наталья антипина
Познавательный проект «Мыло душистое» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ДЕТСКИЙ САД №146 к. 2 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Руководитель:
Антипина Наталья Викторовна
Познавательный проект «Мыло душистое»
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Вид проекта: фронтальный (дети группы «Веселые колокольчики» и семьи воспитанников).
Публикация «Познавательный проект „Мыло душистое“ в средней группе» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мыло, мыльные пузыри
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Длительность: краткосрочный (1 месяц)
Актуальность проекта:
Немаловажное значение имеет сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит воспитанию его гигиенических навыков, как неотъемлемой части культурного поведения.
Чистота – залог здоровья! Эту поговорку знают все. И каждый день с самого утра и до самого вечера, мы пользуемся мылом для предупреждения различных заболеваний. Использование мыла прочно вошло в нашу жизнь. Сегодня мы не можем представить себе наше существование без мыла.
Мыло - предмет, знакомый каждому человеку с самого раннего детства. Каждый из нас по несколько раз в день пользуется мылом и даже не задумывается о том, как и когда оно появилось на свет, почему это произошло?
Мыло помогает нам сохранить здоровье, ухаживать за нашим телом. Сегодня в магазинах мы видим большое количество мыла разных по цвету, форме, запаху, по составу, жидкое и твёрдое. Но есть и другое мыло, которое имеет своё название – натуральное мыло ручной работы, уже давно популярное во многих странах.
Но представьте себе, что когда-то давно мыла не было.
Как же получилось, что этот продукт занял такое важное место в нашей жизни?
Постановка проблемы:
Однажды утром, придя в детский сад, дети пошли помыть руки и с удивлением заметили, что нет мыла. Настя помыла руки с водой и сказала, что руки и так чистые. Лев возмутился и сказал, что вода не сможет чисто помыть руки. Владислав согласился и заметил, что на руках все равно остаются микробы. Ева спросила, что это такое микробы. Дети подошли к Наталье Викторовне и сказали, что им нужно мыло. Настя поинтересовалась, откуда берется мыло, а Владислав спросил, как его делают и можно ли его сделать своими руками.
Объект исследования: Мыло.
Предмет исследования: Свойства мыла.
Цель проекта: Развитие основ гигиенических навыков и создание условий для исследовательской деятельности и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе знакомства с мылом.
Задачи:
- Уточнить представление о мыле, его значение в подержании гигиены.
- Развивать умение работать в группе; уметь на основе опытов анализировать и делать выводы.
-Развивать связную речь. Обогащать активный словарь ребенка (пенится, прозрачная, (мутная) вода, ароматное (душистое); мыло пенится, скользит, несъедобное).
-Дать детям знания о полезных свойствах мыла; расширять знания о мыле; выяснить, что делает мыло душистым, ароматным
-Воспитывать культурно-гигиенические навыки, чувство сотрудничества.
Участники проекта: Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Ожидаемые результаты:
- Дети научатся совместно с родителями осуществлять поиск информации на заданную тему из разных источников, проводить эксперименты.
-У детей сформируются элементарные представления об истории возникновения мыла, о его видах и свойствах.
- Дети приобретут социальный опыт взаимодействия в группе сверстников.
Продукт проектной деятельности:
-Коллекция мыла
-Изготовление мыла ручной работы, разной формы, цвета, запаха.
Этапы реализации проекта.
1 этап: «Выбор темы или планирование»
Что вы знаете Что вы хотите узнать Как можно узнать об этом
Мылом моются Почему нужно мыться с мылом? Спросить у родителей, бабушки, дедушки. Поиск в интернете.
Мыло убивает микробов Кто такие микробы?
Откуда берутся микробы?
Как мыло борется с микробами? Спросить у родителей. Посмотреть книги, журналы, мультфильмы.
Мыло придумали люди Как люди придумали мыло и почему? Спросить у родителей, бабушки, дедушки. Подумать. Посмотреть в интернете. Посмотреть в энциклопедии.
Мыло бывает разного цвета, запаха и формы Почему мыло имеет разный запах, форму и цвет?
Как сделали, что мыло имеет разный запах и цвет? Спросить у родителей. Посмотреть иллюстрации в энциклопедии.
Потрогать, посмотреть. Вместе с родителями сделать мыло дома.
2 этап: «Сбор сведений»
• Сбор информации о мыле.
• Знакомство с историей создания мыла и мыловарения.
• Беседа с родителями, участники которого будут принимать активное участие в реализации проекта.
• Мотивировать родителей, распределение домашних заданий.
•
3 этап: Практический.
1. Подготовка и проведения экспериментов по изучению свойств мыла.
2. Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности по мыловарению в домашних условиях.
3. Подготовка выставки мыла «Мыло душистое».
4. Экскурсия в хозяйственный магазин.
5. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, беседа со старшей медицинской сестрой Еленой Александровной.
6. Подготовка необходимого оборудования для изготовления мыла.
Создание развивающей среды:
• Внесение в группу иллюстраций на тему «Мыловарение».
• Совместно с родителями создать творческую выставку «Мыло душистое»
• Создать книжки малышки про мыло:
• Создание и внесение дидактических и настольных игр:
• Изготовление с детьми альбома: «Такие разные микробы»
4 этап: Заключительный
1. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
2. Организовать непосредственную образовательную деятельность.
План реализации проекта.
Что такое мыло?
Мыло - твёрдый или, реже, жидкий продукт, содержащий поверхностно-активные вещества, в соединении с водой, используемый как косметическое средство — для очищения кожи и ухода за ней (туалетное мыло, либо как средство бытовой химии – в качестве моющего средства (хозяйственное мыло).
Беседа «История возникновения мыла»
Слово “мыло” произошло от латинского “sapo”, у англичан преобразовалось в soap, у итальянцев - sapone, у французов - savon.
В далекие времена Древние греки очищали тело мелким песком. Египтяне умывались с помощью пасты из пчелиного воска, которую растворяли в воде.
Длительное время для мытья люди употребляли древесную золу или чистящее средство, которое состояло из частей хвойных деревьев, воды и эфирного масла.
Однажды люди заметили, что если смешать золу и жир — то смывать грязь с тела станет легче, так и появилось первое мыло.
Оно, конечно, не пахло так ароматно как современное мыло, да и цвет у него был серым, но люди всё равно были рады такому помощнику.
Но вопросы гигиены стали интересовать людей задолго до этого. Наши далекие предки для мытья и стирки одежды долгое время использовали дары природы: золу, глину, пемзу, бобовую муку, ячменную закваску и многое другое. У скифов был распространен такой рецепт «заменителя мыла»: растертую в порошок древесину кипариса и кедра смешивали с водой и ладаном. Полученную массу наносили на кожу, а потом удаляли специальными скребками.
Египтяне для ухода за кожей и волосами также готовили особую смесь. Они соединяли козий жир с золой, полученной при сжигании древесины бука, и использовали получившийся состав во время гигиенических процедур.
Твердое же мыло появилось в 8 веке. Его изобретение приписывают арабу Габирс ибн Хайену: он смешал козий жир с жидким маслом и золой, полученной от сжигания морских водорослей, а потом добавил в состав щелочную соль поташ и немного извести. В Европу мыло попало лишь четыре века спустя: у Венецианской республики появились колонии на востоке, и оттуда в страны Старого света начали поступать различные товары, включая и средства гигиены.
История мыловарения насчитывает около 6 (шести) тысяч лет.
Родина мыла – Древний Рим. В 1424 году в этой стране выпустили первый кусок твердого мыла. Именно оттуда мыло распространилось по всему миру. В России впервые стали варить мыло при царе Петре I.
Целые деревни занимались «поташным делом», так раньше называлось мыловарение. Мыло в то время, изготавливалось из сала, жира и растительного масла.
Мыло на Руси долго было предметом роскоши и очень дорогим средством соблюдения чистоты. Даже самые знатные и богатые люди не могли себе позволить стирать им белье. Для этого использовали разную глину и растения. Крестьяне стирали и мылись щелоком — смесью из древесной золы, залитой кипятком и распаренной в печи, для умывания применяли полусырую картошку и небольшие шарики из золы папоротника.
В России самая известная своим мылом фабрика находилась в городе Шуя.
А называться предприятие стало "Новая заря". В настоящее время это совместное российско-французское промышленное предприятие.
Даже на гербе этого города изображен брусок мыла. Очень известным было мыло фабрики Лодыгина, оно считалось одним из самых лучших в мире.
Его готовили на коровьем, миндальном масле — белое и цветное, с духами и без. Предлагалось также мыло дегтярное — "от хворостей" (от болезней).
Сейчас мыло используется в каждом доме. Это важное средство личной гигиены. Каждое утро мы умываемся, моем руки по нескольку раз в день. Мыло помогает нам в борьбе с микробами и бактериями. И у всех оно своё — любимое! Оно может иметь самую различную окраску,
форму, размер и аромат.
Может не только очищать кожу, но также насыщать ее витаминами, увлажнять, и конечно приносить эстетическое удовольствие при использовании.
Собрав информацию о мыле, мы узнали, что современное мыло состоит из жиров, щелочи, растительных масел, красителей, и активных добавок. Так же мы узнали, что оно бывает детским, банным, туалетным, хозяйственным, медицинским и другим. По внешнему виду твердым и жидким. Жидкое мыло. Наиболее гигиеничное, так как не соприкасается с грязными поверхностями.
Самое главное – в нём повышенное содержание калия, поэтому для кожи оно, более щадящее, при этом отлично пенится и очищает кожу. В нём намного больше полезных добавок: витаминов, кислот, душистых масел, лекарственных трав. Поэтому оно более остальных подходит для умывания лица.
Детское мыло самое безопасное в нем практически не присутствует ни каких добавок и красителей. Химические вещества в данном мыле заменяются выжимками из самых разных трав.
Детское мыло никому и никогда не навредит, оно идеально подходит для очищения кожи.
Антибактериальное же мыло выделяется тем, что в его состав входит триклозан — вещество, которое убивает бактерии. Человеку может показаться, что такое мыло близко к идеальному, так как оно справляется сразу с двумя задачами, одновременно очищая руки и убивая бактерии. Плохо то, что это мыло убивает не только плохие, но также и нужные бактерии. Хотя самые крепкие бактерии всё равно останутся на коже. Длительное использование данного мыла может нанести большой вред здоровью человека.
Мыло-скраб. Это мыло отличается от других тем, что оно отлично очищает кожу от старых частичек кожи.
Банное мыло. В банном мыле присутствуют различные лечебные добавки, которые очень хорошо влияют на кожу, так как при распаривании поры кожи открываются, позволяя данному мылу лучше очистить кожу от жиров и шлаков.
Только стоит помнить, что при выборе банного мыла нужно внимательно смотреть на его состав, так как в нем могут оказаться вещества, на которые возможно у человека имеется аллергия.
Туалетное мыло с кремом. В состав данного мыла добавляют крем или молочко, которое питает и увлажняет кожу.
Глицериновое мыло. Из его названия можно понять, что в мыле присутствует
глицерин (порядка 8-16%) который смягчает и увлажняет кожу.
Медицинское мыло. Состав данного мыла зависит от того, какое лечебное воздействие оно будет оказывать. Оно имеет достаточно мощный и резкий, не приятный запах. Чаще это мыло используют при кожных болезнях, в качестве профилактики или врачи для обеззараживания рук.
Хозяйственное мыло. Название говорит само за себя — оно предназначено для использования в хозяйстве – стирки вещей, удалении с одежды различных пятен, отмывании
разнообразных поверхностей (когда нет специальных средств) и много другого.
По назначению туалетное мыло разделяется на марки:
I тип — гигиеническое мыло общего назначения (для нормальной и жирной кожи) — наиболее массовая группа мыла, которая обычно не содержит дополнительных компонентов кроме красителей, отдушки и антиокислителей
II тип — гигиеническое специальное мыло (для нормальной и жирной кожи). Содержит 1–2 % добавки жироподобных веществ, при умывании эти вещества создают на коже тонкую защитную плёнку
III тип — дезинфицирующее и лечебно-профилактическое мыло. Содержит специальные добавки для дезинфекции и лечения различных заболеваний кожи.
Интересные факты о мыле:
• Английский роль Генрих IV в 1399 году создал особый орден для привилегированных особ. Им была доступна невиданная для того времени роскошь – мыться в бане с мылом.
• Недоступность мыла в Средние века подтверждает тот факт, что даже королева Испании Изабелла смогла воспользоваться им всего два раза в своей жизни: при рождении и перед свадьбой.
• Чем мыло старее, тем оно лучше. Оказывается, мыло должно «дозревать» - чем дольше оно лежит после производства, тем будет лучше пениться и эффективнее очищать кожу при использовании.
• Самое дорогое в мире мыло стоит около 4 тысяч рублей за 100 грамм. Это COR SILVER SOAP, в состав которого входят частицы чистого серебра и 4 разных коллагена.
• Остатки мыла – очень полезная в хозяйстве вещь. Во-первых, их можно использовать в качестве портняжных мелков – они оставляют отличную линию на ткани и легко стираются. Во-вторых, обмылок может помочь, если стал плохо застегиваться замок-молния: его нужно просто натереть по всей длине мылом и потом вытереть сухой салфеткой.
Необычное применение мыла:
• Остатки мыла – очень полезная в хозяйстве вещь. Во-первых, их можно использовать в качестве портняжных мелков – они оставляют отличную линию на ткани и легко стираются.
• Во-вторых, обмылок может помочь, если стал плохо застегиваться замок-молния: его нужно просто натереть по всей длине мылом и потом вытереть сухой салфеткой.
• В- третьих, в металлообрабатывающей промышленности мыла применяются для защиты металлов от ржавчины.
• В- четвёртых, в судостроительной промышленности мыла применяются как основа замедления роста водорослей и т. д.
В сети Интернет мы нашли интересную информацию о необычных способах использования обычного мыла в быту:
- Мыло прекрасно защищает руки и ногти при работе с землей. Нужно очень хорошо намылить их и приступать к работе, когда они высохнут. Мыло образует на руках пленку и защищает от грязи.
- Мыло помогает лучше вымывать грязь из-под ногтей. Следует поскрести ногтями кусочек мыла до начала работ. Грязь потом легко отмоется.
- Мыльный раствор защищает домашние растения от бактерий, микробов и насекомых.
- Если смазать мылом тугую молнию, то замок на ней будет хорошо двигаться.
- Мылом можно рисовать на бумаге, на ткани и даже с акварелью по стеклу.
- Небольшие остатки мыла (обмылки) используют в своей работе портные.
Мыло оставляет на ткани четкие линии и потом хорошо смывается.
- Полезно мыть голову хозяйственным мылом, ополаскивая их отварами трав или водой с лимонным соком. Волосы будут блестящими и густыми.
- Хозяйственное мыло часто используют в медицине. Оно успешно помогает бороться с микробами и бактериями.
-Многим известна и такая старинная хитрость: чтобы придать своей одежде приятный запах, можно хранить кусочек ароматного мыла в платяном шкафу.
Елена Александровна медицинская сестра нашего детского сада рассказа нам про использование хозяйственного мыла в лечебных целях. Если поцарапались, порезались, обожглись нужно намылить больной участок хозяйственным мылом и оставить высохнуть. Инфекция не проникнет в рану и это ускорит ее заживление. Если ушиблись, сразу смазать больное место мылом. Это предупредит появления синяка и отечности. Пена хозяйственного мыла способна снять зуд от укусов насекомых и отпугивает комаров. Прекрасное средство профилактики гриппа и простуды обработка слизистой оболочки носа хозяйственным мылом.
Еще Елена Александровна рассказала нам о том, что многие добавки в мыле могут вызывать аллергию, поэтому детям лучше пользоваться специальным детским мылом или мылом, изготовленным своими руками.
Опрос родителей: «Каким мылом Вы пользуетесь чаще всего и почему?»
1. Нежное, приятный запах, не вызывает сухости и аллергии, защищает кожу и не вызывает раздражение, выбираем детское или жидкое.
2. Моя мама уже давно увлекается варкой мыла, созданием бомбочек для ванны, массажными плитками и т. п.
3. К мылу раньше относились бережно и трепетно: наши мамы и бабушки обязательно ложили в шкафы с бельем кусочки мыла (у меня почему-то всегда в глазах стоит «Земляничное»).
4. С юга мне привезли диковинку – грязевое мыло. Как-то странно: моющая грязь. Но оно изготавливается на основе грязей Мертвого моря, а там много минералов. Поэтому такое мыло обладает выраженным лечебным и антибактериальным эффектом. И если кожа жирная, то оно прекрасно ее подсушит, заживит все ссадинки и ранки.
5. Ну, а у нас появилось теперь оливковое мыло! Оно мягче обычного туалетного и очень подходит для ухода за кожей. Это тоже дорогое мыло, т. к. его делают вручную. Нам же привычнее туалетное, которое теперь еще и в жидком виде продается, с добавлением крема, что собственно хорошо для рук.
Вывод: В ходе опроса мы выяснили: Все родители выбирают мыло на свой вкус и цвет, учитывают особенности кожного покрова, моющие свойства, индивидуальную непереносимость, эстетические качества и тд. Внимательно читают состав мыла, где и кем произведено.
Мы сделали предположение о том, что свойства мыла зависит от его состава.
Для того чтобы проверить нашу теорию, мы провели эксперименты:
1. Как мыло удаляет грязь с ткани методом стирки.
2. Насколько хорошо пенится кусковое и жидкое мыло в теплой и холодной воде.
3. Изготавливали мыльные пузыри.
В заключение было проведено открытое непосредственно образовательная деятельность с участием родителей.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе
«Мыло душистое»
Цель: Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями. Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни.
Развивающие задачи:
развивать умение работать в группе;
уметь на основе опытов анализировать и делать выводы;
развить познавательную активность;
развивать связную речь, воображение.
пополнять и активизировать словарь детей (пенится, прозрачная)
Воспитательные задачи: воспитывать культурно-гигиенические навыки, чувство сотрудничества.
Материал: кусочки туалетного мыла; коробка;
Для опытов: стаканчики с водой, трубочки, два таза с теплой и холодной водой, кусочки ткани, салфетки.
В. : Отгадайте загадку:
«Это наш хороший друг, терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится. В руках оно вертится.
От страха грязь бледнеть начнёт и побежит, и потечёт,
И исчезнет без следа.
Дети: Это мыло.
Воспитатель: Ребята, а зачем нужно мыло?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми.
Дети: Можно, но с мылом будет чище.
Воспитатель: Правильно. Ведь вода отмывает не всю грязь.
В: Все микробы и бациллы
Как огня боятся мыла.
Нужно руки с мылом мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Знают дети все вокруг –
Мыло наш надежный друг!
Вос. : Ребята, а вы знаете, какие секреты есть у мыла? Вот сейчас мы с вами их раскроем.
1. Выставка мыла.
Эксперимент №1 (определяем форму и запах)
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столу посмотреть выставку мыла, которую подготовил для вас Мойдодыр. Берите по кусочку – кому какое нравится. Здесь его много, всем хватит.
Давайте посмотрим, какое мыло прислал нам Мойдодыр? Какого цвета, формы, запаха?
Вывод: Мыло бывает разное по цвету, запаху, форме, качеству, названию.
Воспитатель: У меня в руках мыло, которое пахнет арбузом, значит это мыло арбузное. Миша, попробуй теперь ты определить аромат мыла и сказать какое оно. Что напоминает тебе аромат этого мыла?
Ответы детей: оно напоминает банан.
Воспитатель: если мыло с ароматом банана, значит оно …. ?
Воспитатель: Зачем люди делают разное мыло?
Дети: Людям нравятся разные цвета и запахи.
Воспитатель спрашивает детей, кому какое нравится мыло и почему.
Выслушиваются ответы детей.
Дети, сегодня с вами мы будем проводить опыты, эксперименты. Станем с вами исследователями.
2. Обследуем воду.
Эксперимент №2
Подходим к тазикам с водой.
-Что налито в тазики? (вода).
-Какая вода? (прозрачная).Чтобы узнать какая еще вода, давайте опустим ручки в воду. Какая еще вода? (теплая).
Слайд №1 Замарашка
Воспитатель. Посмотрите, на нашу грязнулю, какое у него сейчас настроение, как вы думаете?
Дети. Он очень грустный.
Воспитатель: Давайте научим грязнулю мыть руки.
(дети подходят к столам с тазиками и мылом и показывают как правильно мыть руки, грязнуля смотрит и повторяет)
Давайте вспомним волшебные слова, которые мы произносим, когда моем руки.
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Слайд №2
Ведущий: Посмотрите ребята какой чистый стала грязнуля, да и не грязнуля она вовсе,а чистюля.
Вывод: Мыло смывает грязь.
3. Жидкое мыло
Эксперимент №3
Воспитатель читает надпись на бутылочке «Жидкое мыло».
Воспитатель: Интересно, а зачем мыло в бутылочке? Почему называется жидким?
Дети:
Воспитатель предлагает детям встать возле стаканчиков, которые стоят на столе.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что в этих стаканчиках?
Дети: вода.
Воспитатель: Вода какая?
Воспитатель предлагает детям понюхать.
Дети: она без запаха, прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: А если мы нальём в стакан мыло, что с ним произойдёт?
Дети: Мыло растворится, будет пена.
Если дети не отвечают на этот вопрос, то воспитатель предлагает им взять трубочки, наливает в них мыло, и дети размешивают его в воде.
Воспитатель: Теперь подуйте в трубочку несильно, опустив в воду с мылом. Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют.
Что происходит?
(Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свету. Погружаем конец трубочки в воду и дуем в нее. Что появляется на поверхности воды? (много мыльных пузырей).
Воспитатель: Что случилось с мылом в воде? Откуда взялись пузыри?
Дети: Мыло в воде растворилось. Пузыри мы выдули из мыльной пены.
Вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Физминутка «Раздувайся пузырь»
4. Мыло и ткань.
Эксперимент №4 (рисунки на ткани)
В. : А теперь дети я вам раскрою еще один секрет мыла, оно умеет рисовать. Этим секретом часто пользуются швеи, портные. Они рисуют маленькими кусочками мыла по ткани, мыло оставляет след и по этой линии швеи разрезают ткань.
Воспитатель: Ребята давайте и мы попробуем рисовать на ткани.
Вывод: Мыло оставляет след на ткани.
5. Мыловаренье.
Дети разделились на 4 группы, за каждой группой были прикреплены родители.
Родителям было предложено вместе с детьми сделать мыло своими руками.
• Изготовление мыла
•
Представляем вашему вниманию процесс изготовления мыла:
1. Для начала основу нужно измельчить и поместить в микроволновку до полного растворения.
2. Добавить краситель, ароматизатор и быстро перемешать.
3. Затем полученную массу залить в формочку.
4. После того, как мыло застынет, можно его вынимать.
5. Затем мыло при необходимости можно украсить и упаковать.
Итог:
Ребята давайте присядем на ковер и подведем итог сегодняшних экспериментов.
Воспитатель задает вопросы, а дети делятся впечатлениями.
Всем спасибо