Роза Власова
Познавательное развитие детей через взаимодействие с родителями по реализации педагогического проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие детей
через взаимодействие с родителями
по реализации педагогического проекта
Из опыта работы Власовой Р. Н. ,
воспитателя группы дошкольного возраста
МКДОУ детский сад «Светлячок» пгт Подосиновец
Публикация «Познавательное развитие детей через взаимодействие с родителями по реализации педагогического проекта» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям и без самых главных людей для ребенка – его родителей - это невозможно. Очень важно, чтобы родители понимали, для чего привели в этот мир ребенка, почувствовали, что от них зависит, станет ли малыш в будущем успешным членом общества. Антон Семенович Макаренко говорил: «Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое».
В соответствии с ФГОС дошкольного образования в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию, т. е необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Для объединения усилий моих, как педагога, и родителей, как важного звена в образовании и воспитании, я в своей практике применяю технологию проектной деятельности. Проектная деятельность сама по себе носит характер сотрудничества, так как ребенок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать задачи, проблемы и выводы.
Современные исследователи В. П. Бедержанов, О. С. Газман, В. Г. Маралов и ряд других отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т. е автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их».
Данное взаимодействие строю на формировании у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики и оказывает хорошее влияние на развитие познавательной активности и инициативы, учит анализу и синтезу полученных знаний, развивает творческие способности, мыслительную деятельность, коммуникативные навыки.
(на слайд – ФГОС ДО определены задачи познавательного развития :
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.)
Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир, т. е. в формировании у детей представления о себе как о человеке, субъекте общества, о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.
На примере работы в подготовительной группе я представлю организацию взаимодействия педагога, детей и родителей.
Для организации проектной деятельности и согласования воспитательных воздействий на ребенка (слайд с назв) мной было проведено анкетирование по выяснению образовательных потребностей семей. На основе собранных данных мной проанализированы особенности родственных связей каждого ребенка, традиции семьи и семейного воспитания. На основе индивидуальных особенностей каждой семьи мной выработана тактика общения с каждым родителем, т. е я разработала для себя критерии, которые назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Качественными показателями этого критерия являются: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы (слайд) родителей на начало учебного года:
• Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе.
• Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
• Родители – наблюдатели, которые участвуют в мероприятии, но со стороны – т. е. наблюдателя.
Так у меня появилась возможность лично-ориентированног подхода к родителям во время организации и проведения мероприятий, направленных на познавательное развитие детей.
В прошлом учебном году в нашей подготовительной группе был реализован педагогический проект «Мы воспитываем вместе». Его участниками стали воспитанники, их родители и педагоги детского сада (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Актуальность этого проекта для меня как педагога – формирование у родителей ответственности за участие в образовательном и воспитательном процессе группы. Она же легла и в основу цели данного проекта (слайд) : создание условий для укрепления взаимодействия субъектов образовательного процесса для повышения результативности развития познавательных качеств воспитанников.
( на слайд Задачи: - повышать родительскую компетентность в вопросах познавательного развития детей; - пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
- формировать и развивать познавательные качества воспитанников.)
Реализация содержания педагогического проекта предполагает определенную поэтапность:
подготовительный этап – это изучение родительских запросов и составление плана совместной деятельности по познавательному развитию детей;
основной – ежемесячные совместные мероприятия для детей и родителей;
заключительный – это презентация портфолио выпускников и круглый стол для родителей «Наши дети – выпускники детского сада».
Разработанный мною план совместных мероприятий имел следующие разделы: тематика мероприятия, цель, содержание, форма проведения, предполагаемая дата. Данный план реализован в ходе основного этапа проекта. Остановлюсь на нем поподробнее. В ходе этого этапа использовались только активные формы работы: мастер-классы (слайд с назв и фото, совместные тренинги, акции (слайд с назв мероприятия, творческие конкурсы, совместное создание стенгазет (слайд, творческие мастерские. Некоторые мероприятия разрабатывались и проводились вместе с музыкальным руководителем - (слайд) КВН по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право», или с инструктором по физической культуре (слайд) - игра-соревнование «Папа, мама, я - спортивная семья». Как видите на слайдах тематика мероприятий основного этапа была различна и созданный электронный альбом проекта помогает нам вспомнить многие из них. (слайд с круглого стола с родителями в конце года)
Моя роль, как воспитателя, в данном проекте носила информационный, организационный и воспитательно-образовательный характер. В ходе проекта совместно с детьми читали художественные произведения, вместе выполняли различные творческие задания, искали и находили решения различных проблем, участвовали в совместных мероприятиях, готовили своих детей к участию в акциях и конкурсах, беседовали и играли с ними, обсуждали различные проблемы и ситуации. Для достижения результатов в каждом мероприятии проекта взрослые организовывали различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительную, музыкальную и двигательную. Совместная деятельность участников проекта обогатила воспитательный опыт родителей и способствовала познавательному развитию детей. Подводя итоги, можно сказать, что позиция родителей как воспитателей стала основываться на педагогических принципах и это дало свой результат: теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах познавательного развития детей, активно участвовали в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики (слайд) в группе на 39,1% увеличилось число родителей – активистов; на 7,3% выросло количество родителей – исполнителей, на 46,4% уменьшилось количество родителей - наблюдателей.
В результате совместной деятельности с родителями наши дети имеют представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, они любознательны, умеют и любят творить и фантазировать, у них сформированы представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); они знают и любят малую родину и Отечество, семейные традиции и традиции и праздники своей страны и много другое. Все эти качества они демонстрируют своим поведением в повседневной жизни детского коллектива; участвуем в различных районных мероприятиях Дома детского творчества, детской библиотеки, Дома культуры; а также результативностью интеллектуальных и творческих конкурсов от муниципального до всероссийского уровня. На данный период – они первоклассники и подтверждают заложенный познавательный уровень в школе. По итогам диагностики - 94% детей прошли успешно адаптацию в школьном коллективе. И это тоже одна из сторон познавательной активности детей – способность видеть своё место в социуме.
Закончить свое выступление я хочу вновь словами Антона Семеновича Макаренко с которыми я обращалась к родителям, (слайд) а сейчас обращусь к вам: «Умение воспитывать – это все таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины»».