Любовь Бойко
Познавательный проект в младшей группе «Осень — чудесная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект в младшей группе «Осень-чудесная пора»
Проект по
социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию.
Разработали:
Бойко Л. А.
Цитата по теме:
Я люблю тебя, осень, за красу небывалую,
За нарядные листья и тепло запоздалое,
За страду урожайную, паутину летящую,
За грибы и за дождик, за печаль настоящую,
За лазурную просинь, за седые туманы
И за плавно бегущие облаков караваны.
Публикация «Познавательный проект в младшей группе „Осень — чудесная пора“» размещена в разделах
Я люблю тебя, осень, и как Пушкин мечтаю -
Красоту своей области я в стихах воспеваю.
Александр Лысиков
Проблема:
Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и не живой природе, не могут определить значении слов «золотая осень», «унылая пора», «дары осени». С помощью данного проекта в условиях образовательного процесса укрепим и расширим связь с природой, приобщим детей к совместной деятельности.
Тема проекта : "Осень - чудная пора"
Актуальность:
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Природу важно воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, запахов. Сколько возможностей для развития чувств, речи, движений, воображения. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Поэтому, так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста.
Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени.
Цель:
Расширение представлений детей об осени как времени года.
Задачи проекта :
- обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечь внимания к окружающим природным объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревших в осенний период;
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание оберегать ее, охранять;
- приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта
в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь.
В проект включены все ОО : деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта
в рамках перспективно-тематического планирования с 13.09.2022 - 26.11.2022 года
Материал и техническое оборудование:
подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, подвижных игр, разработка информационного материала для родительского уголка, пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Комплексное перспективно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности в младшей группе на 2022 - 2023 учебный год, ИКТ.
Участники проекта :
1. Дети и родители младшей группы
2. Воспитатели: Бойко Л. А.
3. Музыкальный руководитель: Лебедева. А. С.
4. Физ. инструктор: Ярошенко. О. П.
Вид проекта :
групповой, средне срочный - 3 месяц (13.09.2022 – 26.11.2022)
Тип проекта…
познавательно-творческий.
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Форма:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
-экскурсии по весенним аллеям парка;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов по теме
-рассматривание репродукций картин русских художников;
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры;
- проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
-конкурсы;
-выставки детских работ; выставка рисунков «Осень, поздняя осень»
-выставка поделок из овощей и фруктов «Дары осени»
- выставка поделок из природного материала и круп «Осенние фантазии»
-проведение литературного вечера «Осень — прекрасная пора»
-консультации для родителей; памятка для родителей
- просмотр мультимедийной презентации «К нам весна шагает»
- экологическая акция "Украсим наш участок вечно зелёными растениями"
-культурно-досуговая программа Развлечение «Осень, осень в гости просим»
- спортивный праздник: «Осенние забавы»
Мероприятие
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые.
1. Ситуативный диалог: «Природа осенью» Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.
2. Беседы
«Осень в гости к нам пришла»
Цель: развивать умения замечать изменения в природе;
Тема: «Осенние хлопоты человека»
Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.
«Почему птицы улетают на юг»
Цель: Закрепить понятия «Перелетные», «Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли и дрозды, цапля аист дикий гусь. Познакомить со значением слова «оседлые» .
«Что изменилось в осеннем лесу»
Цель: уточнить и расширить у детей представления об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.
«Осенний урожай»
Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе
«Почему деревья сбрасывают листья»
Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, Беседы по ОБЖ
14 «Почему в лесу нельзя ничего пробовать».
«Как вести себя в лесу». «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья».
Экскурсия по участку детского сада. Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, расширять представление детей о деревьях, произрастающих в нашей местности, разъяснять их значимость для жизни на земле, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.
5. Цикл наблюдений: «Деревья и кустарники нашего детского сада»; «Ищем приметы осени» : Создание условий для развития у детей умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий.
Наблюдение за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
Цель: Формирование понятия о смене времени года.
Уточнить представление детей об особенностях каждого сезона.
Наблюдение за красотой и богатством осенних красок
Цель: развивать у детей эстетическое восприятие природных явлений, видеть красоту природы вокруг, замечать и любоваться ею
Наблюдение за насекомыми и перелетными птицами
Цель: Закреплять и расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах
Творческая мастерская
«Золотая осень» Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву.
«Огурец и помидор» Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы.
«На яблоне поспели яблоки» Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева
«Сказочное дерево» Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева.
«Красивая птичка» Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная, частей, красивое оперение.
«Разноцветный ковер из листьев»
Цель: Учить передавать красоту окружающей природы.
«Большие и маленькие морковки» Продолжать учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами.
«Созрели фрукты» Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы.
«Как мы все вместе набрали полную корзинку грибов». Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Учить держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации.
Чтение художественной литературы:
Чтение и заучивание стихотворений об осени.
сказка Н. М. Грибачев «Рыжие листья»,
Виталий Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»,
Домаренок Татьяна «Усталый дождик»,
Русская народная сказка «Мужик и медведь»
. К. Бальмонт «Осень».
Л. Толстой «Дуб и орешник».
К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев».
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование»
Почитать про диких животных:
Сюзанна Риха «Сладких снов до весны! Как зимуют животные и насекомые»; Фриде рун Райхенштеттер «Как живут ежики. Познавательные истории»; Петр Багин «В лесу».
Рассматривание картины «Осень в городе» и составление по ней рассказа, рассматривание плаката «Что растёт в саду и во городе».
Дидактические игры.
«Найди такой же листок».
научить детей находить в природе листья растений, которые показывает взрослый.
«С какой ветки эти детки?»
Цель:
Закреплять умение детей зрительно находить реальные изображения листьев и плодов, соотносить их с контурным и силуэтным изображением. Развивать целостное восприятие.
«Отгадайте что это за кустарник, дерево»
Цель: закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников.
«Третий лишний».
Цель:обучение умению группировать предметы по определенным качествам с исключением лишнего.
Настольно-печатные игра. «Времена года».
Подвижные игры.
«Листопад»
Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад»
«Такой листок лети ко мне»
Цель: развивать внимание, наблюдательность; упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь.
«У медведя во бору»
Цель: развитие двигательной активности, координации, умения разбегаться и не сталкиваться.
«Птички и дождик»
Цель: учить детей действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков.
Дыхательные упражнения.
«Сдуй листок», «Листопад», «Дует ветерок».
Цель – развивать речевое дыхание.
Пальчиковая гимнастика:
«Осень», «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «1,2,3,4,5, в лес идем гулять», «Мы капусту рубим – рубим…».
Цель: развивать мелкую моторику рук в процессе выполнения пальчиковой гимнастики.
Посмотреть мультфильм: «В лесной чаще» «Мудрые сказки тетушки Совы»,»Маленькие сказки большого леса» про грибы.
«Маша и медведь. Веселая осень с Машей».
:В. Бабенко «Летят перелетные птицы»;В. Бианки «Наши птицы».
«Серая Шейка»
Сюжетно-ролевые игры: Сюжетно — ролевая игра «Магазин» : сюжеты «Покупка фруктов», «В овощном магазине», «Поход в лес», «Лесная прогулка», «Идем за грибами».
Экспериментирование:
«Игры с воздушными шариками» : познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его; развивать любознательность, внимание.
«Вертушка» : Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
«Как листья опадают»
Цель: Расширить знания о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи, исследовать природное явление – листопад
Труд
сбор природного материала на прогулке (листья, шишки, семена)
Цель: уточнение и закрепление правил сбора природного материала.
уборка участка от листьев
Цель. Закрепление знаний детей о труде осенью на участке детского сада
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
А. Вивальди «Осень»
Просмотр мультимедийной презентации «Осень-чудесная пора»
Выставка совместных творческих работ с родителями: выставка рисунков «Осень, поздняя осень»
Цель: Привлекать родителей воспитанников к совместной с детьми творческой деятельности
https://11914.maam.ru/maps/news/567030.html
Фотоотчет о выставке поделок «Дары осени» https://11914.maam.ru/maps/news/550296.html
Фото отчет Фотоотчет о выставке детских рисунков на тему «Осень, поздняя осень»
https://11914.maam.ru/maps/news/567030.html
Фотоотчет о выставке поделок «Осенние фантазии»
https://www.maam.ru/detskijsad/vystavka-detsko-roditelskih-rabot-osenja-fantazija.html
Участие творческом конкурсе «Престиж»
Фотоотчет об экологической акции «Украсим наш участок вечно зелёными растениями»
https://11914.maam.ru/maps/news/560445.htm
Фотоотчёт о показе сказки В. Сутеева «Под грибком»
https://11914.maam.ru/maps/news/566786.html
Проведение Квест -игры «Овощи и фрукты полезные продукты
- Фотоотчёт «Вот и наступила золотая пора»
-
Культурно-досуговая программа «Осень осень в гости просим»
Спортивное развлечение «Осенние забавы»
https://www.maam.ru/detskijsad/foto-otchyot-osen-prekrasnaja-pora-chudes-i-volshebstva.html
Фото отчёт о праздничном концерте «Мамочку любимую поздравить мы спешим»
-
Выводы
В ходе реализации данного проекта поставленная цель была достигнута, так как были созданы все условия для того, чтобы наполнить жизнь детей интересными впечатлениями, освоить различные способы получения информации, доставить радость творчества.
Дети обобщили знания об осенних изменениях в природе, получили представления о многообразии даров осени : урожае фруктов, овощей, ягод, грибов, орехов и их пользе при употреблении в пищу.
Дети научились вести наблюдение за объектами живой и неживой природы. Исследовали строение листа, опытным путём сделали вывод о наличии хлорофилла (зелёного вещества в листьях, а также об изменении цвета листьев в осенний период на жёлтый, оранжевый и красный по мере затухания жизнедеятельности в листе, когда хлорофилл разрушается. Дети узнали, что листья с деревьев опадают из-за недостатка солнечного света и тепла. Были закреплены знания о знакомых деревьях, форме их листьев и их значении для дерева. Дети учились любоваться красотой родной природы.
Используемая литература:
- «Рабочая программа младшей группы МБДОУ №6 города Пролетарска Пролетарского района Ростовской области, разработана в соответствии с Образовательной программой учреждения на 2022-2023г». воспитателем Бойко Л. А.
- Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013;
- Бондаренко. А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М: Просвещение, 1991;
- Гризик Т. И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007;
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада
. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Младшая группа детского сада.