Яхно Оксана Николаевна
Познавательно-экспериментальная деятельность «Строение дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-экспериментальная деятельность занятие в старшей группе «Строение дерева»
Цель:Создать социальную ситуацию развития в процессе познавательной деятельности посредством знакомства детей со строением дерева.
Задачи:
-Создать условия для закрепления знаний детей о живой и неживой природе;
-Создать условия для обобщения знаний детей о растениях леса;
Обеспечить условия для расширения знаний детей о строении дерева;
-создать условия для развития логического мышления,наблюдательности, любознательности.
Публикация «Познавательно-экспериментальная деятельность „Строение дерева“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Предварительная работа:
Наблюдение за деревьями в парке и на прогулке, уход за растениями, чтение художественной литературы.
Материал:
Кора дерева, карандаши, альбомы, древесина, срезы дерева.
Ход НОД
Мотивационно-организационный момент.
Стихотворение И. Бунина
«Лес точно терем расписной…»
Основная часть.
-Ребята, что такое лес? (Ответы детей)
Рассказ педагога: Конечно, это в первую очередь деревья, без них не может быть леса. Леса часто называют зеленым океаном, настолько велики и могучи. Таежные леса- это могучие ельники, в которых всегда царит полумрак и высокие лиственичники, полные солнца. Сибирская тайга, как правило лиственичная, но в ней растут и осина. и кедр,и сосна. Кроны этих деревьев пропускают больше света, чем ель. К югу от тайги расположены смешанные леса. Они состоят из хвойных и широколиственных деревьев. (береза, осина, ясень).Под пологом деревьев много кустарников :Калина, малина,жимолость и др. Много здесь и трав, а вот мхи встречаются редко, не то что в тайге.
Лес-это сказочная страна. Сколько здесь удивительного и интересного! На каждом шагу здесь нас поджидают тайны! Даже каждая маленькая травинка имеет свой секрет: когда цветет, как растет, какую пользу приносит человеку? Лес всегда полон жизни, он всегда в движении, в работе. Он поддерживает жизнь на всей планете, он -ее легкие.
-Почему так говорят? (Ответы детей)
-Он замечательный фильтр. Почему? (ответы детей)
-Лес сохраняет водные запасы на планете. Почему? (ответы детей)
-Лес сохраняет прохладу. Каким образом? (Ответы детей)
-Почему лес называют другом и кормильцем человека? (ответы детей)
-Что требует лес взамен у человека? (ответы детей)
-Вспомните свои прогулки в лес. Какие деревья вам встречались?
-Чем отличаются деревья от кустарников? Что у них общее?
-Для чего деревьям нужны корни? (Корни впитывают минеральные соли из почвы, впитывают влагу. Растут во все стороны, это помогают дереву собирать питательные вещества. Корни бывают змеевидными, досковидные, дыхательные, корни-ходули. Показ сладов.)
-Чем покрыт ствол дерева? Для чего она нужна? (Защищает дерево, не позволяет замерзнуть, предупреждает обезвоживание, защищает от насекомых.)
Рассматривание коры. Какая на ощупь, на запах, от какого дерева, старого или молодого.
-Попробуйте сделать рисунок коры. Положите бумагу на кору и осторожно раскрасьте. У всех на бумаге останется след коры.
-внимательно посмотрите на кору еще раз. Есть ли на ней мох? Покажите. Определите его цвет. На что похож? Имеет ли запах? (Мхи и лишайники как правило поселяются в старых деревьях. Так же они помогают определить чистоту воздуха. Чем больше лишайников, тем чище воздух.
-Как вы думаете, это дерево росло в чистой местности?
Физминутка.
-А сейчас давайте рассмотрим срез дерева. (Это древесина-ценное природное сырье. Плотная,прочная, растительная ткань, состоящая из клеток, расположенных подобно ячейкам, ка в медовых сотах. Древесина состоит еще и из смолы и других масел, которые и придают ей цвет и запах.
Рассматривание древесины через лупу.
Поперечный срез ствола рассказывает нам не только о древесине, но и позволяет определить возраст дерева., благодаря чередованию темных колец на стволе. Эти кольца называют годичными. Весной дерево образует начальную древесину нежную и светлую, летом оно формирует окончательную, более темную. Осенью и зимой рост дерева прекращается, и оно не производит древесины. Поэтому каждый год и образует светлое и темное кольцо-годичное кольцо.
Игра «Сколько лет дереву?». Рассмотреть срезы дерева.
Итог. Релаксация.
Хоть лес и волшебник, но без нас ему не обойтись, как и нам без него. Нам надо знать лес, каждое его деревце, каждую травинку, что хорошо для него, а что плохо, чтобы ему можно было всегда помочь.
-Что нового узнали сегодня? Что было очень интересно? Что было трудным? Что еще хотелось бы узнать о волшебнике-лесе?