Краснова Светлана
Познавательно-творческий проект «Здравствуй, сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, так как он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Здравствуй, сказка“» размещена в разделах
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта. Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Участники проекта
Участниками данного проекта являются педагоги, родители и дети старшей группы.
Сроки реализации проекта
Проект является краткосрочным: с 14.08.23 г. –18. 08.23 г.
Основание проекта
Проект реализуется на основе интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Образовательная область «Познавательное развитие» : экскурсии детей совместно с родителями в библиотеку. Эта экскурсия расширила кругозор детей, заинтересовала миром книг, повысила интерес к сказкам. У детей сформировалась любовь к книгам, бережное отношение к ним, уважение к труду библиотекаря, обогатился словарный запас, расширился кругозор детей.
Образовательная область «Речевое развитие» : дети делились впечатлениями от увиденного в библиотеке со сверстниками и взрослыми, внимательно, с интересом слушали сказки, беседовали по содержанию и с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах, загадывали загадки о сказках, героях сказок.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» : дети, совместно с родителями создали выставку рисунков на тему: «Мой любимый сказочный герой», изготовили дидактическую игру «Угадай сказку», создали выставку поделок на тему: «В гостях у сказки», атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Больница для книг», а также изготовили маски для театра по сказке : «Кот, петух и лиса».
Цель и задачи организации проекта
Участники
проекта Цель организации проекта Задачи организации проекта
Дети Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; воспитание бережного отношения к книге, как результату труда многих людей.
- Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, интерес к сказкам.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к книге.
- Учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, выделять характерные особенности героев.
- Развивать творческие способности каждого ребенка.
Педагоги Создание условий для обогащения опыта детей по данной теме. - Изучить информацию, подобрать методическую литературу по теме;
- Создать предметно – пространственную среду в группе, способствующею возникновению у детей интереса к художествен–ной литературе;
- построение работы с родителями по воспитанию у детей любви к сказкам.
Родители Создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. - Организовать экскурсии в библиотеку;
- Формировать любовь к книге;
- Оказать посильную помощь в изготовлении творческих работ.
Условия реализации проекта
1) Подготовленность педагогов, обеспечивающая их профессиональную готовность к созданию проектов в дошкольном образовательном учреждении.
2) Предметно-развивающая среда, способствующая вхождению ребёнка в данную тему.
3) Наличие художественной литературы, создание уголков творчества для продуктивной деятельности детей.
4) Работа с родителями.
5) Взаимодействие и сотрудничество с социумом.
Формы реализации проекта
– организация различных видов детской деятельности (игровая, продуктивная, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная);
– совместная деятельность детей;
– взаимодействие с семьями детей.
Этапы реализации проекта
Этапы
проекта Деятельность детей Деятельность педагогов Взаимодействие с семьёй
Вводный Рассматривание иллюстраций, картин по данной теме. Вводная беседа на тему: «Моя любимая книга» Обсуждение содержания проекта
Планирование деятельности Участие в обсуждении этапов выполнения проекта - определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы, разработка плана для реализации проекта Обсуждение тематики мини - проектов
Осуществление проекта Сбор материала по теме;
оформление, систематизация полученной информации;
оформление дидактических игр, выставок. Подготовка атрибутов к подвижной игре. Организация беседы по данной тематике, проведение подвижных, дидактических игр и итогового мероприятия «Путешествие в сказку» Экскурсия в библиотеку, чтение сказок, беседы, помощь в изготовлении творческих работ и в создании выставки рисунков и поделок по данной теме.
Презентации проекта Участие в выставке поделок «В гостях у сказки», в создании выставки рисунков «Мой любимый сказочный герой» и в изготовлении масок для театра по сказке «Кот, петух и лиса».
Участие в изготовлении сюжетно – ролевой игры
«Больница для книг» и дидактической игры «Угадай сказку». Участие в итоговом мероприятии, в викторине «Путешествие в сказку» в качестве зрителей.
Подведение итогов Отражение своих впечатлений в рисунках, поделках и рассказах.
Темы индивидуальных маршрутов детей
Имя ребёнка Предлагаемые проблемы Тема мини - проекта
Гриша Д.
Кира К.
Даша З.
Развитие устойчивого интереса к художественной литературе;
Расширить и активизиро–вать словарный запас детей,
воспитывать бережное отношение к книге, обогащать жизненный опыт детей новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
Экскурсия
в библиотеку
София А.
Лена Ш.
Артём П.
Ирина Б. Уточнять и закреплять знание детей об особенностях героев сказок, об их поступках и образе жизни, развить умения использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности, развить мелкую моторику руки. Воспитывать интерес к познанию нового и отражению полученных знаний в изодеятельности.
«Мой любимый сказочный герой»
Злата Х.
Мирон Щ.
Вера К.
Лера Л. Расширить представления детей о сказке, как о произведении искусства,
Развивать логическое мышление, внимание, воображение, память.
«Угадай сказку»
Коля В.
Даша Г.
Лиза С.
Ярослав Ф. Развивать познавательную активность, творческие, конструктивные способности, систематизи–ровать знания о сказке, как об устном народном творчестве, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
«В гостях у сказки»
Максим С.
Маша Г.
Петя М.
Василиса Ж. Систематизировать представления детей о героях русской народной сказки, их поступках, воспитать интеллектуально развитую личность, владеющую нормами культуры речевого общения.
«Кот, петух и лиса».
Последовательность работы с детьми в рамках реализации проекта
Мини – проект
Гриша Д., Кира К., Даша З.
Тема: «Экскурсия в библиотеку»
Проблема: Развивать устойчивый интерес к художественной литературе;
Расширить и активизировать словарный запас детей, воспитывать бережное отношение к книге, обогащать жизненный опыт детей новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
План индивидуального маршрута ребёнка
Срок Деятельность ребёнка Формы реализации проекта
с 14.08.23 г. –18. 08.23 г. Экскурсия в библиотеку. Принятие участия в викторине «Путешествие в сказку». Презентация проекта. Совместная деятельность взрослого и детей.
Мини – проект
София А., Лена Ш., Артём П., Ирина Б.
Тема: «Мой любимый сказочный герой»
Проблема: Уточнять и закреплять знание детей об особенностях героев сказок, об их поступках и образе жизни, развить умения использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности, развить мелкую моторику руки. Воспитывать интерес к познанию нового и отражению полученных знаний в изодеятельности.
План индивидуального маршрута ребёнка
Срок Деятельность ребёнка Формы реализации проекта
с 14.08.23 г. –18. 08.23 г.
Участие в выставки рисунков на тему: «Мой любимый сказочный герой» и в итоговом мероприятии на тему: «Путешествие в сказку». Презентация проекта. Совместная деятельность взрослого и детей
Мини – проект
Злата Х., Мирон Щ., Вера К., Лера Л.
Тема: «Угадай сказку»
Проблема: Расширить представления детей о сказке, как о произведении искусства, развивать логическое мышление, внимание, воображение, память.
План индивидуального маршрута ребёнка
Срок Деятельность ребёнка Формы реализации проекта
с 14.08.23 г. –18. 08.23 г.
Оформление дидактической игры «Угадай сказку», участие в итоговом мероприятии на тему: «Путешествие в сказку». Презентация проекта. Совместная деятельность взрослого и детей
Мини – проект
Коля В., Даша Г., Лиза С., Ярослав Ф.
Тема: «В гостях у сказки»
Проблема: Развивать познавательную активность, творческие, конструктивные способности, систематизировать знания о сказке, как об устном народном творчестве, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
План индивидуального маршрута ребёнка
Срок Деятельность ребёнка Формы реализации проекта
с 14.08.23 г. –18. 08.23 г.
Выставка поделок на тему:
«В гостях у сказки»,
принятие участия в итоговом мероприятии на тему: «Путешествие в сказку». Презентация проекта. Совместная деятельность взрослого и детей
Мини – проект
Максим С., Маша Г., Петя М., Василиса Ж.
Тема: «Кот, петух и лиса».
Проблема: Систематизировать представления детей о героях русской народной сказки, их поступках, воспитать интеллектуально развитую личность, владеющую нормами культуры речевого общения.
План индивидуального маршрута ребёнка
Срок Деятельность ребёнка Формы реализации проекта
с 14.08.23 г. –18. 08.23 г.
Участие в драматизации сказки «Кот, петух, и лиса», в итоговом мероприятии на тему: «Путешествие в сказку». Презентация проекта. Совместная деятельность взрослого и детей