arinadadova
Познавательно-экспериментальный проект «Экспериментируем вместе: волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно – исследовательский
Срок реализации проекта : краткосрочный (1 МЕСЯЦ)
Участники проекта :
• дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет;
• воспитатели;
• родители.
По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты.
Выявление проблемы: Дети не имеют достаточного представления о свойствах воды, о жизни живых существ.
ГИПОТЕЗА
Если дети научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы.
Публикация «Познавательно-экспериментальный проект „Экспериментируем вместе: волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В проекте описывается опыт работы со старшими дошкольниками с использованием детского экспериментирования с водой.
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды, развивается познавательная деятельность детей.
Итак, вода…Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства.
Вода - это волшебница, которая способна совершать много чудес.
Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы могли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.
Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психологического развития детей.
Цель проекта : Развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно – экспериментальной деятельности и расширение представлений детей неживой природе - о воде.
Задачи:
• Систематизировать представления детей о свойствах воды.
• Расширять знания и умения детей в опытно - исследовательской деятельности.
• Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
• Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
• Активизировать словарь ребенка.
• Развивать социальные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также аккуратность при проведении опыта.
Основные принципы реализации:
• Включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
• Партнерство ребенка и взрослого в опытно - экспериментальной деятельности.
• Интегративность всех процессов, реализующих в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера, детская и взрослая субкультура).
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно - развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини- лаборатория).
Формы работы по поисково - экспериментальной деятельности :
• Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Фронтальные занятия.
• Наблюдения в природе.
• Рассматривание фотографий, иллюстраций, где существует вода.
• Беседы по теме «Путешествие капельки»
• Опыты.
При планировании игр - экспериментов с водой следует учитывать (дидактические) научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности, психологического комфорта
Ожидаемые результаты:
• У детей появиться исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научиться фиксировать наблюдения).
• Дети приобретут экологически ценный опыт в экспериментальной деятельности с водой.
• Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
• Дети сделают интересные открытия, изучив различные свойства воды.
Перед воспитателями была поставлена:
Цель: Разработать комплексно - тематический план «опытно - исследовательская деятельность»
Задачи:
• Обеспечить единство обучающих, развивающих, воспитательных задач, развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников.
• Изучить литературу «Эксперименты - творческий путь познания мира!»
• Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно - исследовательской деятельности дошкольников
• Систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия, конспекты занятий)
• Создать в группе условия для развития познавательной деятельности.
Вся работа по решению поставленных задач была разбита на три этапа.
Алгоритм работы над исследовательским проектом состоит из трех этапов.
Первый - подготовительный:
Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребности детей, постановка детей в определенные условия о веществах которые окружают нас, могут обладать удивительными свойствами, даже обычная вода. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.
Накануне выбора темы воспитатели включаются в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой теме. Услышать сообщения свих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей, увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для познавательного развития детей.
Задачи Форма работы Сроки
Разработка плана реализации проекта. Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой. Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, энциклопедий, иллюстраций, картинок. 1 неделя апреля
Обогатить предметно - экологическую среду в группе для реализации проекта. Создание мини - экспериментальной лаборатории в группе.
Составление безопасных опытов и эксперементов с водой.
Побор подвижных игр, словесных игр, дидактических.
Разработка конспектов НОД по разным областям программы. 2ая неделя апреля
Оповещение родителей о предстоящем проекте, о проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте. Рекомендации и консультации для родителей по теме проекта. 3-ая неделя апреля
Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, рассказами о воде, загадками, потешками, усилиями педагога, детей и их родителей. Беседы.
Консультации.
Индивидуальная работа.
На протяжении всего проекта
В результате обсуждения вместе с детьми формируются цели и задачи исследовательской деятельности, разрабатывается план действий: схема последовательности и этапов работы. Но прежде, чем отправиться в мир увлекательных эксперементов и новых открытий, нужно запомнить правила которым необходимо следовать, которые помогут добиться потрясающего результата.
Второй этап проекта : Исследовательский (основной).
Исследовательский: поиск вопросов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.
Экспериментальная часть проекта начинается с инструктирования детей. Закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации труда. При работе с новым материалом и оборудованием воспитатели демонстрируют практические приемы выполнения опытов, оказывают дифференцированную помощь. Далее дети с педагогами вырабатывают разные гипотезы.
В сотворчестве с детьми определили основные правила организации исследовательской деятельности.
• Проблема выявляется и ставится детьми самостоятельно («Что нового я узнал оводе?», «Что будет, если?»
• Экспериментирование организуется как активная деятельность детей (в Центре воды, минилаборотории, на прогулке, дома с родителями).
• Результаты экспериментирования фиксируются в рисунках, моделях и обязательно самостоятельно.
Способы мотивации детей к деятельности.
• Создание игровой проблемной ситуации.
• Сюрпризные моменты.
• Проблемные вопросы.
• Обращение к опыту детей.
• Использование электронных презентаций.
Перспективное планирование поисково – экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»
Вид деятельности
Совместная деятельность взрослого и детей
Познавательно - исследовательская 1.«Вода бывает теплой, холодной, горячей»
2. Вода жидкая, может течь»
3. Всреча с ручейком»
4.»Капельки сосульки»
5. «Лед легче воды»
6. «Превращение льда в воду»
7.«Чем пахнет вода?»
8. Естьли у воды вкус»
9. «Играем с красками»
10. «Что вода размочит быстрее?»
11. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
1.«Тонет - не тонет»
2. «Опыты соленой водой»
3. «Растворить соль, сахар».
4. «Сравнить вязкость воды и масла»
5. «Предложить найти воду в разных предметах и состояниях»
6. «Повелитель мыльных пузырей»
Игровая Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому, нужна вода?»
«На что похоже облако?», «найди отражение»
Игровые упр. ««Буль-буль», «Дождик», «Замри»,
Игры имитации: «Вода в стакане», «Зеркало»
Речевая Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «водоемы»,
Беседы: «Для чего нужна вода?», «Куда спряталась вода» «Что такое облака?» «Водное зазеркалье»
Словесная игра «Подскажи словечко».
Двигательная Подвижные игры: «Тучка и капельки»,
«На болоте», «Море волнуется раз»,
Комплекс гимнастики после сна
Физкультминутки «Чтобы сильным стать и ловким», «Тихо плещется вода»,
Пальчиковая гимнастика» «Дождик капнул на ладошку»
Трудовая Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Изготовление цветных льдинок».
Продуктивная Рисование: «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя».
Чтение художественной литературы Б. В. Заходера «Кот и кит», К. И. Чуковский «Федорино горе»,М. Д. Перина «Живая шляпа», Н. Абрамцев «Сказка о тумане» Н. Болтачеве «Сказка о круговороте
Музыкальная Использование музыки.
Прослушивание
шума водопада
Третий этап проекта :
Заключительный – обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты, выяснить причины успехов и возможности неудач и главное сформулировать общий вывод по эксперименту. В ходе беседы могли выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?».
Показатели результативности проекта :
• дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно- исследовательской деятельности;
• дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов;
• самостоятельно устанавливают взаимосвязи лед-вода лед, вода-пар.
• В результате познавательно- исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды:
вода не имеет запаха, вкус;
вода прозрачная;
вода является растворителем.
• У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и сохранять.
Литература
1. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель- 159 с.
2. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор - составитель: Зубкова Н. М. – С-Пб : Речь, 2006 г. -64 с.
3. Т. Гризик Познаю мир – М : Издательский дом «Воспитание дошкольника» - 2004г. -128 с.
4. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и эксперементов в детском саду – М : ТЦ «Сфера, 2003г. – 56 с.
5. Л. Ковинько Секреты природы – это так интересно! – М: «Линка – Пресс», 2004г. 72 с.
6. Л. Н. Прохорова Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под общей редакцией М. АРТИ, 2005Гг. – 64 с.
7. В. Г. Зарапин Научные опыты М: Эксмо, 2014. – 96 с: ил –(Опыты детей).
8. Н. А. Рыжова Волшебная вода.
9. А. И. Савенков Методика исследовательскойдкятельности в старшем дошкольном возрасте.