Татьяна Козина
Опыт работы «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Знакомить детей с блоками Дьенеша я начала с конца года в первой младшей группе. А со второй младшей группы я составила перспективный план работы с сентября по май с постепенным усложнением материала и игровых заданий.
Публикация «Опыт работы „Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Также разработала перспективный план работы кружка с использованием игр с блоками Дьенеша. Принцип программы «от простого, к сложному. Вся работа планировалась в игровой форме.
Целью моей работы было :
1. Создать условия для детей нашей группы для развития логического мышления через различные игры с блоками Дьенеша.
2. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
3. Систематизировать практический материал по данной проблеме в соответствии с ФГОС.
Использование в совместной деятельности педагога и детей логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей : блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине; способствуют развитию у детей логического мышления, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи. Игры с блоками помогают развить у дошкольников умение выявлять разнообразные свойства, называть их, удерживать в памяти одновременно два или три свойства, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи : дети строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д; помогают развивать психические процессы дошкольников : восприятие, внимание, память, воображение. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям детям была предоставлена возможность самостоятельно играть с логическими блоками. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности.
В помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свой).
Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, дети в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объёмные.
В работе с детьми использовала также опорные карточки - символы, которые помогают сориентироваться при выполнении задания, правильно построить свой ответ и подробно описать результат действий.
Пользуясь карточками, дети называют «имя» каждого блока. В словаре детей появились такие определения, как: «Это красный, большой, круглый, толстый». На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красный блок. Задания постепенно усложняются. И дети постепенно учатся выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек.
В течение учебного года создавала предметно-развивающую среду, которая включает в себя дидактические средства, наглядный материал. На основе логических блоков изготовила игровой материал. Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали уровню сложности заданий.
Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых - в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, толщине.
«Найди все фигуры (блоки) как эта по цвету (размеру, форме)»;
«Найди не такую фигуру как эта по цвету (размеру, форме)»; и т. д
Также, например, детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации и т. д - всё это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показывает, что увлечённые игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость. Например, игра «Украсим торт». У мамы или у бабушки сегодня День Рождения, давайте украсим торт. В игре «Хоровод». Предлагается выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным. Предлагала детям построить дорожки для зайца, медведя и т. д. Дорожки желтого цвета, красного, синего. Также предлагалась игра "Цепочка". От произвольно выбранной фигуры постараться построить как можно более длинную цепочку из любых блоков, или например, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы, или чтобы рядом не было одинаковых по цвету фигур.
С помощью карточек раскладывали блоки по цветам, закрепляли и цвет, форму и свойства. Также были игровые упражнения «Какой фигуры не хватает?» (на карточку - квадрат выкладывала несколько фигур, затем одну убирала)
Игра «Веселые паровозики». Предлагала отправиться в путешествие и взять с собой угощение в коробках. Коробки определенного цвета, это блоки на карточке. (или как вариант разложить вагончики по цветам). Игра «Чудесный мешочек» формирует умение воспринимать на ощупь фигуры, называть свойства.
Также, например, как вариант игры можно «Загадать фигуру». Ребенок хочет красную фигуру, а вытаскивает другую. Попросить рассказать, что за фигура у него в руке. Назвать свойства.
Вариант игры с обручами «Посади цветы на клумбу». Мишка приехал с цветами, а как высадить цветы, не знает, давайте ему поможем. В желтую клумбу желтые блоки «цветы», в красную - красные и т. д. Можно как вариант - Только круглые синие цветы, только красные квадратные и т. д
Также с обручами мы пробовали вариант игры «Подели подарки». Звери в лесу устроили переполох, потому, что никак не могут поделить подарки. Дед Мороз сказал - лисе взять все маленькие подарки, медведю все синие, волку все круглые и т. д. Но так как есть подарки и маленькие и круглые, совместно с детьми решали, как их разделить правильно по обручам. (положить в пересечение обруча и тогда этими подарками зверям можно играть всем вместе)
Этот вариант игры для детей был немного сложный, поэтому будем продолжать игры такого варианта.
Использовала карточки для различных игр по типу «Повтори по образцу», «Проведи медведя по дороге», «Выложи гусеницу», «Какой фигуры не хватает?», «Бусы для мамы» и т. д. Предлагала детям игру: «Заселим в домики». Перед детьми новый дом, жители дома должны в нем расселиться или поставить вещи (блоки) по своим комнатам. Знаки в доме подсказывают какие фигуры должны попасть в комнату. Дети пробуют группировать блоки по признакам, затем по двум свойствам, по трём, если перед ребенком сразу два домика. Т. о ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.
Также играли в игру «Помоги сказочному герою». Фигуры нужно было разделить между героями так, чтобы, например, у Крокодила Гены оказались все синие квадраты, у Колобка все желтые, у Незнайки все желтые и большие и т. д
На занятиях по математике (ФЭМП) также использовала блоки Дьенеша. Закрепляли с детьми цвет, форму, размер и т. д.
В течение года использовала вариант игры - сказки «В некотором царстве».
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»
Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой недели. Например, пошли в лес за грибами и набрали маленьких желтых грибов. Или у детей царя и царевича наступил День Рождения и все водили «хоровод» (используется игра «Хоровод») и т. д
Часто использовала игровое упражнение «Найди меня».
Например, используя слова : «Блоки, блоки разные - синие, желтые, красные! Всем нам они знакомые, найди меня, я красный треугольник, или «Найди меня, я не синий круг!» и т. д.
Вариантов игр с блоками Дьенеша очень много.
Результат работы с блоками Дьенеша :
Т. о анализируя уже проделанную работу можно сделать выводы о том, что отмечается положительная реакция у детей на игры с логическими блоками Дьенеша; идёт усвоение знаний о геометрических фигурах; ребята научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине;
Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, так и в играх самостоятельного характера. Дети осваивают конструктивные навыки: строят постройки по образцу, понимают схемы.
У детей формируется логическое мышление : умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать.
Использование логических блоков Дьенеша положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Таким образом, использование развивающих и дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствует развитию логического мышления.