Людмила Федоренко
Познавательный проект «Встречаем птиц» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Как жизнь свою представить нам без птиц,
Она была бы скучной и унылой.
Без соловьев, без ласточек, синиц,
Совсем не то, совсем не так все было.
Сегодня праздник птиц, прекрасный день.
Мы чествуем друзей своих пернатых.
И призываем всех других людей
Добрее быть к товарищам крылатым.
Проект «Встречаем птиц»
Тип проекта : исследовательско - творческий, познавательно - речевой
Вид проекта : групповой.
Публикация «Познавательный проект „Встречаем птиц“ (средняя группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Продолжительность: 2 недели
Возраст детей-участников: 4-5 лет.
Участники: дети, воспитатели, родители средней группы
Актуальность проекта : помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать.
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Цель: Расширять и обогащать представления детей о перелётных птицах; формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям; развивать интерес к жизни птиц.
Задачи:
- воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц;
- поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами;
-развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
-познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц, познакомить с пословицами, приметами их значением.
-приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
-уточнить представления о перелетных птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц
- развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
-развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
-пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.
Ожидаемые результаты
Наблюдая за птицами и помогая им, у детей сформируется положительное отношение к миру природы, они научатся радоваться, огорчатся, удивляться
природным объектам. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка.
Дети научатся практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
У детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности: изобразительную, речевую деятельность, игру, научатся контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.
Механизм реализации проекта :
Подготовительный этап
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Определение уровня знаний детей о перелётных птицах.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
- Изучение Интернет – ресурсов по теме проекта.
- Анализ предметной среды группы.
ІІ. Основной
-Практическая деятельность по решению проблемы; планирование совместной деятельности, сбор и систематизация информации, поисковая деятельность детей и взрослых.
-Проведение бесед, прослушивание музыкальных произведений, чтение художественной литературы, художественное творчество, дидактические игры, подвижные игры, рассматривание иллюстраций, наблюдения, экскурсии, эксперименты.
-Создание в группе условий для реализации проекта : выставка книг, оформление мини выставки «Птицы - наши друзья», просмотр фильмов о птицах, оформление стенда в уголке природы «Птицы нашего края», изготовление скворечников родителями и детьми, костюмов, презентаций о птицах, оформление папки – передвижки «Что узнали мы о птицах».
Заключительный этап
- Презентация проекта. Проведение праздника «Встречаем птиц».
План проектной деятельности с детьми на занятиях
Первая неделя:
Понедельник: Познавательное развитие (ФЦКМ)- Рассматривание сюжетных картин, составление рассказов по ним. Инсценирование сказки «На Озере»
Вторник: Художественно – эстетическое развитие
Музыка. Конструирование- «Скворечник и кормушка».
Разучивание заклички «Скворушки и перепелушки».
Среда : Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие-«Лес – наш дом родной». Правила поведения в лесу.
Рисование: «Ласточка». Разучивание стихов с использованием мнемотаблиц.
Четверг: Художественно – эстетическое развитие
Музыка. Аппликация «Скворечник на дереве».
Слушание голосов птиц в записи.
Пятница: Познавательное развитие
Художественно – эстетическое развитие. Составление рассказа «Как птицы весну встречали».
Рисование по замыслу
Вторая неделя:
Понедельник: Познавательное развитие (ФЦКМ).«Птицы нашего края».
Вторник: Художественно – эстетическое развитие
Музыка. Конструирование из природного материала «Лебедь».
Разучивание песни «Весну встречаем».
Среда : Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие. Составление рассказа «Птицы-наши друзья».
Изготовление жаворонка из соленого теста.
Четверг: Художественно – эстетическое развитие
Музыка. Лепка «Птица в кормушке».
Игра «Перелетные и зимующие».
Пятница: Социально-коммуникативная, познавательное развитие, физическое развитие. Развлечение посвященное Международному Дню птиц.
Решение поставленных задач с детьми вне занятий:
-Рассматривание альбома «Всё о птицах»
-Знакомство с «Красной книгой»
-Беседа о пользе птиц в природе
-Наблюдения за прилётом первых птиц—грачей, скворцов…
-Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»
-Чтение познавательной литературы : «300 вопросов и ответов о птицах»
-Рассматривание энциклопедий.
Продуктивная деятельность вне занятий
-Ручной труд ; «Журавлик» из бумаги
-Лепка «лебедь на озере»
-Рисование «Птицы прилетели»
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в весенний лес»
Настольно-печатные игры: Разрезные картинки, найди 5 отличий,
Дидактические игры: «Кто где живёт», «Откуда птица прилетела?»
«Четвёртый лишний».
Подвижные игры: «Найди пару» «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;
Взаимодействие с родителями:
-Изготовление скворечников родителями с детьми.
-Оформление папки – передвижки «Что узнали мы о птицах».
-Презентации о кочующих птицах, выполненные совместно с детьми.
Развлечение «Встречаем птиц».
Результат:
У детей прочно закрепились знания о перелётных, птицах. Где селятся птицы, чем питаются, какая польза от птиц, когда и как выводят птенцов, из чего делают гнёзда, для чего птицам клюв, и почему клювы у птиц разной формы, нужно ли подкармливать птиц, и как это сделать, чтобы не навредить птице. Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.
Методическая литература.
М. В. Трофимова. И учёба и игра…
Н. В. Новоторцева. Развитие речи детей.
О. В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.
О. В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.
Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.
В. Н. Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
Ю. Н. Глущенко, В. А. Нечаев, Я. А. Редькин. Птицы Приморского края.