Надежда Томченко
Конспект познавательного, художественно-эстетического занятия по сказке В. Бианки «Хвосты»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по произведениям В. Бианки «Юный следопыт» Познавательное,художественно - эстетическое занятие по сказке В. Бианки "Хвосты".Цель занятия. Воспитывать экологическую культуру у детей, учить быть внимательными, наблюдательными, замечать интересное в обыденных вещах. прививать интерес к книгам о природе своей страны. Развивать монологическую и диалогическую речь детей,драматизировать произведение. Передавать образы и характеры животных через интонации,мимику, жесты. Закрепить знание о перелетных и зимующих птицах их голосах и внешнем виде. Зарождать действенную любовь к природе,желание сберечь ее красоту,выражать свои ощущения. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 38 г. Владивосток.
Публикация «Конспект познавательного, художественно-эстетического занятия по сказке В, Бианки „Хвосты“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Хвосты. Все про хвостики
- Темочки
Воспитатель высшей категории Томченко Надежда Николаевна.
Познавательное, художественно - эстетическое занятие : (подг. Гр)
«Юный следопыт».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».
Задачи: Формирование элементарных экологических представлений о природе через творчество В. Бианки. Углубить, закрепить и уточнить знания детей о животных, птицах.
Учить рассказывать, объяснять и слушать ответы товарищей и дополнять их.
Развивать монологическую и диалогическую речь.
Формировать бережное отношение к растениям и животным.
Предварительная работа: Чтение книг В. Бианк. Наблюдение в природе. Дидактическая игра «Чьи следы».
Материалы, оборудовани. Рисунки зимующих и перелетных птиц, силуэты животных и их следов, аудиозаписи голосов птиц, перья птиц. Д/и «Хвосты и морды», рисунки «Времена года»; шапки-маски: рыба, дятел, косуля, лиса, корова, муха, коза, лесовушка.
Содержание занятия
Дети входят в зал, внимательно рассматривают стенды с книгами русских писателей о природе М. Пришвина, Е. Чарушина, Н. Сладкова, К. Ушинского, В. Бианки.
Воспитатель. Как вы думаете, о чем сегодня будет наше занятие?
Дети. О книгах.
Вос-тель. О чем рассказывают эти книги?
Дети. Эти книги о природе, животных, птицах.
Вос-тель. О природе писали многие русские писатели среди них и Виталий Валентинович Бианки. Какие рассказы, сказки В. Бианки вы знаете?
Дети. «Мышонок Пик», «Теремок», «Чей нос лучше?», «Кто, чем поет?», «Синичкин календарь», «Хитрый лис и Умная Уточка», «Снежная книга», «По следу».
Вос-тель. Давайте сделаем отдельную выставку произведений В. Бианки.
Дети вместе с воспитателем оформляют выставку произведений В. Бианки.
Вос-тель. Мы оформили выставку, посвященную В. Бианки. Писатель проявлял интерес к природе с самого раннего детства, с природой его познакомил отец. Он брал сына с собой на охоту, на прогулку. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверушку. Научил узнавать его птиц по полету, зверя по следу и записывать свои наблюдения. А потом он использовал свои записи, когда писал сказки и рассказы. О чем больше его любит рассказывать в своих сказках В. Бианки.
Дети. Всего В. Бианки любит рассказывать о тех животных и растениях, которые всякий может встретить у себя на даче, в лесу, на речке. Это мыши, птицы, насекомые.
Вос-тель. В самом обыкновенном он умеет показать новое, незамеченно нами.
(Раздается стук в дверь, входит Старушка-Лесовушка)
Старушка-Лесесовушка. (С-Л) Здравствуйте дети, шла я мимо. Решила зайти, посмотреть, чем ребята занимаются. Вижу у вас много книг и эти написаны В. Бианки. Да, помню я его, часто он в лес захаживал, бродил с ружьем, биноклем, да записной книжкой. Умел он читать «азбуку леса», был хорошим следопытом.
А каким должен быть следопыт?
Дети. Следопыт должен быть внимательным, любить природу, много знать о животных и растениях.
С-Л. Сейчас проверим сможете вы быть следопытами. У меня есть четыре картины времени года, но художник допустил ошибки. Найдите их и отметьте.
Дети рассматривают картины, находят ошибки и объясняют их. Старушка-Лесовушка оценивает ответы детей и приглашает детей в зимний лес.
С-Л. Зимний лес загадывает много загадок, сумеете вы их отгадать, будете следопытами.
Птиц и зверей здесь почти не встретишь, лишь следы на снегу расскажут об их жизни. Узнайте и вы чьи это следы и найдите тех, кто их оставил
Дети рассматривают следы, отыскивают зверей, которые их оставили и выкладывают их возле силуэтов животных.
С-Л. Объясните, как вы догадались, кому - какие следы принадлежат.
Дети. У белки задние ноги длинные - следок от них тоже длинный. Задние ноги белка вперед выбрасывает за передние, когда по земле прыгает. А передние ноги короткие, маленькие - следок от них точечками.
С лед зайца похож на след белки, только лапы у него задние длиннее. От задних лап следок вытянутый, от передних круглый, как пятачок. Заяц на бегу заносит длинные задние ноги вперед передних.
А следы медведя похожи на след человека, только увидеть следы мишки зимой сложно, он ведь спит зимой.
Это след воробья, у него ноги короткие, шагать он не может, вот и прыгает на двух ногах.
И другие ответы детей.
С-Л. А сможете вы узнать птиц по голосу.
Звучит аудиозаписи птичьих голосов (вороны, дятла, кедровки,соловья, жаворонка,в конце голос кукушки).
Можно услышать кукушку в зимнем лесу? Голоса еще каких птиц не услышать зимой?
Дет. Нет, кукушка улетает в теплые края,соловьи и жаворонки тоже.
С-Л. Я предлагаю вам игру «Перелетные и зимующие птицы».
На полу карточки с изображением птиц. Вы берете любую карточку, определяете, какая это птица - зимующая или перелетная, а потом как можно скорее собирайтесь в кружок, перелетные в один, а – в другой зимующие.
Дети выполняют задание и называют птиц, картинки которых держат в руках.
С – Л. А вот еще следы, которые птицы оставили в лесу. Показывает перья птиц и просит детей отгадать, какие птицы их потеряли.
Дети рассматривают перья и определяют кому они принадлежат.
В зал вбегает заяц с хвостом лисы и плачет.
С-Л. Что случилось заяц, почему ты плачешь?
Заяц. Как мне не плакать, обманула меня лиса. Хвостами предложила поменяться и убежала в лес, не видели вы ее в лесу?
Дети. Не встречали мы лису.
Заяц. Побегу искать дальше, мне мой хвост нужен.
С – Л. А вы, ребята, знаете какие хвосты бывают у разных зверей. У меня для вас игра «Хвосты и морды». Надо правильно разложить хвосты к мордам, если ошибетесь, могут возникнуть большие трудности для зверей.
Дети раскладывают хвосты и рассказывают о них. (У лисы хвост – пушистый, рыжий, кра-
сивый и т. д.)
С – Л. Хорошо разобрались с хвостами. Сейчас мы посмотрим инсценировку по сказке В. Бианки «Хвосты», узнаем, для чего нужны хвосты животным.
Инсценировка сказки «Хвосты».
Ведущий. Прилетела Муха к Человеку и говорит.
Муха. – Ты хозяин над всеми зверями, ты все можешь сделать. Сделай мне хвост.
Человек. А зачем тебе хвост?
Муха. А затем мне хвост – зачем у всех зверей – для красоты.
Человек. Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста
Хорошо живешь.
Ведущий. Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать. Надоело, сил нет!
Человек. Ну, ладно! Лети ты, муха, в лес, на речку, в поле. Если найдешь там зверя,
птицу, у которого хвост для красоты, можешь его хвост себе взять.
Ведущий. Прилетела к речке, увидела рыбу.
Муха. Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.
Рыба. Совсем не для красоты. Хвост у меня – руль. Видишь – надо мне направо
повернуть – я хвост вправо поворачиваю. Надо налево – я влево хвост
кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.
Ведущий. Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку дятел сидит.
Муха к нему.
Муха. Отдай мне твой хвост! Дятел! Он у тебя для красоты только.
Дятел. Вот чудачка! А как же я деревья долбить буду, еду себе искать, гнезда для
детей устраивать? Хвост мне подпоркой служит. Я на него опираюсь,
размахиваюсь всем телом, да как стукну носом по суку -только щепки летят!
Ведущий. Полетела дальше. Видит: Козуля в кустах, у нее хвостик маленький,
пушистый, беленький хвостик.
Муха. Отдай мне твой хвостик, Козуля!
Козуля. Что ты, что ты! Если я отдам тебе свой хвостик, так мои козлятки пропадут.
Муха. Козляточкам - то зачем твой хвост.
Козуля. А как же. Вот погонится за нами волк. Я в лес кинусь – спрятаться.
И козляточки за мной. Только им меня не видно между деревьями.
А им белым хвостиком машу, как платочкам – сюда бегите, сюда! Они
видят – беленькое впереди мелькает, - бегут за мной. Так все и убежали
от волка.
Ведущий. Нечего делать, полетела Муха дальше и увидела лису. Эх, и хвост у лисы!
Пышный да рыжий, красивый.
Муха. Отдай хвост.
Лиса. Что ты, Муха! Да без хвоста я пропаду. Погоняться за мной собаки, живо меня,
Бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману. Как станут меня собаки
настигать, я хвостом верть! – хвост - вправо, сама влево. Собаки увидят, что
хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что
ошиблись, я уже далеко.
Ведущий. Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу,
ни на реке. Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает.
Муха. Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает.
Человек. Отстань ты от меня, Муха!
Муха. Не отстану. Зачем надо мной посмеялся, свободных хвостов искать послал?
Я у всех зверей спрашивала – у всех зверей хвост для дела.
Ведущий. Человек видит: не отвязаться ему от Мухи – вон какая - надоедная.
Человек. Муха, Муха, а вот корова во дворе. Спроси у нее, у неё, зачем ей хвост.
Муха. Ну ладно, спрошу еще у Коровы. А если и Корова не отдаст мне хвоста,
Сживу тебя, Человек, со свету.
Ведущий. Вылетела муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать,
Выспрашивать.
Муха. Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?
Ведущий. Корова молчала, молчала, а потом как хлестнет себя по спине хвостом
и пришлепнула Муху. Упала Муха на землю – дух вон, и ножки кверху!
Человек. Так тебе, Муха, и надо – не приставай к людям, не приставай к зверям.
Н а д о е л а.
Старушка-
Лесовушка. Порадовали вы меня своими знаниями, настоящими следопытами вы
Растете. Я хочу сделать вам подарок, хорошо иллюстрированную книгу
В. Бианки. Читайте, рассматривайте и любите природу, как любил ее
писатель. А я в лес побежала.