ними? Как они будут после этого выглядеть?
Ребята, нарисуйте телефон, лампочку, часы, дом у которых появились ножки.
Игра «Рисуем ногами» Вокруг нас все на все похожее!
Нужно учиться в привычных вещах искать сходство с другими. Пора рисовать ногами, можно всей семьей, можно по одиночке - на бумаге, на полу, на асфальте мокрыми ногами. Посмотрите, что получилось у нас. Очередь за вами!
Игра «Силуэт»
А эта игра-задание поможет ребенку увидеть себя со стороны, научит совместной работе. Пусть ребенок ляжет на пол, на обойный лист, а вы обведете его тело по контуру в разных позах, пусть он сам закрасит свой силуэт темной краской. Вырезайте теперь силуэты и наклеивайте на большой лист или стену.
Можно сделать работу, на какую угодно тему, например: «Игра в футбол», «Собираем ягоды».
Литература:
А. А. Фатеева. Рисуем без кисточки/ - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004.-96с. ил. -(Детский сад: день за днем. Практическое приложение).