Миргамидова Зарифа Сагитовна
Познавательное экспериментирование в старшей группе «Почему дует ветер?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс.
Задачи:
1. Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх - лёгкий; холодный опускается вниз - он тяжёлый.
2. Закрепить знания детей о воздухе.
3. Развивать навыки проведения опытов.
4. Совершенствовать навыки техники дыхания.
5. Закладывать в детях первоначальные элементы экологической культуры.
6. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его роль в жизни природы и человека.
Публикация «Познавательное экспериментирование в старшей группе „Почему дует ветер?“» размещена в разделах
7. Воспитать культуру общения, активизировать речевую деятельность. Методические приё мы: Эксперименты, проводимые воспитателем совместно с детьми; художественное слово (загадки, стихи о ветре); дыхательная гимнастика; физкультура; игра; сюрпризный момент; итог; анализ.
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и прислушаемся, что вы слышите? Дети: (ответы детей).
А я слышу шелест листвы и представляю, как по нашей группе летает ветерок, свежий, лёгкий. Слышите?
А может, мы с вами, превратимся в деревца и представим, что ветерокколышет наши веточки.
Физминутка: «Ветер дует нам в лицо».
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами слушали ветерок, он побывал у нас в группе и принёс нам воздушный шарик. Давайте посмотрим, что там написано. (Воспитатель читает записку прикрепленную к шарику). Здесь загадка, внимательно её послушайте:
Он нам нужен, чтоб дышать Чтобы шарик надувать С нами рядом каждый час Но невидим он для нас.
Что это? (воздух)
Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, проведём опыты, как настоящие учёные. И для этого у нас есть лаборатория превращений воздуха.
(заходим в лабораторию)
Воспитатель: Ребята, а кто видел воздух? Может, его и нет вовсе? (ответы детей) Давайте сейчас с вами это проверим.
ОПЫТ № 1.
с ПАКЕТИКАМИ Воспитатель: Что у нас в мешочках?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? Почемуего называют невидимкой?
Дети: Воздух прозрачный, значит через него всё видно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня?
Дети: Стакан.
Воспитатель: А из чего он сделан?
Дети: Из стекла.
Воспитатель: Значит стакан стеклянный. Посмотрите через него, вы видите
что-нибудь.
Дети: Да!
Воспитатель: Значит стакан, какой?.
Дети: Прозрачный.
Воспитатель: А как вы думаете, этот стакан пустой? Есть ли в нём что-нибудь?
(ответы детей)
Воспитатель: А мы сейчас проверим.
ОПЫТ № 2.
СО СТАКАНОМ
Воспитатель: На столе мисочки с водой и стаканчики. Надо перевернуть стакан вверх дном и медленно отпускать его в миску. Держать стакан надо очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет. (ответы детей) Воспитатель: Мы узнали, что в стакане есть воздух, и отпускает туда воду. А теперь немного наклоним стакан, что появляется в воде?
Дети: (пузырьки)
Воспитатель: Правильно, воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. А как ещё можно увидеть воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте возьмём трубочку, опустим её в воду и подуем. Что выходит из воды с пузырьками?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами выдохнули воздух, потому что все люди дышат воздухом. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? Дети: Нет!
Воспитатель: (берёт салфетку). А с салфеткой видно?
Дети: Да!
Воспитатель: А ещё можно увидеть, как мы дышим зимой - что выходит изо рта? Дети: Пар.
Воспитатель: Давайте мы с вами покажем, как дышат наши носики.
Дыхательная гимнастика:
1. «Дыхание» Подыши одной ноздрёй и придёт к тебе покой.
И. п. - стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено; правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрёй делать длительный продолжительный вдох, как только вдох окончен, делать продолжительный выдох через нос (4 раза,
- то же упражнение с левой ноздрёй.
2. «Дыхание». Тихо. Тихо мы подышим, сердце мы своё услышим.
И. п. - о. с. - медленный вдох через нос, задержать дыхание на 4 секунды, плавный выдох через рот (2 раза).
3. «Воздушные шарики». А теперь проверим, много ли воздуха у нас в груди. Давайте надуем шарики (дети надувают шарики и держат их). А теперь давайте чуточку отпустим, что вы чувствуете?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Правильно, это ветер. Ребята, а вы знаете, что такое ветер?
(ответы детей)
Воспитатель: Ветер - это движение воздуха, он вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Ветер обладает силой. Он умеет двигать корабли, надувая паруса, вращать мельницы, сгибать деревья. А может ли ветер навредить человеку?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ветер бывает разный : ураган, смерч, суховей, могут навредить людям, а лёгкий спокойный ветерок, приносит прохладу. yj Над морями ветер мчится,
Паруса летят, как птицы.
И солёный, как каприз Называется он - (бриз).
Ветер сильный и могучий,
Он собрал над домом тучи,
Дождь стучит, как барабан,
Дирижёром -
(ураган).
Если ветер жаром веет,
Он зовётся –
(суховеем)
Гонит он песок и пыль
Гнёт к земле в степи ковыль.
Этот ветер, знать всем надо,
Называется – (торнадо) Захватил всех вихрем он Закрутил со всех сторон.
Элли в сказку он умчал
И внезапно замолчал.
Воспитатель: А вы хотите на несколько минут стать ветром?
ОПЫТ № 3.
С КАРАБЛИКАМИ.
Воспитатель: Мисочки у нас превращаются в море. А вы будете ветры. Давайте подуем на воду. Что получается?
Дети: Волны.
Воспитатель: Чем сильнее дует ветер, тем больше волны (но во всём нужно знать меру). А теперь отпустите парусные кораблики, если подуть на него, что произойдёт?
Дети: Кораблик плывёт.
Воспитатель: Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный?
Дети: Начинается ветер и корабль может потерпеть крушение.
Воспитатель: А теперь возьмём веер и помашем им над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Значит ветер - это движение воздуха. Почему же воздух движется? Давайте проведём ещё один опыт.
ОПЫТ № 4.
СО СВЕЧЁЙ.
Воспитатель: Зажмём свечу и поставим её на подставку на стол. Поместим её в ламповое стекло, под которое подложим брусочки. Подержите над ламповым стеклом руку. Что вы чувствуете при этом?
Дети: Из лампового стекла идёт воздух.
Воспитатель: А теперь подержим под ламповым стеклом кусок бумаги, разрезанный на тонкие полоски. Что будет происходить?
Дети: Полоски отклонились вверх.
Воспитатель: Значит, воздух нагревается и нагретый воздух поднимается вверх. Ребята, а как вы думаете, если мы приоткроем дверь, залетит ли к нам ветерок?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим.
ОПЫТ № 5.
СО СВЕЧЁЙ.
Воспитатель: Зажженную свечу подносим к приоткрытой двери. Если держать свечу над верхним краем двери, то пламя свечи будет отклоняться в сторону улицы.
Если же свечу поставить на пол, то пламя будет отклоняться в сторону группы. Значит тёплый воздух лёгкий, он утекает из нашей группы на улицу, а его место занимает холодный.
Так и на улице. Наша Земля нагревается неравномерно. Там где она нагревается сильнее, образуется потоки тёплого воздуха, которые устремляются вверх, а на их место несутся потоки холодного воздуха. Так и получается ветер. А может случится так, что во дворе нагреется весь воздух и улетит, а нам нечем будет дышать?
(ответы детей)
Ведущий: Правильно, этого не случится, если у нас греет солнышко, то в это же самое время где-то стоит холодная погода. И воздух там холоднее, а значит тяжелее. Потому холодный воздух мчится туда, где теплее, а тёплый, уже освободил место, поднявшись вверх. Вот и получается ветер
(показ схемы.)
Ясно теперь, кто подгоняет ветер, кто заставляет воздух летать с места на место? Не догадались? Тогда подскажу - это солнце. Оно греет землю не (равномерно) одинаково, всегда где-то холоднее. А если бы на Земле была одинаковая температура, то не было бы ни ветерка. Остановились бы тучи. Не было бы дождя, и началась бы засуха. Над городами повис бы дым от машин и заводов. Так, что плохая погода, это не так уж плохо. Ведь в это время далеко от нас другим ребятам весело светит солнце.
Воспитатель: А как мы можем определить, если на улице ветер?
Дети: По деревьям, с помощью ленточки, флюгера на доме, вертушки. Воспитатель: Молодцы ребята, мы узнали много интересного, давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились?
Какой опыт тебе больше понравился?
За что ты можешь себя похвалить?
Воспитатель: Чтобы закрепить наши знания, я дарю вам вертушку и, выйдя на улицу, мы с вами будем определять, есть ли ветер на улице и как он дует.