Ольга Александровна Красакова
Познавательный творческий проект «Семейное древо профессий» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный творческий проект
«Семейное древо профессий» (старшая группа)
Автор: Красакова Ольга Александровна
МБ ДОУ «Детский сад No169» г. Новокузнецк, учитель-логопед
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность реализации проекта
Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Публикация «Познавательный творческий проект „Семейное древо профессий“ в старшей группе» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они недостаточно знают о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители?» - дети односложно отвечают: «На работе», «В школе». Не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей.
Поэтому, очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Ознакомление с профессиями родителей способствует дальнейшему вхождению ребёнка в современный мир, приобщению к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с миром профессий.
Цель проекта: расширение представлений детей о своей семье, расширение и систематизирование знаний детей о мире профессий; обобщение знаний детей о профессиях их родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности.
Вид проекта: познавательный, творческий
Продолжительность: краткосрочные (2 недели)
Сроки реализации: 03.07.2023 – 14.07.2023.
Состав участников проекта: дети, родители, педагоги
по характеру контактов: с воспитанниками одной группы.
Продукт проекта: выставка-презентация творческих работ «Моё семейное древо профессий»
Проблема: недостаточная информированность детей о разнообразии профессий, а так же профессиях своих родителей.
Задачи проекта:
развивающие - развивать связную речь и коммуникативные навыки, развивать любознательность и интерес к деятельности своих родителей, развивать творческие способности,
обучающие - расширять представления детей о своей семье; формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.); закреплять знания детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей; уточнить и расширить представления детей о разных профессиях, знакомить детей с профессиями родителей.
воспитательные - воспитывать уважение к людям труда, учить уважать семейные ценности, показать значение семьи в жизни человека, закрепить положительное отношение ко всем членам семьи, накапливать определенный социальный опыт.
Планируемые результаты:
Для детей:
1. Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями;
2. Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
3. Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
Для педагога:
1. Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта;
2. Сформированность у воспитанников знаний о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей, их назначении, особенностях, значимости их труда;
3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Для родителей:
1. Активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Основной принцип: интеграция образовательных областей
Речевое развитие:
1. Обогащать словарь путем введения новых понятий «профессия», «профессионал», «семья», названий профессий;
2. Расширять общий кругозор;
3. Развивать связную речь.
Познавательное развитие:
1. Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
2. Пробуждать у детей любознательность и интерес к деятельности своих родителей.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Развивать коммуникативные навыки;
2. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
3. Создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей;
4. Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
5. Воспитывать уважение и благодарность к людям труда, желание выполнять любое поручение добросовестно и ответственно.
Художественно – эстетическое развитие:
1. Приобщать детей к разным видам изобразительного и прикладного искусства при оформлении семейного древа профессий
2. Познакомить с произведениями художественной литературой по теме проекта, работами людей разных профессий.
Средства и оборудование:
• технические (проектор, ноутбук);
• методические (наглядные пособия, серии иллюстраций по темам «Моя семья», «Профессии», персональные выставки-презентации совместного творчества детей и их родителей с рассказами детей о профессиях своих родных.
• организационные (столы, доска, указка, листы А;, цветные карандаши).
Методы и приемы:
• Наблюдения;
• Познавательные беседы;
• Экскурсии;
• Чтение художественной литературы;
• Продуктивная деятельность.
Формы проекта
1. Специально организованная деятельность
- диалог;
- ситуативный разговор;
- речевая ситуация;
- игровая обучающая ситуация: ситуации – иллюстрации, ситуации - упражнения, ситуации- проблемы;
- составление и отгадывание загадок;
- игры (сюжетные, с правилами, игры – соревнования, подвижные игры, дидактические игры;
- обсуждение: мультфильмов, произведений художественной литературы, иллюстрированных энциклопедий;
- разучивание стихотворений;
- решение проблемной ситуации;
- оформление выставок детского творчества;
- встреча с людьми разных профессий, наблюдения за трудом взрослых.
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Взаимодействие с семьей: организация совместных мероприятий, наглядная агитация по вопросам ознакомления с современными профессиями, вовлечение родителей в данный проект.
Новизна проекта: ранняя профориентация детей, история каждой семьи уникальна.
Практическая значимость: данный проект может быть реализован в ДОУ, укрепляет семейные связи.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап (поисковый)
Создать условия для вхождение в проблемную ситуацию: для детей, родителей, педагогов (мотивационный компонент) -анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта; -выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта; -формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
2 этап (аналитический)
• Определение целей и задач проекта;
• Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых. Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д.).
• Разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
• Составление совместной непосредственно- образовательной деятельности на две недели
• Прогнозирование результата.
• Привлечение родителей к проектной деятельности через информационный уголок.
• Привлечь родителей к сбору иллюстраций, открыток, фотографий из семейного архива.
• Индивидуальные беседы «Давайте работать по проекту».
• Подборка консультаций по теме проекта.
Дети планируют с педагогом как будут составлять семейное древо профессий, решать, что будут для этого делать: рисовать, оформлять, собирать фотографии.
3 этап (практический)
• Рассматривание альбомов, рисунков, фотографий, сюжетных картинок о профессиях.
• Беседы с детьми: Что такое семья? Что такое семейное древо? Какие традиции в нашей семье? Мои обязанности. Почему люди работают? Какие бывают профессии? Чем занимаются люди разных профессий? Какие профессии у наших родных? Какие знания нужны для той или иной профессии? Что нужно знать, чтобы сделать выбор профессии? Взаимосвязь профессий? Какая профессия самая важная, главная, без которой мы не могли бы обойтись? Кем я стану, когда вырасту?
• Чтение художественной литературы: «С. Михалков «А что у вас?» Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?» Г. Брагиловская «Наши мамы, наши папы». В. Маяковский «Кем быть?», Н. Мигунова «Любимые профессии малышей», Ю. Крутогоров «Профессии»
• Прослушивание песни «Самая главная в жизни профессия – быть человеком».
• Дидактические игры: «Знаю все профессии», «Угадай профессию», «Что лишнее?», «Мастерская по ремонту», «Найди пару», «Кому, что нужно для работы?», «Мы не скажем, а покажем», «Определи по предмету профессию», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадай по результату профессию».
• Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Салон красоты», «Супермаркет», «Школа», «На дороге»
• НОД+экскурсия по ДОУ «Профессии детского сада».
• Просмотр обучающих роликов о профессиях.
• Рисование «Профессии нашего города»
• Создание родителей совместно с детьми профессионального древа своей семьи.
4 этап (презентационный рефлексивный)
Анализ достижения целей и полученных результатов. Продукт проекта семейное древо профессий. Создание фотоотчета о проведенных мероприятиях. Оформление проекта.
Обобщение и распространение опыта работы. Презентация семейного древа профессий. Рассказ детей про свою семью, профессии своих родных.
ФОТООТЧЕТ «ПРОФЕССИИ МОИХ РОДНЫХ»