Лучший педагог года

Познавательно-экспериментальный проект «Экспериментируем вместе: волшебница вода»

arinadadova
Познавательно-экспериментальный проект «Экспериментируем вместе: волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта

Вид проекта : познавательно – исследовательский

Срок реализации проекта : краткосрочный (1 МЕСЯЦ)

Участники проекта :

• дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет;

• воспитатели;

• родители.

По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты.

Выявление проблемы: Дети не имеют достаточного представления о свойствах воды, о жизни живых существ.

ГИПОТЕЗА

Если дети научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы.

Публикация «Познавательно-экспериментальный проект „Экспериментируем вместе: волшебница вода“» размещена в разделах

Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками с использованием детского экспериментирования с водой.

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивается познавательная деятельность детей.

Итак, вода…Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.

Вода - это волшебница, которая способна совершать много чудес.

Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.

Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы могли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.

Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психологического развития детей.

Цель проекта : Развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно – экспериментальной деятельности и расширение представлений детей неживой природе - о воде.

Задачи:

• Систематизировать представления детей о свойствах воды.

• Расширять знания и умения детей в опытно - исследовательской деятельности.

• Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

• Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).

• Активизировать словарь ребенка.

• Развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также аккуратность при проведении опыта.

Основные принципы реализации:

• Включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

• Партнерство ребенка и взрослого в опытно - экспериментальной деятельности.

• Интегративность всех процессов, реализующих в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера, детская и взрослая субкультура).

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно - развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини- лаборатория).

Формы работы по поисково - экспериментальной деятельности :

• Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.

• Самостоятельная деятельность детей.

• Фронтальные занятия.

• Наблюдения в природе.

• Рассматривание фотографий, иллюстраций, где существует вода.

• Беседы по теме «Путешествие капельки»

• Опыты.

При планировании игр - экспериментов с водой следует учитывать (дидактические) научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности, психологического комфорта

Ожидаемые результаты:

• У детей появиться исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научиться фиксировать наблюдения).

• Дети приобретут экологически ценный опыт в экспериментальной деятельности с водой.

• Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

• Дети сделают интересные открытия, изучив различные свойства воды.

Перед воспитателями была поставлена:

Цель: Разработать комплексно - тематический план «опытно - исследовательская деятельность»

Задачи:

• Обеспечить единство обучающих, развивающих, воспитательных задач, развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников.

• Изучить литературу «Эксперименты - творческий путь познания мира

• Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно - исследовательской деятельности дошкольников

• Систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия, конспекты занятий)

• Создать в группе условия для развития познавательной деятельности.

Вся работа по решению поставленных задач была разбита на три этапа.

Алгоритм работы над исследовательским проектом состоит из трех этапов.

Первый - подготовительный:

Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребности детей, постановка детей в определенные условия о веществах которые окружают нас, могут обладать удивительными свойствами, даже обычная вода. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.

Накануне выбора темы воспитатели включаются в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой теме. Услышать сообщения свих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей, увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для познавательного развития детей.

Задачи Форма работы Сроки

Разработка плана реализации проекта. Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой. Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, энциклопедий, иллюстраций, картинок. 1 неделя апреля

Обогатить предметно - экологическую среду в группе для реализации проекта. Создание мини - экспериментальной лаборатории в группе.

Составление безопасных опытов и эксперементов с водой.

Побор подвижных игр, словесных игр, дидактических.

Разработка конспектов НОД по разным областям программы. 2ая неделя апреля

Оповещение родителей о предстоящем проекте, о проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте. Рекомендации и консультации для родителей по теме проекта. 3-ая неделя апреля

Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, рассказами о воде, загадками, потешками, усилиями педагога, детей и их родителей. Беседы.

Консультации.

Индивидуальная работа.

На протяжении всего проекта

В результате обсуждения вместе с детьми формируются цели и задачи исследовательской деятельности, разрабатывается план действий: схема последовательности и этапов работы. Но прежде, чем отправиться в мир увлекательных эксперементов и новых открытий, нужно запомнить правила которым необходимо следовать, которые помогут добиться потрясающего результата.

Второй этап проекта : Исследовательский (основной).

Исследовательский: поиск вопросов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.

Экспериментальная часть проекта начинается с инструктирования детей. Закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации труда. При работе с новым материалом и оборудованием воспитатели демонстрируют практические приемы выполнения опытов, оказывают дифференцированную помощь. Далее дети с педагогами вырабатывают разные гипотезы.

В сотворчестве с детьми определили основные правила организации исследовательской деятельности.

• Проблема выявляется и ставится детьми самостоятельно («Что нового я узнал оводе?», «Что будет, если?»

Экспериментирование организуется как активная деятельность детей (в Центре воды, минилаборотории, на прогулке, дома с родителями).

• Результаты экспериментирования фиксируются в рисунках, моделях и обязательно самостоятельно.

Способы мотивации детей к деятельности.

• Создание игровой проблемной ситуации.

• Сюрпризные моменты.

• Проблемные вопросы.

• Обращение к опыту детей.

• Использование электронных презентаций.

Перспективное планирование поисково – экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»

Вид деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Познавательно - исследовательская 1.«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

2. Вода жидкая, может течь»

3. Всреча с ручейком»

4.»Капельки сосульки»

5. «Лед легче воды»

6. «Превращение льда в воду»

7.«Чем пахнет вода

8. Естьли у воды вкус»

9. «Играем с красками»

10. «Что вода размочит быстрее

11. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

1.«Тонет - не тонет»

2. «Опыты соленой водой»

3. «Растворить соль, сахар».

4. «Сравнить вязкость воды и масла»

5. «Предложить найти воду в разных предметах и состояниях»

6. «Повелитель мыльных пузырей»

Игровая Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому, нужна вода

«На что похоже облако?», «найди отражение»

Игровые упр. ««Буль-буль», «Дождик», «Замри»,

Игры имитации: «Вода в стакане», «Зеркало»

Речевая Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «водоемы»,

Беседы: «Для чего нужна вода, «Куда спряталась вода» «Что такое облака?» «Водное зазеркалье»

Словесная игра «Подскажи словечко».

Двигательная Подвижные игры: «Тучка и капельки»,

«На болоте», «Море волнуется раз»,

Комплекс гимнастики после сна

Физкультминутки «Чтобы сильным стать и ловким», «Тихо плещется вода»,

Пальчиковая гимнастика» «Дождик капнул на ладошку»

Трудовая Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Изготовление цветных льдинок».

Продуктивная Рисование: «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя».

Чтение художественной литературы Б. В. Заходера «Кот и кит», К. И. Чуковский «Федорино горе»,М. Д. Перина «Живая шляпа», Н. Абрамцев «Сказка о тумане» Н. Болтачеве «Сказка о круговороте

Музыкальная Использование музыки.

Прослушивание

шума водопада

Третий этап проекта :

Заключительный – обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты, выяснить причины успехов и возможности неудач и главное сформулировать общий вывод по эксперименту. В ходе беседы могли выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?».

Показатели результативности проекта :

• дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно- исследовательской деятельности;

• дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов;

• самостоятельно устанавливают взаимосвязи лед-вода лед, вода-пар.

• В результате познавательно- исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды:

вода не имеет запаха, вкус;

вода прозрачная;

вода является растворителем.

• У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и сохранять.

Литература

1. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель- 159 с.

2. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор - составитель: Зубкова Н. М. – С-Пб : Речь, 2006 г. -64 с.

3. Т. Гризик Познаю мир – М : Издательский дом «Воспитание дошкольника» - 2004г. -128 с.

4. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и эксперементов в детском саду – М : ТЦ «Сфера, 2003г. – 56 с.

5. Л. Ковинько Секреты природы – это так интересно! – М: «Линка – Пресс», 2004г. 72 с.

6. Л. Н. Прохорова Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под общей редакцией М. АРТИ, 2005Гг. – 64 с.

7. В. Г. Зарапин Научные опыты М: Эксмо, 2014. – 96 с: ил –(Опыты детей).

8. Н. А. Рыжова Волшебная вода.

9. А. И. Савенков Методика исследовательскойдкятельности в старшем дошкольном возрасте.

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница вода» "Что я слышу-забываю, Что я вижу помню, Что я делаю -понимаю". Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность.

Исследовательский проект в средней группе «Волшебница вода»Исследовательский проект в средней группе «Волшебница вода» Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой. По характеру контактов: внутри одной группы. По количеству участников: коллективный.

Исследовательско-творческий проект «Вода-волшебница»Исследовательско-творческий проект «Вода-волшебница» Тип проекта: Исследовательско-творческий. Продолжительность: краткосрочный (12.12.- 17.12.2019 г) Участники проекта: Воспитатели, дети,.

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Волшебница вода»Краткосрочный проект в первой младшей группе «Волшебница вода» Краткосрочный проект в первой младшей группе «Волшебница вода» Тип проекта: познавательно-игровой По характеру содержания: ребенок и природа.

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода»Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода» МБДОУ №5 Детский сад "Калинка" п Энем Республика Адыгея воспитатель высшей категории Чениб Зейниб Вид: познавательно –исследовательская.

Познавательно исследовательский проект «Волшебница вода» во второй младшей группеПознавательно исследовательский проект «Волшебница вода» во второй младшей группе Вид проекта: познавательно-исследовательский Тема: «Волшебница вода» Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: воспитатель, дети,.

Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства»Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства» Актуальность: Вода - единственное вещество на земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-экспериментальный проект «Экспериментируем вместе: волшебница вода»
Опубликовано: 28 июня 2024 в 21:44
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-экспериментальный проект «Экспериментируем вместе: волшебница вода»» (включая файлы) размещена пользователем arinadadova в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД