Надежда Самсыкина
Познавательный экологический проект в подготовительной группе «Эти забавные насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность: экологическое воспитание через познавательно-практическую деятельность.
Вид проекта : познавательно – практический, среднесрочный, 2, 5 месяца.
Участники проекта : воспитатель, воспитанники, родители.
Актуальность проекта :
Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я. И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Публикация «Познавательный экологический проект в подготовительной группе „Эти забавные насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В современных условиях, с расширением сферы воспитательного воздействия, проблема экологического воспитания особенно актуальна. С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании в РФ» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное образование. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач всей системы народного образования.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Так, дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.
Наблюдение — основное средство познания природы. Оно дает воз-можность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять.
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель: формирование представлений о жизни муравьев в условиях формикария. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта :
для детей:
Формировать у детей элементарные представления о муравьях, их строении, способах передвижения, познакомить с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов.
Познакомить детей с особенностями содержания муравьев в формикариях; выяснить как влияют на существование муравьиной колонии рацион питания и водный режим;
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивать эмоциональную отзывчивость.
Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой. Воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым. Воспитывать трудолюбие, дружелюбие.
для педагогов:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах экологического образования детей.
для родителей:
дать представление родителям о значимости экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Методы и формы работы с детьми:
наблюдения;
беседы;
рассматривание формикария, иллюстраций;
подвижные игры;
пальчиковые гимнастики;
дидактические игры;
художественное слово
практические действия с оборудованием.
Формы работы с родителями воспитанников:
Беседы с родителями по теме проекта
Консультации для родителей
Ознакомление родителей и детей с фотоматериалом по теме проекта
Участие родителей в обогащении РППС: создание и пополнение уголка природы для детей.
Ожидаемый результат по проекту :
Для детей:
Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям.
Развитие познавательной активности, любознательности
Для педагогов:
Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
Создание условий для проявления воображения, любознательности, применения умений на практике
Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихотворений.
Для родителей:
Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей.
Продукт проектной деятельности :
использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.
самостоятельное наблюдение и уход за насекомыми в условиях формикария.
бережное отношение к насекомым.
Этапы осуществления проекта.
I этап - подготовительный
II этап -основной
III этап -заключительный
План реализации проекта
I этап – подготовительный
приобрести формикарий.
пополнить уголок природы необходимым инвентарем для ухода за муравьями
подобрать и систематизировать наглядный материал,
подобрать художественную литературу по теме для чтения детям (стихи, сказки, рассказы,
подбор консультаций для родителей.
изготовление папки-передвижки для родителей.
разработка дидактических игр, бесед
образовательная деятельность
II этап - основной
Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
III этап. Заключительный.
анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
оформление фотоальбома по проекту.
презентация на педсовете ДОУ.
Приложение 1
План работы по теме проекта
Мероприятия Цели Ответственные
1 этап подготовительный
1.1. Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования Воспитатель
1.2. Составление плана над проектом. Реализация мероприятий по проектной деятельности Воспитатель
1.3. Беседа с родителями на тему Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта Воспитатель,
родители.
1.4. Приобретение формикария. Создать условия для реализации проекта Воспитатель,
родители.
1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей. Воспитатель,
родители.
1.6. Ознакомление родителей и детей с используемыми материалами по теме проекта. Сформировать интерес у детей к проектной деятельности. Воспитатель,
родители, дети.
2 этап – основной.
Сроки Формы работы с детьми
2 неделя
Рассматривание формикария. Установка в уголке живой природы группы.
Инструктаж детей о безопасном поведении в уголке природы.
Беседа с детьми об особенностях содержания муравьев в ферме. Правила содержания муравьев в неволе. Кормление.
Наблюдение за муравьями в формикарии. Анализ наблюдений. оформление дневника наблюдений за муравьями в формикарии.
Беседа «Кто самый сильный из насекомых?»
Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
3 неделя Наблюдение за муравьями в процессе кормления. (художественное слово). Анализ наблюдений.
Ведение дневника наблюдений за муравьями в формикарии.
Беседа: «Почему муравьи - защитники леса?»
Лепка муравьев и обыгрывание поделок
Отгадывание загадок о муравьях.
4 неделя Наблюдение за муравьями в формикарии. Анализ наблюдений.
Рассматривание иллюстраций муравейника и сравнение со устройством формикария. Вопросы к детям: чем отличается формикарий от муравейника? Сходство и различия?.
Ведение дневника наблюдений за муравьями в формикарии.
Провести анализ умений детей ухода и чистки формикария под руководством взрослого.
Чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет?»
Подвижная игра «Муравьи и слон».
5 неделя Наблюдение за муравьями в формикарии. Анализ наблюдений. Ведение дневника наблюдений за муравьями в формикарии.
Беседа " Почему муравье стало больше! Размножение.
Просматривание мультфильма «Путешествие муравьишки»
Беседа: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды».
3 этап – заключительный
3.1. Подведение итогов.
Оформление фотоальбома по проекту. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательной деятельности детей. Воспитатель, дети.
3.2. Презентация проекта на педсовете ДОУ Обобщение опыта работы. Воспитатель,
родители
Вывод.
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы.
Дети приобрели новый практический опыт в результате наблюдений и уходе за муравьями в формикарии.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Список литературы:
1. Захаров А. А. — «Муравей, семья, колония»
2. Захаров А. А. — «Организация сообществ у муравьёв»
3. Мариковский П. И. — «Муравьи, кто они?»
4. Мариковский П. И. — «Муравей-жнец»
5. Длусский Г. М. — «Муравьи пустынь»
6. Длусский Г. М., Букин А. П. — «Знакомьтесь: Муравьи!»
7. Иосиф Халифман — «Пароль скрещенных антенн»
8. Бернар Вербер — «Муравьи»
9. Бернар Вербер — «День муравья»
10. Бернар Вербер — «Революция муравьев»
11. Житка Петрикова — «Муравейник. Как живут муравьи?»
12. Слей Шарлотта — «Книга о муравьях»
13. Ондржей Секора — «Муравьи не сдаются»
14. Бакшт Ф. — «Муравейник глазами геолога»
15. Кнауер Ф. — «Муравьи»
16. Брайен М. — «Общественные насекомые. Экология и поведение»
17. Материал из Википедии — «Муравьи»