Ольга Баринова
Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми в летний период
Познавательно – экспериментальная деятельность с детьми в летний период.
Самое лучшее открытие — то, которое ребёнок делает сам. Ральф У. Эмерсон, философ.
Наступило лето. У реб нка появилось много свободного времени, чем его занять, и как интересно с ним провести время? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?
Публикация «Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми в летний период» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты в летний период
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В настоящее время, когда обучение в детских учреждениях направлено на личностное развитие подрастающего поколения, один из наиболее эффективных методов является экспериментальная деятельность в группе детей, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, научить их собирать и обрабатывать интересную информацию. Дети очень любят делать эксперименты, и зачастую потом повторяют их дома. Это объясняется тем, что им присуще наглядно — действенное и наглядно — образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.
Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности, слух воображение логическое мышление, развивает зрительное восприятие, обоняние и осязание, объединяет знания полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
В детских садах в настоящее время много внимания уделяют экспериментальной деятельности, что дает очень хороший результат развитии дошкольников.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, учится анализировать, делать вывод, умозаключение.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок каждый день, тем быстрее и полноценнее он развивается. В наше время утверждение, что «ребенок по натуре своей практик», не потеряло актуальность.
Давно известно, что любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью. Его окружают различные явления неживой природы: солнце, небо, воздух, вода, капли дождя, ветер, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, шишки. листья, ракушки, играют с песком и водой, палочками и другими природными материалами. Поэтому необходимо вовлекать дошкольников в экспериментальную деятельность, в процессе которой дети смогли бы постоянно обнаруживать новые знания. В обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами: они играют с игрушками, наблюдают за падающими в воду предметами, определяют на вкус, играют с мыльными пузырями, магнитом, деревом и т. п. Это и побуждает к развитию у детей познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности. Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.
Смысл экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает в жизненных обстоятельствах, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить до конечного и положительного результата, проявлять свою инициативу и творчество.
При проведении экспериментов педагог организовывает экспериментальную деятельность, заинтересовывает и предлагает, нужные материалы, а также объясняет опыт, но в том случае если ребенок затрудняется сделать это сам. Но гораздо полезнее, если ребенок объясняет и выполняет опыт самостоятельно, с помощью наводящих вопросов педагога.
Поскольку в качестве объектов в летнее время выступают в основном живые организмы (растения, насекомые) ведущим принципом работы является принцип «не навреди». Недопустимо, например, собирать коллекцию насекомых в д/ саду, собирать гербарий, наблюдать за тем, как одни насекомые или животные поедают других. В экспериментах с растениями тоже следует избегать воздействий, наносящих вред. Например: не поливать растения когда солнце светит прямо на растение, это может вызывать солнечные ожоги, не бросать мусор на растения, не допускать чтобы бабочки откладывали яйца на растения. Иногда при проведении экспериментов с объектами живой природы есть вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Это может быть из-за непредсказуемостью поведения живого объекта. Например: не взошли посеянные семена, приживутся ли посаженные растения. Если результат эксперимента не соответствует ожиданию, возможно не соблюдены какие – то условия, неудачно подобран объект, не учтено его физиологическое состояние. В этом случае нужно обсуждать тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Дети должны видеть природу такой, каковы она есть. Иногда увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный.
Ребенок может ошибиться, это допустимо, и это будет его опыт, ведь человек познает мир методом проб и ошибок и приходит к правильным выводам. Если мы проводим эксперименты с песком то очень важно, до начала игр-эксперементов, познакомить детей с правилами поведения с водой и песком.
- нельзя намеренно выливать воду из емкости;
-нельзя выкидывать песок из песочницы;
- нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок;
- нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок и воду;
- после игры нужно убрать игрушки на свои места.
Игры с песком дети очень любят, это позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, и повышает их активность.
Песок - отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, прятать клад, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге, у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус, воображение. Мы применяли эти игры- эксперименты с детьми.
С песком.
1 «Сравнение мокрого и сухого песка по весу»
2. «Из чего состоит песок».
3. «Песочные часы»
4. «Поваренок»
5. «Топчем дорожки»
6. «Игрушки - потеряшки»
7. «Игры с решетом»
8. «Окрашивание песка»
С водой.
1. "Тонет, не тонет”
2. "Подводная лодка из яйца”.
3. «Веселые кораблики».
4. «Вода может склеивать».
5. «Фонтанчики».
6. «Тяжелая вода».
7. «Разноцветная вода».
8. «Превращение воды».
С солнцем.
1. "Найди солнышко».
2 «Как появляются солнечные зайчики».
3.«Разноцветный мир».
4. «Как появляется тень».
5. «Почему завял цветочек» .
6. «Где сильнее греет солнце».
7. «Письмо от солнышка».
Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умения делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи.
После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в результате развивается умение думать, рассуждать.
Также большой неотъемлемой частью методической работы по экспериментированию является сотрудничество с родителями. Нужно провести консультации для родителей: «Самый высокий», «Наш огород», «Созревание овощей на нашем огороде» и многое другое, здесь даются советы родителям по экспериментальной деятельности в летний период.
С детьми моей группы в летний период мы проводили такие опыты: «Сделай снег летом», «Очисть грязную воду», «Сделай сам тесто», «Нет дождя, помоги природе» и многие другие. В процессе проведения экспериментов дети получили много открытий и были вовлечены в процесс.
Таким образом, организация экспериментальной деятельности – мощный стимул для развития ребенка.
В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги." Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал.»
Литература.
Веракса Н. В., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для детей 4–7 лет. — М. : Мозаика-Синтез, 2014. — 80с.