Ирина Мишуткина
Конспект занятия по познавательному развитию «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования с водой.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня нас ждут очень интересные и удивительные приключения! А чтобы понять, о чём пойдёт речь, вам нужно отгадать загадки
(воспитатель берёт капельки с загадками)
1. Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)
2. Пляшет туча, грянул гром, туча сыплет серебром По полям и нивам – лейкой торопливой (Дождь)
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Волшебница вода“» размещена в разделах
3. Свисает с крыши длинный гвоздь. Холодный, крепкий, словно кость, Но если солнце припечёт- он весь слезами истечёт (Сосулька)
4. Белые овечки по небу гуляют.
Соберутся в стаи- солнце закрывают. (Облака)
5. Тихо между берегами широка и глубока,
Наполняясь родниками, вдаль бежит, течёт (Река)
Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки? О чем мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О воде!
В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратиться, то в лёд Растает и снова в поход. По горным вершинам, широким долинамВдруг в небо взовьётся, Дождём обернётся. Вокруг оглянитесь, В природу вглядитесь Вас окружает везде и всегда Эта волшебница наша – вода!
Воспитатель: ребята вызнаете, что вода- самое удивительное вещество в природе! Посмотрите, это наша планета Земля. А вода занимает 70% её поверхности. Посмотрите на нашу планету, где зелёные цвет – это суша, а голубой, синий- это всё вода, это реки, озёра, моря, океаны. У воды самый важная роль на планете. И наш организм на 72% состоит из воды! Человек употребляет в сутки 2,5 литра воды и не может без неё жить!
А что мы знаем о воде? Для чего она нужна?
- Без воды человек жить неможет: он её пьёт, готовит пищу, умывается, стирает, убирает своё жилище. Людям требуется много воды
- Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле!
Воспитатель: Вы молодцы! Всё правильно рассказали о воде. А теперь я предлагаю вам поиграть. Давай те представим, что мы капельки воды. Вот у нас плывут по небутучки. (На полу разложены круги (из бумаги) на один меньше, чем детей.) Пока звучит музыка, мы с вами свободно перемещаемся по группе, танцуем. Как только музыка остановилась, каждая капелька, которой не хватилотучки, испаряется и садитсяна стульчик. (2-3р)
Воспитатель: Замечательно поиграли! Ребята, вы знаете, что вода умеет превращаться? Хотите стать волшебниками и узнать много интересного о воде? Проходите за мной, садитесь на стульчики. Сейчас мы выясним, в каком состоянии может быть вода. Но для начала вспомним правило: без разрешения мы ничего не трогаем.
Ребята, вода такая волшебная, что бывает в трё х состояниях: жидком, твёрдом и газообразно, она может превращаться из одного состояния в другое! И сейчас мы с вами познакомимся с первым состоянием.
1. Жидкое состояние.
Ребята, у каждого из нас на столах стаканчик. Посмотрите, что в нём? (вода) А как вы думаете, она твёрдая или жидкая? (жидкая) Значит она может течь? Давайте проверим; будем тихонечко переливать воду из стакана в тарелку. Течёт? Значитвода сейчас какая? Вода- жидкая. С каким состоянием воды мы сейчас познакомились? (с жидкимсостоянием)
2. Теперь познакомимся со вторым состоянием воды. Мы уже знаем, что вода может быть жидкой. А если мороз? Тогда превратиться в лёд. Подвиньте к себе белые чашечки, посмотрите, что в них? (Льдинки) Потрогайте их, какие они? (Твёрдые)
Вот, видите, ребята, вода может быть и твёрдой! Давайте сделаем вывод, в каком состоянии сейчас наша вода? (в твёрдом состоянии)
А что произойдёт с водой если его оставить в тёплом помещении? (растает, превратиться в воду) Посмотрите ребята наши льдинки уже начали таять, видите лужицы под ними? Лёд потихонечку превращается в воду, то есть переходит из твёрдого состояния в жидкое! Настоящее волшебство происходит.
3. Ну и теперь познакомимся с третьим состоянием воды. Приготовьтесь увидеть еще одно чудо, посмотрите на меня. (воспитатель открывает термос, из которого поднимается пар)
Воспитатель: Ребята, что это поднимается вверх? (Пар)
-Кто догадался, как его можно получить? (нагреть жидкость)
- Правильно, если воду сильно нагреть, она будет превращаться в пар. Это состояние воды называется газообразным. Давайте скажем, в каком сейчас состоянии вода? (в газообразном состоянии)
- Ребята, вы знаете, что пар можно превратить обратно в воду? Хотите, я вам покажу это? (Воспитатель держит зеркальце над паром, затем показывает капельки детям)
Пар остывает и превращается в воду. Этот процесс называется конденсацией (дети могут повторить)
В природе это превращение можно тоже увидеть: Туман оседает утром на траве и образуется роса.
Воспитатель: Ребята, вот какая вода волшебная, в каких состояниях она может быть? (жидком, твёрдом, газообразном)
Воспитатель. А теперь мы поиграем. Опять представим, что мы капельки, сейчас мы в каком состоянии? (жидкие. Как мы будем течь? (имитация текучести)
Воспитатель. А теперь нас заморозили, какими мы стали? (Твёрдыми) (замёрзли на месте)
А теперь нас принесли в тепло. Что с нами стало? (Мы растаяли и превратились опять в воду) (перетекает)
Воспитатель. А теперь нас нагрели, во что мы превратились? (в пар) (поднимаемся вверх Частички пара собрались в облако.
- А теперь стало холодно, облако остыло и превратилось опять во что? (в капельки) Пошёл дождь.
Молодцы, отдохнули, поиграли, а теперь предлагаю выяснить, какие свойства имеет наша волшебница- водичка.
(Проходим за столы, на столах стоят стакан воды, стакан молока, на блюдечке - долька лимона)
Воспитатель. Ребята, возьмите стакан с чистой питьевой водой, давайте сделаем глоток воды, но много не пейте, вода нам ещё пригодиться для опытов! Какой у воды вкус? А если бы мы в воду сахар насыпали, она бы, какой сталапо вкусу? А если соль? Тогда у чистой воды есть вкус? Нет. Чистая вода вкуса не имеет. Давайте выберем схему)
А теперь давайте сравним воду и молоко, подвинти к себе стакан молока. Опустите в каждый стакан ложку. Какую разницу вы заметили (в воде видно ложку в молоке нет)
Что это значит? (Вода не имеет цвета она прозрачная) Давайте выберем схему, обозначающую прозрачность воды (Ребята подходят, выбирают схему, вешают на доску)
3. Теперь давай понюхаем воду, она чем-то пахнет? А теперь бросите лимончик в воду и помешайте. Понюхайте, что теперь вы чувствуете?
Какой мы можем сделать вывод? (Вода не имеет запаха) Выберем схему (ребёнок выбирает, вешает на доску)
Воспитатель: Давайте ещё раз повторим, какие вода имеет свойства (Смотрим на схемы и говорим, что вода без цвета, без запаха, без вкуса)
Ребята сейчас я вам расскажу ещё об одном чуде. (Проходим на стулья) Вода имеет ещё одно удивительное свойство- память! Она способна впитывать и передавать человеческие мысли эмоции.
Об этом удивительном свойстве воды учёные выяснили совсемнедавно, рассмотрев замороженную воду под микроскопом
Оказывается, добрые слова, мысли порождают приятные глазу, симметричные кристаллы
А злые грубые слова и мысли, отталкивающие зрелища создают бесформенные «каракули» с рваными краями.
Самое позитивное влияние на структуру воды оказывают слова, выражающие чувства любви и благодарности, а самое негативное- ненависть и равнодушие.
Если в воду вложить слово любви, пожелание здоровья и счастья, то такая вода может улучшить настроение.
Ребята хотите зарядить воду своими эмоциями? Что бы вы хотели сказать воде, добрые слова или грубые? Тогда подойдите ко мне, встанем в круг, возьмёмся за руки. Закройте глаза и теперь подумайте о чем- то приятном, давайте мысленно пожелаем нашим родным, близким, друзьям, любви, счастья, хорошего настроения. Вот теперь наша вода сохранила в себе ваши положительные эмоции и стала доброй.
Ребята понравилась вам быть волшебниками? Что мы с вами сегодня узнали о воде?
--Вода необходима всем живым существам на планете!
-Вода может быть в 3-х состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
-Вода не имеет вкуса, цвета, запаха.
- Вода имеет память, способна впитывать и передавать человеческие эмоции
- Ребята наши приключения подошли к концу, и я хочу подарить вам на память вот такие капельки.