Наталья Анатольевна Шахурова
Познавательный проект по экологии «Подснежник» с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект по экологии: «Подснежник»
С детьми средней группы
Воспитатель: Шахурова Наталья Анатольевна
Тип проекта.
Познавательный
Участники проекта: дети средней группы №8
По времени проведения: долгосрочный
По характеру контактов: средней продолжительности, в рамках группы.
Содержание.
Проект «Подснежник» предназначен для детей дошкольного возраста.
Публикация «Познавательный проект по экологии „Подснежник“ с детьми средней группы» размещена в разделах
- Подснежник. Знакомимся с весенним цветком
- Подснежники. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проект представляет собой совместную деятельность педагога, детей и их родителей.
Актуальность:
«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов).
Одно из самых любимых времен года у всех – весна. Все живое радуется солнцу, звонко щебечут птицы, журчат ручьи, снеговые сугробы в лесу оседают, и показываются первые проталины.
На проталинах прямо из-под снега пробиваются самые ранние цветущие растения, которые называются первоцветами.
Зацветая рано весной, первоцветы радуют нас своей красотой. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы, углубляя и пополняя их знания об окружающем мире. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать.
Для того чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Таким образом, знания о природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической компетентности, который затем трансформируется в бережное отношение к природе – конечную цель экологического воспитания.
Цель проекта.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста к миру цветов - подснежников.
Задачи:
-Познакомить детей с первоцветами (подснежниками) Дальнего Востока.
-Уточнить и расширить представления о весенних цветах через наблюдения.
-Научить определять их по описанию.
-Закреплять представления детей о весне, её приметах и признаках.
-Находить связь между цветущими растениями и насекомыми.
-Учить видеть красоту цветущих растений.
-Развивать речь, мелкую моторику рук.
-Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям (цветам).
-Приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений о подснежниках.
-учить детей договариваться, делиться, помогать друг другу, проявлять интерес к выполненному заданию.
-Создать условия для поисково-исследовательской деятельности.
Методика исследований
В процессе работы над проектом я использовала такие методы и приёмы, как:
- Игры (подвижные, дидактические, настольно-печатные, словестные, игры-упражнения, пальчиковые, сюжетно – ролевые);
- Анкетирование родителей;
- Рассматривание (книг, энциклопедий, иллюстраций, картин, цветов);
- Чтение художественной литературы;
- Наблюдение на прогулках;
- Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: по познавательному развитию, развитию речи, музыке. Экологии, художественно-эстетическому воспитанию (рисование, лепка, аппликация);
- Выставка детского творчества (рисунков, поделок);
- Фотовыставка;
- Взаимодействие с родителями (совместное участие в проекте).
По итогам реализации данного проекта я ожидаю получить следующие результаты:
1. Пополнение развивающей среды группы:
1.1. Создание библиотеки произведений о первоцветах-подснежниках.
1.2. Оформление альбома «Первоцветы»;
1.3. Пополнение уголка развивающих игр дидактическими играми о разных цветах, растениях;
2. У детей будет расширен кругозор знаниями и представлениями о подснежниках, о местах произрастания, об их пользе для людей. У детей будет сформировано более бережное отношение к миру природы. 3. Через чтение сказок, художественное описание образов в литературе, у детей будут сформировано элементы экологически бережного отношения к растениям - подснежникам, желание их оберегать и сохранять.
4. В процессе реализации проекта у детей будет возможность проявить свое творчество в лепке. (Подснежники на проталинке, прострел или сон-трава, рисовании (весенний сюрприз, подснежники). Аппликации (на проталинке проснулся подснежник», «Подснежник», ручном труде (поделки из бисера «Цветочек для мамочки», в музыке – пение песенок о весне, о подснежниках.
5. У детей будет развиваться связная речь через заучивание небольших по объему стихотворений о подснежниках, загадывании загадок, чтении произведений о подснежниках, рассматривании картин о весне.
6. У детей будет сформировано умение работать в подгруппе (коллективные работы по рисованию, аппликации, делиться своими находками, помогать друг другу.
7. Активное участие родителей в реализации проекта: подбор литературы, информации о первоцветах, совместная творческая деятельность детей и родителей, фотовыставок.
Реализация проекта предусматривает работу по этапам.
Этапы реализации проекта «Подснежник!»
№ Мероприятия Программные задачи Срок
1 этап - Подготовительный
1. Анкетирование родителей «Общение ребёнка с природой» Выявить, часто ли родители организуют вместе с детьми прогулки в природу. Наблюдают ли за растениями. Читают ли родители книги о природе, цветах, что предпочитают слушать дети. 1неделя апреля
2. Подбор библиотечки произведений о первоцветах- подснежниках Акция «Подари книгу детскому саду» - продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы. 2 неделя апреля
3. Оформление родительского уголка Размещение статей, консультаций, рекомендаций по проекту. 3 неделя
апреля
4 Подбор наглядно дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий. Создание информационно-методического банка данных для реализации проекта. 3 неделя апреля
5. Домашнее задание: Подбор иллюстраций, поговорок, стихов, загадок, фотографий для оформления фотовыставки «Подснежник» Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности сотрудничества педагогов с родителями и детьми.
4 неделя апреля
2 этап - Основной
1 Рассматривание книг, иллюстраций о первоцветах Пополнить представления детей о первоцветах, их внешнем виде, среде произрастания, о пользе для людей… 1 неделя мая
2 Оформление книжного уголка. Создать условия по реализации проекта, развивать интерес к книгам о подснежниках. 1неделя мая
3. Чтение произведений Цель:Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о подснежнике. Дать детям элементарные научно -достоверные знания о жизни растений в природе. 2 неделя мая
4. Беседа «Красная книга и заповедники» Цель:Выявить из личного опыта детей, что они знают о подснежниках. 2 неделя мая
Цикл наблюдений за первоцветами: одуванчик, сон- трава. Цель:Расширять кругозор детей о первоцветах, их внешнем виде, характерных особенностях. Формировать интерес к окружающему миру. май
Лепка из пластилиновых жгутиков «Подснежник» Учить способу лепки
(пластилиновая аппликация,
совершенствовать умение раскатывать тонкие жгуты равномерной толщины, развивать внимание, воображение, творческие способности, мелкую моторику. 3 неделя мая
Игровые упражнения на развитие дыхания, мелкой моторики рук, общей моторики, развитие зрительного внимания и связной речи Развивать внимание, общую и мелкую моторику, связную речь.
Вечер загадок
«Угадай, какой это цветок» Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок, способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, развивать познавательный интерес. 3 неделя мая
Познавательное занятие
«К первоцветам в гости» Расширять представление о первоцветах через произведения. Учить находить признаки, сходства и различия, выражать их в речи; Воспитывать бережное отношение к природе. 3 неделя мая
Подвижные игры
«Бабочки на лугу»,
Подвижная игра:
«С проталинки на проталинку»
Цель:Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество. 4 неделя мая
Аппликация «Подснежник -первый вестник весны» Закрепить знания детей о растениях - подснежниках в аппликации. Умение создать у детей образ подснежника разными видами творчества. 4 неделя мая
НОД по нетрадиционному рисованию «Подснежник» Закрепить навыки рисования жёсткой и мягкой кистью, передавая образ цветка. Умения работать в паре. Активизация словаря сложными словами (первоцвет, мать и мачеха, ветреница). Воспитание любви к природе, через ознакомление с цветами родного края. 1неделя июня
НОД по развитию речи, окруж-ему миру.
«На проталинке проснулся подснежник» Развивать связную, монологическую речь; способность, отвечая на вопросы давать развёрнутые объяснения.
Обогащать словарь детей новыми словами – первоцветы, проталинка, подснежник. Воспитывать бережное отношение к живой природе. 1 неделя июня
Музыка (разучивание песен, прослушивание аудиозаписи, ДВД)
Фрагменты из музсборника
«Музыка леса».
П. И. Чайковский «Времена года»,програмные задачи
«Подснежник».
Г. Свиридов «Весна». Формировать творческие способности детей. С помощью интонации передавать характер песни. Слаженно, выразительно играть на детских музыкальных инструментах. Передавать в движении, пластике характер пьесы «Подснежник» П. Чайковского.
Проведение игр: настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих. Развивать сенсорные способности,
воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Развивать слуховое внимание. развивать сообразительность, выдержку. Развивать наблюдательность, активное запоминание, речь и активизировать словарь: похожие, разные, одинаковые.
Фотовыставка
«Подснежник» Показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Привлечение родителей к творческой работе; создание и максимальное использование экспозиции детских работ в целях повышения уверенности каждого ребенка в своей индивидуальности, непохожести на других.
3 этап: Заключительный
№ Мероприятия Программные задачи Срок
1. Обработка и оформление материалов проекта. Описание этапов проекта, оформление материалов проекта. Июнь
2. Анализ результатов проекта Подведение итогов проекта: расширение кругозора детей, практическая значимость проекта для детей, методического кабинета, родителей, повышение компетентности педагога по планированию и реализации проектной деятельности. Июнь
3. Освещение проекта Защита экологического проекта с целью ознакомления педагогов ДОУ с задачами, содержанием, итогами проекта (на педагогическом совете). Июнь
Результаты работы над проектом «Подснежник»:
1. Пополнилась развивающая среда группы: создана библиотечка произведений о первоцветах (подснежниках);
оформлен альбом «Подснежник»;
Пополнен уголок развивающих игр дидактическими играми о насекомых. «Посади цветок», «Что изменилось?», «Подбери по цвету», «Найди такой же», «Волшебный цветок», «Цветик – семицветик», «Какого цветка не стало?»);
2. У детей: расширился кругозор о первоцветах (подснежниках).
3. У детей улучшилась связная речь: дети выучили много стихов, прочитали рассказы, сказки о подснежниках, учились пересказывать короткие произведения.
4. У детей появились элементы поисково-исследовательской деятельности: дети научились искать вместе со взрослыми нужную информацию, ставить проблемы и решать ее разными способами, распознавать подснежники; у них появился интерес к теме «Первоцветы»; появилось желание узнать больше о подснежниках Дальнего Востока; они стали задавать вопросы (как? почему? и др.);
5. Дети стали более организованными: они научились работать в команде, подгруппе, делиться интересной информацией.
6. Дети познакомились с новыми дидактическими играми, настольно - печатными играми, подвижными играми, пальчиковыми играми.
7. Улучшились навыки детей в художественно-эстетической деятельности (лепке, аппликации, рисовании, конструировании);
8. Родители приняли активное участие в проекте: семейное чтение литературных произведений о первоцветах (подснежниках, совместное изготовление с ребенком поделок, рисунков, фотографий, участие в образовательной деятельности группы.
Выводы:
Данный проект экологической направленности очень актуален для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста потому, что проект расширяет кругозор детей, знакомит их с миром растений, который детям не всегда понятен и виден. Проект дает детям возможность проявить свои творческие способности в познавательно-речевой, художественно-эстетической деятельности, игровой деятельности. В рамках работы над проектом у детей формируются элементы поисково-исследовательской деятельности: умение ставить цель совместно с воспитателем и находить пути ее решения, умение искать и находить информацию в разных источниках (книги, энциклопедии, мультфильмы, сеть Интернет) и делиться ею в группе, работать в подгруппе.
Проектная деятельность дает возможность педагогу интегрировать разные образовательные области по теме проекта (музыка, развитие речи, познавательное и экологическое развитие, художественное творчество, игровая деятельность, выставки, трудовое воспитание).
Проект дает возможность развивать у детей познавательный интерес и мышление, воображение и творчество.
Заключение
Данный проект может использоваться в любой дошкольной образовательной организации как в весенний - летний период времени, так в течение года. Возраст воспитанников, реализующих данный проект – от 3 до 7 лет.
Список использованной литературы
1. Веракса Н. Е. Работа над проектами в детском саду //Современное дошкольное образование, 2008, № 5.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования дошкольников //Дошкольная педагогика, 2006, № 3.
3. Лучич М. В. Детям о природе. Издательство М. : Просвещение, 2003.
4. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры. Издательство «Мозаика-Синтез», 2002.
5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Издательство «Мозаика-Синтез», 2002. Плешаков А. А. Пособие. Зеленые страницы. М. : Педагогика, 1981.
6. С. Н. Николаева. Программа «Юный эколог». Издательство «Мозаика-Синтез», 2002.
7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. М. : Просвещение, 2008.
8. Рыжова Н. А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа». // Дошкольное образование, 2004, № 11.
9. Рыжова Н. А. Экологические сказки. М. : Линка-Пресс, 2002.
10. Рыжова Н. А. Я и природа. //Дошкольное воспитание. 2004, № 12.
11. Экологические игры Рыжовой Н. А. //Дошкольное образование 2008, № 19.
12. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка-Пресс, 2004.
13. Чебан, М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6.
Приложения