Банникова Елена Владимировна
Познавательно-творческий проект «Занимательная геометрия»
▼ Скачать + Заказать документы
Б. Паскаль:
Предмет математики настолько серьёзен, что надо
не упускать случая, сделать его занимательным
Проблема:
-поверхностный уровень знаний детей об объемных геометрических формах;
-как систематизировать, обогатить и углубить знания об геометрических формах?
-как заинтересовать ребенка – дошкольника узнавать, различать и характеризовать геометрические фигуры.
Актуальность проекта :
Публикация «Познавательно-творческий проект „Занимательная геометрия“» размещена в разделах
Тема проекта была выбрана не случайно. Наступил новый учебный год, перешли дети в старшую группу. Во время прогулок, занятий, режимных моментов, мы стали замечать, что многие дети, затрудняются назвать геометрические фигуры, не могут сказать, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет.
Даже при играх со счетными палочками, дети, легко составлявшие различные фигуры, стали затрудняться при их названии. Так возникла проблема. Было принято решение помочь детям. Дети все вместе самым интересным образом получат ответы на вопросы, а также расширят и закрепят уже ранее полученные знания о таком увлекательном и разнообразном мире – мире геометрических фигур.
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.
Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Новизна проекта :
Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада разнообразных дидактических, интерактивных, подвижных игр, математических сказок, направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.
Цель проекта :
Закрепить знания о геометрических фигурах; развивать геометрическую зоркость; создать условия для развития познавательных, творческих способностей детей в процессе разработки проекта.
Задачи проекта :
1. Совершенствование знаний детей о геометрических фигурах, формирование проектно-исследовательских умений;
2. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы;
3. Развивать умение различать модели близких по форме фигур; развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.
4. Воспитание дружеских, партнерских взаимоотношений между детьми и взрослыми.
5. Обогащение и активизация словаря математическими терминами.
Тип проекта : познавательно-творческий
Возраст детей: старшая группа
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы «Казачата»
Руководители проекта : Корниенко И. Г., Банникова Е. В.
Предмет проекта : изучение геометрии в игровой форме.
Срок реализации: долгосрочный
Методы и приемы работы с детьми:
-наглядные (показ иллюстраций, демонстрация действий, наблюдения);
-словесные (разъясняющие объяснения, указания, пояснение, вопросы к детям, словесная оценка результатов в процессе текущего и итогового контроля, анализ и выводы на перспективу)
-практические, игровые (упражнения, опыты, дидактические игры, моделирование)
-интерактивные (работа в группах, технология «микрофон», «мозговой штурм», виды приветствий).
Межпредметные связи:
-познавательное развитие
-эмоциональная сфера
-социализация
-развитие психических процессов
-развитие творческих способностей.
Этапы деятельности над проектом «Занимательная геометрия».
I этап. Подготовительный. Разработка проекта :
1 Подбор методической литературы.
2 Подбор материалов для реализации плана проекта : иллюстрации, атрибуты для игровой и продуктивной деятельности и др.
3 Разработка перспективного плана мероприятий по проекту.
II этап. Основной. Выполнение плана проекта.
III этап. Заключительный.
выставка детского творчества, «Мир геометрических фигур, Занимательная Геометрия».
Ожидаемые результаты проекта :
Для детей:
Повышение уровня знаний о геометрических фигурах, умение отличать геометрические фигуры.
Формировать умение классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме.
Формировать умения соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный:
Определение цели и задач проекта.
Изучение литературы по теме.
Подбор методической литературы.
Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.
2 этап – основной исследовательский:
Работа с детьми:
Беседа: «Мир геометрических фигур» с применениями ИКТ технологий.
Д. и. «Собери по образцу», «Геометрическое лото», «Сделай геометрические фигуры», «Танграм», «Колумбово яйцо».
Игра «Угадай геометрическую фигуру» (загадки). с применениями ИКТ технологий.
Игры со счетными палочками
Сюжетные игры: «Строители».
Просмотр «Сказка о геометрических фигурах» с применениями ИКТ технологий.
Рисование предметов из геометрических фигур с применением ИКТ технологий.
НОД Аппликация «Рыбки в аквариуме»
НОД Конструирование «Дом, в котором мы живём» с использованием деревянного строительного конструктора.
НОД Тема: «Волшебное путешествие в страну математики».
Интерактивная игра «Геометрические фигуры» с применениями ИКТ технологий.
Коллективная работа коллаж «Город геометрических фигур»
Выставка детского творчества, «Мир геометрических фигур, Занимательная Геометрия».
3 этап – заключительный:
Продукт проектной деятельности :
Выступление на педагогическом совете с результатами работы по теме проекта презентация «Занимательная Геометрия»
Что дети знали до проекта Что узнали в результате реализации проекта План на будущее
Есть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, овал
С помощью геометрических фигур строить не сложные постройки: домик, кораблик.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку закрепили представления о числах, фигурах.
Познакомились с новыми геометрическими фигурами : ромб, трапеция
задачи-шутки помогли запомнить геометрические фигуры,
научились находить геометрические фигуры в своём окружении
научились раскладывать фигуры по качественным признакам – цвет, форма, величина.
Создание книжек - малышек с загадками и сказками, оформление его детскими рисунками.
День рождение королевы Геометрии.
Интерактивные игры
Достигнутые результаты:
Проект позволил детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети стали использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
Данный проект позволил сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.
Развивающие игры геометрической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Использование современной технологий помогло осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
Вывод: Дети научились сопоставлять формы предметов с геометрическими образами, находить их в окружающей обстановке.