Людмила Киреева
Познавательно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе
Познавательно-экспериментальная деятельность
(подготовительная группа)
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребенка также, как и игровая.
Публикация «Познавательно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Дошкольный возраст очень важный период в жизни человека. В нем закладываются основы будущей личности. Ребенок познает мир, желает овладеть новыми знаниями, информацией, стремится к самостоятельному поиску ответов на интересующие вопросы. Огромную роль в познавательном развитии дошкольника играет экспериментальная деятельность. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину миру, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении, взаимозависимости, закономерности.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Экспериментальная деятельность позволяет ребенку включиться в процесс целенаправленного познания мира и научиться ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты, сопоставлять и сравнивать их с реальными результатами. В процессе эксперимента дети получают реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, развивается память, активизируются мыслительные процессы ребенка. Экспериментирование позволяет совершенствоваться операциям анализа и синтеза, учит детей сравнивать и классифицировать предметы и явления, развивает речь ребенка, поскольку имеет необходимость в вербальном оформлении деятельности.
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации данного проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цель проекта. Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка средствами физического эксперимента.
Задачи экспериментальной деятельности.
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие элементарных математических представлений;
- познакомить с основными частями рельефа планеты: вулканы, горы, озера.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путем сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и самореализации своих действий.
Форма работы:
1. Небольшими подгруппами и с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная работа.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2. Создание единого инновационного пространства.
3. Четкое выполнение поставленной задачи.
4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
Гипотеза: Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста будет оптимальной при условии теоретического изучения особенностей экспериментального обучения, перехода в режим экспериментального функционирования и включения детей в культурно-образовательные виды деятельности.
Интеграция образовательных областей:
• Образовательная область «Коммуникация»: развитие свободного общения, умения слушать, обсуждать, визуализировать свою идею; развитие диалогической и монологической форм речи в ходе экспериментальной деятельности.
• Образовательная область «Познание»: развитие всех видов восприятия через эксперимент, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве; умение пользоваться инструментами и технологиями; развитие познавательно-исследовательской деятельности; формирование целостной картины мира;
• Образовательная область «Социализация»: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
• Образовательная область «Безопасность»: формирование представления об опасных для человека явлениях окружающего мира (кипяток, обморожение, укусы насекомых и т. п.)
• Образовательная область «Здоровье»: обогащение двигательной активности (физкультминутки); формирование представлений о полезной и здоровой пище; формирование потребности к прогулкам на свежем воздухе.
Этапы исследовательской работы:
1. Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.
2. Вовлечение детей в проектную деятельность, с помощью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.
3. Организация предметно-развивающей среды.
4. Оценка результатов проведенной работы.
На первом этапе для выявления общих сведений было использовано наблюдение.
На втором этапе был разработан календарно-тематический план работы с детьми на год.
На третьем этапе развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования имеются различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное); различные сосуды и много других предметов, необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.
На четвертом этапе проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведенной работы.
Работа с родителями.
• Родительское собрание (игротека-практикум «Поэкспериментируем»).
• Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольника».
• Подгрупповые тематические консультации: «Значение экспериментальной деятельности для детей». «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома». «Режим питания нарушать нельзя».
• Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ».
• Наглядная информация.
• Обмен опытом.
Заключение.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:
• более глубокое усвоение предметного содержания;
• высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;
• развитие творческого мышления;
• большое количество идей, их глубина, оригинальность;
• эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.