Наталья Еляхина
Познавательный проект «Деревья осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Осень – благоприятное время года для наблюдений за деревьями и осенними изменениями в природе. Вокруг – буйство красок: деревья стоят золотые, желтые, красные, бурые, встречаются еще зеленые. Под ногами шуршат листья.
Участие детей в познавательном проекте позволит:
Публикация «Познавательный проект „Деревья осенью“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Проекты
- Осенние деревья. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
- максимально обогатить знания и представления детей о жизни деревьев в осеннее время;
- дать представления о том, что большинство листьев деревьев осенью меняют окраску;
- познакомит с таким прекрасным осенним явлением как листопад;
- закрепить в памяти детей названия деревьев, их строение;
- воспитать бережное отношение к деревьям как нашим друзьям, живым существам.
К сожалению, современные дети редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Наш проект научит детей наблюдать, изучать, экспериментировать и творить.
Цель проекта:
Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.
Задачи проекта:
- формировать у детей экологические представления о растениях (деревьях) в природе, выделять характерные признаки;
- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в творческой деятельности;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- научить использовать природный материал (листья кору и деревьев) для изготовления поделок;
- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе, развивать интерес к окружающему миру.
Ожидаемый результат:
- система знаний и представлений об изменениях жизни деревьев осенью;
- бережное отношение к деревьям и к природе в целом;
- умение использовать природный материал в творческой деятельности.
Этапы проекта:
Проект включает три основных этапа:
1-й - подготовительный:
- постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования;
- составление плана по реализации проекта;
- предварительная работа с детьми и их родителями.
2-й -основной, организационно-практический:
Сотрудничество с семьёй:
- индивидуальные беседы по теме проекта,
- консультация «Экологическое воспитание детей в семье»,
- создание папки-передвижки для родителей «Красота осени»,
- фотовыставка «Я и осень!»,
- выставка творческих работ детей на тему: «Осенние деревья»,
- совместный творческий конкурс для детей и родителей «Чудеса осеннего леса».
Работа с детьми:
Работа с детьми осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС по следующим образовательным областям:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие (далее - РР);
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Перспективный план работы с детьми:
1. Целевые прогулки и наблюдения: «Многообразие растительного мира на участке ДОУ» (обследование деревьев, «Как изменяется цвет листвы в период золотой осени».
Задачи: Расширять представление об осени как времени года. Расширять знание о деревьях, различных их частях (ствол, корни, крона); учить отличать различные виды деревьев; продолжать обучать описывать растения, отмечая их различные свойства между собой.
2. Опытно-экспериментальная деятельность «Летающие семена».
3. Экскурсия по участку детского сада «Как красив наш двор!».
Задачи: Формирование знаний о деревьях, растущих на территории участка детского сада, умения различать деревья по их характерным признакам
4. ОД по ознакомлению с природой «В гостях у Деда Природоведа».
Задачи: Формирование навыков безопасного поведения в природе.
5. Рассматривание иллюстраций по теме: «Деревья осенью».
Рассматривание репродукций, иллюстраций, фото: И. Шишкин «Осень», И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», В. Поленов “Золотая осень”.
Задачи: Расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.
6. Беседы: «Что ты знаешь о деревьях», «Жизнь деревьев осенью», «Почему листья опадают?», «Как деревья готовятся к зиме?», «Почему не нужно срезать и ломать ветки?», «Почему могут быть опасны засохшие деревья?
Задачи: Расширение представлений детей о деревьях и их жизни в осенний период.
7. Беседа «Знакомство с профессией-дворник».
Задачи: Познакомить детей с профессией дворника, его функциональными обязанностями, отличием его трудовых действий в зависимости от времени года. Познакомить с общественной значимостью труда людей данной профессии. Формировать представления об уборочном инвентаре и машинах. Развивать любознательность, активизировать речь детей, расширять словарь. Воспитывать интерес и уважение к труду дворника.
8. Дидактические игры: «Чей лист?», «С какой ветки детки?», «Найди лист», «Найди дерево по семенам», «Какая, какой, какое?», «Что лишнее?» (дуб, клён, берёза, смородина, «Собери и назови» (разрезные картинки «Деревья»).
Задачи: Расширять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников
Учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
9. Сюжетно-ролевая игра «Семья: собираемся на прогулку в лес».
Задачи: Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
10. Чтение художественной литературы: И. Бунина «Листопад» (отрывок); «Дуб и орешник» Л. Н. Толстого; «По лесным тропинкам» Е. Трутнева; «Осень на пороге» Н. Сладкова; «Осень» А. Пушкина; «Сказка про маленький дубок» С. Прокофьевой; «Четыре желания» К. Ушинского; М. Пришвина «Птицы и листья»; А. Шмидт «Листья».
Задачи: Развивать внимание, память, творческое воображение; учить отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу. Формирование любви к природе через художественное слово.
11. Трудовые поручения на прогулке (помощь в уборке листьев на участке; сгребание листвы на участке в определенное место; расчистка дорожки, ведущей к березе и рябине; сбор листьев для гербария и поделок.)
Задачи: Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
12. Физкультминутки, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика.
Задачи: Развивать мелкую моторику рук для развития речи; развитие речевого дыхания и силы голоса; активизировать словарь в процессе расширения об окружающем мире в соответствии с лексической темой.
13. Подвижные игры: «Мы осенние листочки», «Такой листок - лети ко мне», «Ветер - ветерок», «Раз, два, три- к березе (тополю, осине и т. д.) беги», «Пронеси листок на голове».
Задачи: Формировать познавательный интерес к природе, уточнить и обобщать представления детей об осени посредством подвижных игр.
14. НОД «Осенний ковер» (коллаж из осенних листьев и рисование отпечатками листьев).
Задачи: Учить размещать композицию на всем листе бумаги коллективно; закреплять умение работать с клеем; познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями».
15. НОД по рисования «Осеннее дерево».
Задачи: Учить детей передавать в рисунке образ осеннего дерева: толстый ствол и тонкие ветки, расположенные слева и справа от ствола. Упражнять детей в рисовании осенних листочков приёмом ритмичного «примакивания». Помочь видеть многоцветие осени, чувствовать и понимать красоту окружающего мира.
16. НОД по рисованию «Осенние листья».
Задачи: Учить изображать округлую и овальную форму листьев, располагая рисунки по всему листу бумаги, использовать краски двух-трех цветов для передачи колорита осени.
17. НОД по рисованию «Золотая осень».
Задачи: Закрепить представление об осенних явлениях природы, упражнять в умении рисовать дерево, подводить к образной передаче явлений природы.
18. Аппликация «Береза осенью».
Задачи: Учить использовать в работе природный материал (сухие листья, упражнять в наклеивании сухих листьев).Развивать ориентировку в пространстве при составлении композиции на листе бумаги.
19. НОД по лепке «Листья по ветру летят».
Задачи: Закрепить представление о листопаде. Учить создавать полуобъемную картину, распределяя пластилин по поверхности основы, упражнять в образной передаче явлений природы.
20. НОД по лепке-пластилинографии «Осенний листик».
Задачи: Продолжать учить приемам надавливания и размазывания;
учить смешивать различные цвета; поддерживать желание доводить начатое дело до конца.
3-й - обобщающий (заключительный):
- фотовыставка «Я и осень!»,
- выставка конкурсных работ «Чудеса осеннего леса»,
- создание видеоролика «В гостях у Осени»,
- развлечения «Путешествие в осенний лес», «Приметы Осени»,
- подготовка и проведение праздника «Осень в лесу».
Результаты проекта:
- у детей сформированы представления о жизни деревьев в осеннее время;
- у большинства детей появился интерес узнавать новое о жизни деревьев;
- дети стали понимать, почему нельзя ломать ветки деревьев, стали бережнее относиться к деревьям;
- в ходе проекта повысилось сотрудничество семьи и детского сада.