Пустовалова Анастасия Федоровна
Познавательный журнал «Удивительный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Информация для родителей
Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами магнита
Хочу всё знать!
…стр. 2
15 интересных фактов о магнитах
Литературная страничка …. ….стр. 5
Сказка «Приключения с Магнитом»
…. стр. 7
Лаборатория «Познай-ка»
Опыты с Магнитами …. стр10
Игралочка …стр. 16
Игры с магнитами …. …стр. 19
Публикация «Познавательный журнал „Удивительный магнит“» размещена в разделах
Дети- исследователи, их очень привлекают опыты и эксперименты, с их помощью можно завлечь даже самых неусидчивых детей. Экспериментирование позволяет ребенку создать в своём сознании свою картину мира. При освоении мира ребенок опирается на собственные наблюдения, опыт, установленные взаимосвязи и закономерности. При детском экспериментировании наиболее ярко проявляется активность ребенка, которая направлена на получение новых знаний, умений, навыков.
Во время экспериментирования с магнитом отмечается, активное развитие любознательности и мыслительной активности ребенка. Дети, играя с магнитом, ещё не имеют достаточно знаний о его свойствах, о способах использования, несмотря на это, у детей есть желание больше узнать об этом предмете, разгадать его чудодейственные свойства.
Глазами детей магнит- это удивительный предмет, который способен творить чудеса. Испытание силы притяжения других предметов поражает детское воображение. Магнит нашел широкое применение в опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Магнитами призвано считать объекты, которые сделаны из определённого материала, вокруг которого образуется магнитное поле. Магниты разно полярные, они имеют северный и южный полюса. В мире существуют три вида магнитов : это природные магниты, их ещё называют постоянными, затем временные магниты и последний вид электромагниты. Постоянные магниты способны сохранять намагниченность долгое время, их ещё называют природными. Временные магниты (предметы из железа) притягиваются к постоянному магниту и намагничиваются, а если их убрать из магнитного поля, теряют свои свойства. Электромагнитом считают искусственно- созданный магнит с помощью электрического тока.
Магниты нашли широкое применение в нашей жизни. Их используют и в быту, и в науке, а также различных видах деятельности человека. Мы можем встретить их повсюду: магнитик на холодильнике, в детском саду на доске, в разнообразной бытовой технике дома, а также в банковской карте. Магниты часто используют при изготовлении разнообразных детских игрушек, магнитных азбук, конструкторов, пирамидок и многих других предметов.
При рассказе детям о свойствах магнита, необходимо также отметить что планеты в Солнечной системе- это тоже магниты, только гигантской величины. Земля- это тоже магнит. При природе также существуют удивительные люди, которые притягивают железные предметы. Детям доступны опыты и эксперименты с магнитами, так как они окружают их с раннего детства.
Так же можно показать, как используют свойство магнита при изготовлении детских игрушек, например «Весёлая рыбалка» (В рыбалку весело играем, магнитом рыбок собираем). На пластмассовых рыбок крепим металлические скрепки и удочкой, у которой вместо крючка магнит, ловим рыбу. Дети, увидев эту игру во время презентации, захотели изготовить в группе данную игру, если нет возможности найти рыбок из пластмассы, можно вырезать их из цветного картона, это нисколько не испортит удивление и восторг детей во время игры (Мы смастерили рыбок, из кнопок у них глазки. В стакан воды налили- вот озеро, как в сказке. В рыбалку весело играем- магнитом рыбок вынимаем). Можно пластмассовую рыбку опустить в воду и получится аквариум, но стоит только нам поднести к стеклу магнит, то рыбка сразу же подплывет к магниту. Благодаря этому эксперименту ребята пришли к выводу, что магнит действует через стекло и воду и движет металл. Надо также отметить, что магнит притягивает не всякий металл, например, алюминий нет.
Если ребенок уже имеет представления о галактике, то ему можно рассказать, что планеты в Солнечной системе- это тоже гигантские магниты. Родители могут закрепить знания детей о видах магнита : природные- магнитная руда, искусственные, которые создал сам человек из магнито- твёрдых материалов, электрические магниты- на основе электрического тока.
Ни педагогам, ни родителям не стоит бояться погружать детей дошкольного возраста в удивительный мир науки. Дети дошкольного возраста настоящие исследователи. У них всегда масса вопросов: почему? отчего? зачем? Мы всегда должны найти точный, аргументированный ответ, опираясь на научные сведения. При целенаправленном руководстве взрослых (педагогов, родителей) формируются интеллектуальные способности ребенка. При экспериментировании с магнитом ребенок делает определенные умозаключения и выводы.
Ребенок дошкольного возраста внутренне уже настроен на познание мира, мы должны развивать познавательно- исследовательскую деятельность детей. В старшем дошкольном возрасте ребенок, экспериментируя с магнитом, размышляет, сравнивает, отвечает на поставленные вопросы, делает выводы, устанавливает причинно- следственную связь, а также должен знать и соблюдать правила безопасности при проведении эксперимента. В процессе экспериментов с магнитами, развивается познавательная активность ребенка, любознательность, инициативность к самостоятельному познанию свойств магнита, активно развивается логическое мышление. Эксперименты в основном проходят с подгруппой детей и способствуют развитию коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Магнит- самый удивительный предмет для детей и часто используемый в экспериментировании. Эксперименты с магнитом приводят в восторг детей, они видят в этом явлении что-то загадочное. Магниты тесно вошли в нашу жизнь. Их используют и в быт, и в производстве. Мы можем встретить магниты : в динамике колонок, в компасе, в ювелирных изделиях, в разнообразных детских игрушках. Магниты активно используются нами, они и помощники, и волшебники
Несмотря на то, что интересные свойства магнитов уже довольно давно известны человечеству, активное их применение в промышленной отрасли началось сравнительно недавно, менее двух столетий назад. Но в современном мире невозможно представить себе ни один завод без магнитов, да и в различной бытовой технике они применяются повсеместно. Они очень важны для производства самых разных предметов, и, по счастью, они при этом довольно недороги.
1. Некоторые металлы и минералы не притягиваются к ним, а, наоборот, отталкиваются. К таковым относится, например, цинк.
2. Магниты в форме подковы появились не просто так — такая форма позволяет сблизить их полюса и, соответственно, усилить магнитные свойства.
3. Именно магнитное поле Земли удерживает атмосферу нашей планеты. А вот у Марса магнитного поля нет, потому что его ядро остыло, и его атмосферу практически целиком в итоге сдул солнечный ветер.
4. Некоторые живые существа ориентируются не только по звёздам, но и по магнитному полю земли. Например, черепахи, особенно во время сезонных миграций.
5. В Древнем Китае люди начали использовать магниты гораздо раньше, чем в Европе. Впервые европейцы увидели магнит, когда знаменитый купец и путешественник Марко Поло привёз его из Китайской Империи.
6. Если нагреть постоянный магнит до высокой температуры, он потеряет свои свойства и превратится в обычный кусок металла. Даже если он потом остынет, магнитные свойства к нему не вернутся.
7. Магнитные бури запросто могут повредить электронные приборы и вывести их из строя. Возникают они из-за вспышек на Солнце.
8. Первое упоминание свойств магнитов встречается в трудах учёного Фалеса, жившего в Древней Греции в VI веке до нашей эры.
9. Сейчас по всему миру широко распространены магнитные доски, на которых можно легко и удобно писать. Изобрела их группа американских студентов в 2008 году.
10. Магнитная сила позволила создать самые быстрые в мире поезда — маглевы (магнитно-левитирующие поезда). Благодаря магнитам они отталкиваются от рельса и не касаются его, а скользят над ним. Прокатиться на действующем маглеве можно в Китае, там маглев курсирует между Шанхаем и шанхайским аэропортом, развивая в пути скорость свыше 400 км/ч.
11. В китайском языке слово «магнит» дословно означает «любящий камень».
12. Одна из версий о происхождении слова «магнит» восходит к легенде о пастухе по имени Магнус, который случайно обнаружил, что железные набойки на его сапогах притягиваются к камню.
13. Основное отличие постоянных магнитов от электрических заключается в том, что электрические обретают свои свойства только под воздействием тока.
14. Самым, пожалуй, ценным изобретением для моряков был магнитный компас, появившийся в XI веке. Однако, в Древнем Китае люди додумались до простого аналога этого устройства ещё в III веке до нашей эры.
15. Именно магниты являются самыми популярными в мире сувенирами, приобретаемыми туристами.
Однажды два брата капитана обнаружили необычный камень. Он лежал среди тысячи других вещей, и сначала был вроде как лишь тяжелее прочих. Но когда они приближали его к некоторым предметам, они чудесным образом липли к нему. А потом, вдруг, ни с того ни с сего камень… заговорил. (можно с мамой-рассказчиком, на ушко)
Он рассказал, что был когда-то человеком, которого звали Магнитом. И обладал он необыкновенным свойством притягивать добрых людей и отталкивать людей со злыми помыслами.
Случилось так, что его полюбила красивая молодая, но злая колдунья Веера. Чтобы подойти к нему она даже пыталась делать добрые дела, но Магнит не обманешь, и она все равно отталкивалась от него и не могла приблизиться к нему даже на шаг — то расстояние, с которого она могла бы поменять его полюса, чтобы он стал притягивать плохое, а отталкивать хорошее.
После безуспешных попыток Веера разозлилась и превратила его в тяжелый камень. Но его притягательные и отталкивающие способности остались с ним, правда, лишь по отношению к железным предметам. Да и говорить он теперь мог далеко не со всеми.
Также Магнит рассказал братьям, что на одном острове у него есть клад, который ему очень хотелось бы вернуть. Чтобы его найти, нужно плыть строго на север.
— Но, как мы найдем, где Север? — спросил младший капитан. — Наш компас неисправен и находится в ремонте.
— Я укажу вам север, — спокойно сказал волшебный камень.
— Как?
— Приготовьте чашку с водой, кусочек ткани или плотной бумаги и иголку. Теперь потрите острие иголки об одну мою сторону, а ушко — о другую. Воткните ее в ткань и положите в воду. Иголка покажет направление Юг-Север.
Капитаны так и сделали. Иголка указала им правильный путь, и они поплыли к таинственному острову.
На берегу острова среди камней и мусора, братья-капитаны нашли мешок с чем-то тяжелым.
В нем оказалось письмо. Только оно было какое-то странное. Все очертания перемешивались и скорее напоминали кучку каких-то мелких частиц.
— Поднесите меня под листок, — хрипло сказал магнит.
Мальчики поднесли его под лист и, о, чудо! крошки стали двигаться и вскоре превратились в стрелку. Братья пошли в том направлении, куда она указывала.
Вскоре капитаны увидели огромную пропасть с зыбучим песком. Она была очень большой и очень глубокой. Все, что в нее попадало, бесследно пропадало.
— Как же нам клад-то достать? — думали братья. — Слушай, Магнит, а твой клад тоже металлический?
— Да.
— Тогда, ты нам и поможешь!
Капитаны взяли Магнит и подняли его над пропастью, они водили им по всем сторонам, и вскоре собрали большую кучу его сокровищ:
Вскоре им попался огромный чан с водой, на дне которого виднелись монеты. И снова Магнит помог достать их со дна.
Довольные друзья загрузили сокровища на свой корабль. Но на море установился штиль. Не было ни намека на дуновение ветра. И тут снова магнит помог им. Он нырнул под воду и поплыл (проводим магнитом под «морем». бумажный кораблик со скрепками послушно «плывет» за ним по картонному морю). А корабль, нагруженный его металлическими сокровищами, послушно поплыл вслед за ним.
Так сокровища Магнита с помощью его удивительных свойств и храбрости двух капитанов вернулись в его железные владения. С тех пор Магнит в благодарность, стал верой и правдой служить людям.
Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?
Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т. п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?
Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.
Вывод:
Магнит притягивает к себе только железо.
Задачка на сообразительность.
Насыпьте в миску манку и закопайте в нее скрепки. Как можно быстро их собрать? В ответ дети могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.
Опыт 2. Магниты действуют на расстоянии.
Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние.
Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.
Вывод:
Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".
Задача на сообразительность.
В миску налейте сантиметра на два воды. И бросьте в нее скрепку. Как, не замочив рук (или каких-нибудь других предметов, вытащить скрепку из воды? Дети, внимательно следившие за предыдущим опытом, сразу догадаются, что это можно сделать магнитом, используя его свойство действовать на расстоянии.
Опыт 3. Магнитные свойства можно передать обычному железу.
Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом!
То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле.
Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до температуры выше 60 градусов. Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию, и железо снова станет обычным.
Вывод:
Магнитное поле можно создать искусственно.
Задание1. Разгадай кроссворд:
Ответы: 1-эхо, 2-Скворец, 3-Хорек, 4-Белка,5-Енот, 6-Снегирь, 7-Пшеница, 8-Листья.
Задание №2 Нарисуй зеленый круг - если магнит действует, красный круг- если не действует:
Задание № 3:
1. Игра «Рыболовы»
К силуэтам рыбок прикрепите скрепки, опустите их в коробку, к каждому магниту привяжите нитку. Суть игры – соревнования заключается в том, чтобы игроки поймали как можно больше рыбок
2. Игра «Летающие бабочки».
Вырежьте из бумаги бабочек и прикрепите к силуэту скрепку. К скрепке привяжите один конец нитки, другой конец нитки закрепите к краю стола или стула. Попробуйте заставить бабочку летать, не касаясь магнитом скрепки.
3. Игра «Лодочки»
Возьмите глубокую миску с водой на две стопки книг. Из пробки, кнопки, иголочки и цветной бумаги сделайте лодочки и опустите в воду. Под миску подведите магнит. Проверьте, сможет ли он двигать лодочку, если нет, возьмите магнит посильнее. Предложите поиграть в морской бой.
4. Игра «Трубочки»
Для этой игры возьмите трубочки для коктейля. На каждую из них наденьте скрепку. Сложите их в кучу. Попробуйте магнитом поднять по одной трубочке, не сдвинув при этом другие.
м