Инна Разживина
Познавательное занятие по этикету «С планеты Земля спешат на выручку друзья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Закрепить знание приветствий, правил поведения в театре, в общественном транспорте.
Развивать логическое мышление, связную, аргументированную речь, умение говорить и принимать комплименты.
Воспитывать культуру поведения, дружеские взаимоотношения, отзывчивость, интерес к космосу.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация,
коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье.
Оборудование: магнитофон, запись мелодии, мольберт, игрушка - сердечко.
Материал к занятию : стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте!»,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Раздаточный: картинки с примерами поведения в театре, в общественном транспорте, фишки красного и зеленого цветов.
Демонстрационный: иллюстрации с примерами поведения в театре, в общественном транспорте,
фишки красного и зеленого цветов, иллюстрация с изображением планеты, частей моста, стенд ко дню космонавтики, рисунки – символы, картинка птицы.
Словарная работа: добиваться от детей ответов полными предложениями;
развивать доказательную речь. Ввести в активный словарь детей слова:
космос, планета, космонавтика, космический корабль.
Предварительная работа с детьми: Беседы о правилах поведения в театре,
в общественном транспорте, разучивание стихов, пословиц, поговорок.
Части занятия :
1. Сюрпризный момент
2. Д/у «Добрые приветствия»
3. Д/у «Добрые слова»
4. Д/у «Давайте говорить друг другу комплименты»
5. Д/у «Какое слово лишнее?»
6. Д/у «Что неправильно?»
7. Д/у «Знатоки пословиц»
8. Итог
Ход НОД:
1. Воспитатель подводит детей к мольберту с иллюстрациями планет,
космических кораблей, фотографиями космонавтов.
Воспитатель: - «Более 50 лет назад, 12 апреля, российский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым в истории человечества совершил полет в космос.
Я предлагаю сегодняшний день отметить космическим путешествием на занятии. Согласны? Тогда надевайте защитные комбинезоны, скафандры и проходите на космический корабль».
Дети садятся на поставленные полукругом стулья.
Воспитатель: «Наш корабль отправляется в открытый космос, в таинственный мир нашей Вселенной. Сядьте удобнее, закройте глаза.
(Звучит тихая музыка) Представьте, вокруг нас расстилается бесконечное пространство: мерцают далекие звезды, проплывают метеориты. Откройте глаза, посмотрите - перед нами какая-то неизвестная планета. (На мольберте открывается изображение планеты) Но что – то в ней не совсем обычно. Вы видите, что посередине планеты проходит темная полоса. Эту загадку нужно разгадать. Наш корабль сделает на планете посадку. Может быть, она обитаемая и мы найдем здесь новых друзей».
2. Кто-то стучит.
Воспитатель: «А вот и новый знакомый. (Вывешивается рисунок с изображением птицы) Это же птица Говорун. Вы его, дети, знаете?
Дети: «Нет».
Воспитатель: «Птица Говорун отличается умом и сообразительностью. Давайте поздороваемся».
Дети: «Здравствуй, Говорун!»
Воспитатель: «Говорун рассказал мне, что мы находимся на планете Кротон. Здесь уже никто друг с другом давно не здоровается. А ведь мы с вами произносим это слово каждый день».
Ребенок читает стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте» :
- Здравствуйте, - ты скажешь человеку,
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: «Что означает это слово? (Ответы детей)
Дети: «Здравствуйте» от слова «здравие» - здоровье, т. е. мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть.
Воспитатель: «Это пожелание доброе или злое?»
Дети: «Доброе».
Воспитатель: «Поэтому как мы говорим это слово?»
Дети: «Ласково, приветливо, с улыбкой».
Воспитатель: «Какими еще словами мы приветствуем друг друга?»
Дети: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер, рад встрече с вами, приветствую вас, привет».
Воспитатель: «Странно, что на этой планете жители не приветствуют друг друга. Почему, Говорун?»
Говорун сказал, что жители давно все рассорились и вообще не говорят добрых слов.
3. Воспитатель: Без добрых слов трудно жить в мире и согласии.
Назовите пословицы и поговорки о добрых словах. (На доске вывешиваются картинки – символы)
Дети: «Доброе слово и кошке приятно»
«Доброе слово дороже богатства»
«Доброе слово железные ворота открывает»
«Ласковое слово нетрудно сказать»
«Ласковое слово что весенний день»
4. Воспитатель: «Всегда приятно услышать что-то хорошее в свой адрес. Давайте говорить друг другу комплименты».
Дети встают в круг, передают игрушку сердечко, говорят друг другу комплименты и благодарят за них. Например, «Даша, какое у тебя красивое платье», «Лера, мне нравится твоя аккуратная прическа», «Герман, тебе очень идет эта рубашка» и т. п.
5. Воспитатель: «Говорун, что же случилось с вашей планетой и ее жителями, почему даже из космоса видна темная полоса?» Оказывается, раньше на планете жители были дружными, ездили друг к другу в гости и устраивали праздники. Но потом кто-то наябедничал на другого, не поздравил с праздником, обиделся на друга и посередине планеты образовалась трещина. Вначале она была маленькая, как ручеек, но чем больше ссорились жители, тем шире и глубже она становилась. И теперь это глубокая пропасть. Обитатели планеты хотят помириться, но через пропасть перейти невозможно. Скоро планета развалится пополам и погибнет.
Воспитатель: «Что же делать?» Дети предлагают разные варианты спасения планеты.
Воспитатель: «Нужно помочь жителям планеты. Я предлагаю построить мост дружбы, тогда все смогут помириться, а лучше всего помогает сдружиться общее дело. Мост дружбы будем строить из волшебных блоков. Чтобы получить такой блок, надо выполнить задание на знание правил этикета и хороших манер.
Физкультминутка «Космонавт»
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете (Потягивания - руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки
разводят в стороны)
На носки поднимись, а потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Дети проходят за столы.
Д/у «Какое слово лишнее?»
На доске иллюстрации-символы.
«Доброе утро», «Приветствую Вас», «Здравствуйте»,
«Спокойной ночи», «Привет».
Дети: «Лишнее выражение – «спокойной ночи», потому что это слова прощания, а остальные – слова приветствия».
Воспитатель: «Молодцы! Вы получаете волшебный блок».
6. Д/у «Что неправильно?»
Воспитатель: «Жители планеты давно не пользуются общественным транспортом, не посещают театр и забыли правила поведения. Рассмотрите внимательно картинки и поставьте на картинку с правильным поведением зеленую фишку, а с неправильным – красную». Один ребенок работает у доски. По окончании выполнения задания дети объясняют свой выбор.
Например, «В театре на свое место проходят лицом к уже сидящим зрителям. Мальчик поступает правильно, я ставлю зеленую фишку». «Прежде, чем войти в автобус, нужно дать дорогу выходящим пассажирам. Мальчик поступает неправильно, я ставлю красную фишку».
Воспитатель: «Все верно, вы получаете еще блок. Давайте вернемся на корабль и попробуем собрать мост дружбы». Дети проходят на ковер.
7. Воспитатель: «Не хватает последнего блока. Вам нужно досказать пословицу о дружбе».
«Нет друга – ищи, а найдешь - … (береги)»
«Новых друзей наживай, … (а старых не теряй)»
«Старый друг лучше … (новых двух)»
«Друзья познаются … (в беде)»
8. Воспитатель: «Мост дружбы построен. Что мы можем пожелать жителям планеты?»
Дети: «Никогда не ссориться, говорить друг другу добрые слова, правильно вести себя в общественном транспорте и других общественных местах, заботиться друг о друге и о своей планете».
«До свидания, Говорун! До новой встречи!»
Дети закрывают глаза, корабль отправляется обратно.
Воспитатель: «Наше космическое путешествие закончилось. Скажите, что
вам понравилось и запомнилось больше всего. А что вызвало затруднения?
(Ответы детей) Поздравляю вас с удачным путешествием, с Днем Космонавтики!