МААМ-картинки

Познавательное развитие детей через взаимодействие с родителями по реализации педагогического проекта

Роза Власова
Познавательное развитие детей через взаимодействие с родителями по реализации педагогического проекта
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательное развитие детей

через взаимодействие с родителями

по реализации педагогического проекта

Из опыта работы Власовой Р. Н. ,

воспитателя группы дошкольного возраста

МКДОУ детский сад «Светлячок» пгт Подосиновец

Публикация «Познавательное развитие детей через взаимодействие с родителями по реализации педагогического проекта» размещена в разделах

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям и без самых главных людей для ребенка – его родителей - это невозможно. Очень важно, чтобы родители понимали, для чего привели в этот мир ребенка, почувствовали, что от них зависит, станет ли малыш в будущем успешным членом общества. Антон Семенович Макаренко говорил: «Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию, т. е необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Для объединения усилий моих, как педагога, и родителей, как важного звена в образовании и воспитании, я в своей практике применяю технологию проектной деятельности. Проектная деятельность сама по себе носит характер сотрудничества, так как ребенок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать задачи, проблемы и выводы.

Современные исследователи В. П. Бедержанов, О. С. Газман, В. Г. Маралов и ряд других отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т. е автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их».

Данное взаимодействие строю на формировании у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики и оказывает хорошее влияние на развитие познавательной активности и инициативы, учит анализу и синтезу полученных знаний, развивает творческие способности, мыслительную деятельность, коммуникативные навыки.

(на слайд – ФГОС ДО определены задачи познавательного развития :

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.)

Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир, т. е. в формировании у детей представления о себе как о человеке, субъекте общества, о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.

На примере работы в подготовительной группе я представлю организацию взаимодействия педагога, детей и родителей.

Для организации проектной деятельности и согласования воспитательных воздействий на ребенка (слайд с назв) мной было проведено анкетирование по выяснению образовательных потребностей семей. На основе собранных данных мной проанализированы особенности родственных связей каждого ребенка, традиции семьи и семейного воспитания. На основе индивидуальных особенностей каждой семьи мной выработана тактика общения с каждым родителем, т. е я разработала для себя критерии, которые назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Качественными показателями этого критерия являются: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы (слайд) родителей на начало учебного года:

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – наблюдатели, которые участвуют в мероприятии, но со стороны – т. е. наблюдателя.

Так у меня появилась возможность лично-ориентированног подхода к родителям во время организации и проведения мероприятий, направленных на познавательное развитие детей.

В прошлом учебном году в нашей подготовительной группе был реализован педагогический проект «Мы воспитываем вместе». Его участниками стали воспитанники, их родители и педагоги детского сада (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Актуальность этого проекта для меня как педагога – формирование у родителей ответственности за участие в образовательном и воспитательном процессе группы. Она же легла и в основу цели данного проекта (слайд) : создание условий для укрепления взаимодействия субъектов образовательного процесса для повышения результативности развития познавательных качеств воспитанников.

( на слайд Задачи: - повышать родительскую компетентность в вопросах познавательного развития детей; - пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;

- формировать и развивать познавательные качества воспитанников.)

Реализация содержания педагогического проекта предполагает определенную поэтапность:

подготовительный этап – это изучение родительских запросов и составление плана совместной деятельности по познавательному развитию детей;

основной – ежемесячные совместные мероприятия для детей и родителей;

заключительный – это презентация портфолио выпускников и круглый стол для родителей «Наши дети – выпускники детского сада».

Разработанный мною план совместных мероприятий имел следующие разделы: тематика мероприятия, цель, содержание, форма проведения, предполагаемая дата. Данный план реализован в ходе основного этапа проекта. Остановлюсь на нем поподробнее. В ходе этого этапа использовались только активные формы работы: мастер-классы (слайд с назв и фото, совместные тренинги, акции (слайд с назв мероприятия, творческие конкурсы, совместное создание стенгазет (слайд, творческие мастерские. Некоторые мероприятия разрабатывались и проводились вместе с музыкальным руководителем - (слайд) КВН по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право», или с инструктором по физической культуре (слайд) - игра-соревнование «Папа, мама, я - спортивная семья». Как видите на слайдах тематика мероприятий основного этапа была различна и созданный электронный альбом проекта помогает нам вспомнить многие из них. (слайд с круглого стола с родителями в конце года)

Моя роль, как воспитателя, в данном проекте носила информационный, организационный и воспитательно-образовательный характер. В ходе проекта совместно с детьми читали художественные произведения, вместе выполняли различные творческие задания, искали и находили решения различных проблем, участвовали в совместных мероприятиях, готовили своих детей к участию в акциях и конкурсах, беседовали и играли с ними, обсуждали различные проблемы и ситуации. Для достижения результатов в каждом мероприятии проекта взрослые организовывали различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительную, музыкальную и двигательную. Совместная деятельность участников проекта обогатила воспитательный опыт родителей и способствовала познавательному развитию детей. Подводя итоги, можно сказать, что позиция родителей как воспитателей стала основываться на педагогических принципах и это дало свой результат: теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах познавательного развития детей, активно участвовали в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики (слайд) в группе на 39,1% увеличилось число родителей – активистов; на 7,3% выросло количество родителей – исполнителей, на 46,4% уменьшилось количество родителей - наблюдателей.

В результате совместной деятельности с родителями наши дети имеют представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, они любознательны, умеют и любят творить и фантазировать, у них сформированы представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); они знают и любят малую родину и Отечество, семейные традиции и традиции и праздники своей страны и много другое. Все эти качества они демонстрируют своим поведением в повседневной жизни детского коллектива; участвуем в различных районных мероприятиях Дома детского творчества, детской библиотеки, Дома культуры; а также результативностью интеллектуальных и творческих конкурсов от муниципального до всероссийского уровня. На данный период – они первоклассники и подтверждают заложенный познавательный уровень в школе. По итогам диагностики - 94% детей прошли успешно адаптацию в школьном коллективе. И это тоже одна из сторон познавательной активности детей – способность видеть своё место в социуме.

Закончить свое выступление я хочу вновь словами Антона Семеновича Макаренко с которыми я обращалась к родителям, (слайд) а сейчас обращусь к вам: «Умение воспитывать – это все таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины»».

Публикации по теме:

Фотоотчет о реализации педагогического проекта в первой младшей группе «Огород на окне. Лук — от семи недуг»Фотоотчет о реализации педагогического проекта в первой младшей группе «Огород на окне. Лук — от семи недуг» Дети младшего дошкольного возраста с интересом познают окружающий мир, но ещё не имеют представления о растениях, о том, где они растут,.

Математическое образование детей дошкольного возраста через познавательное развитие-образовательные технологии и методы Математическое образование детей дошкольного возраста через познавательное развитие: образовательные технологии, методы и формы работы.

Опыт работы «Познавательное развитие детей через использование электронных дидактических игр»Опыт работы «Познавательное развитие детей через использование электронных дидактических игр» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №11 «Белоснежка» г. Тынды Амурской области Познавательное.

Отчет по реализации педагогического проекта «Круглый год» Природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка, затрагивает его душу. Будет ли ребенок испытывать.

Отчет по реализации педагогического проекта «Моя семья» С 1 октября по 30 мая 2017 -18 учебного года в средней группе №1 была проведена работа по реализации проекта «Моя семья» Выбранную тему.

Представление педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Еделькиной Алины Ивановны по проблеме.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через образовательную область «Познавательное развитие» Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.

Сценарий педагогического совета «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность»Сценарий педагогического совета «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность» Сценарий педсовета на тему: «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность» Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины.

Взаимодействие ДОУ с родителями через художественно-эстетическое направление Практическая значимость разработанной модели взаимодействия ДОУ и семьи по художественно-эстетическому направлению развития детей состоит.

Взаимодействие с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ через семейный клуб «Ладошка в ладошке» Детский сад - новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождаемые изменением поведенческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие детей через взаимодействие с родителями по реализации педагогического проекта
Опубликовано: 1 октября 2018 в 20:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное развитие детей через взаимодействие с родителями по реализации педагогического проекта» (включая файлы) размещена пользователем Роза Власова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД