Маргарита Казакова
Познавательно-творческий проект «Времена года» с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, белый снег, желтые листья на деревьях, бегущие ручейки. Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха, позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Времена года» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Времена года“ с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Проблема:
Как познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, и снег, страх и радость. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. В правильном осознании мира природы им могут помочь только компетентные взрослые.
Гипотеза:
Если в работе с детьми использовать различные виды педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с изменениями в живой и неживой природы, создавать специальные условия для этого, работать в определенной системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать:
• накоплению у детей представлений о временах года
• формированию интереса к природе и бережного отношения к ней
• развитию речи у детей, активации словаря
• развитию у них умения рассуждать, наблюдать
• формированию у детей интереса к экспериментальной деятельности
• а самое главное – формированию индивидуального эмоционального отношения к миру природы каждого ребенка
Тип проекта: долгосрочный, познавательно-творческий, групповой,.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы №2, родители.
Сроки реализации проекта: 08.10.18-31.08.19
Цель проекта: воспитать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
1. Расширять представления о временах года через познавательно-исследовательскую деятельность. Расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе.
2. Развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты времён года в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.
3. Активизировать словарь по данной теме.
4. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к видам спорта в разные времена года, к активному здоровому образу жизни. Формировать умение одеваться по сезону на улицу.
5. Обучать правилам безопасного поведения на улице по временам года.
6. Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о временах года, выразительному чтению наизусть стихов о природе.
7. Способствовать сотрудничеству между педагогами, детьми и родителями в процессе практической деятельности.
8. Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах, деревьях, животных, умение замечать красоту природы
Этапы реализации проекта:
1 этап организационный
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
• Подбор и анализ методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей, слайдов, презентаций, видео роликах о временах года, информации через интернет, познавательной информации, материала теме, настольно – печатных, дидактических, подвижных игр.
• Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
• Определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей.
• Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
• Подготовка материала в центрах активности в групповой.
2 этап основной (реализация проекта)
На данном этапе необходимо обеспечить включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков. В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.
• Проведение цикла занятий, экскурсий.
• Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Перспективный план
Осенний период
Месяц Октябрь –ноябрь
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью
1. Беседа с детьми на тему “Как природа рисует красками”, рассматривание иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана
2. Чтение художественной литературы: стихов, загадок, примет, заучивание стихотворений: “Осень” К. Д. Бальмонта, “Скучная картина” А. Н. Плещеева, “Листопад” И. А. Бунина, “Листопадничек” И. Соколова-Микитова, “Лес осенью” А. Твардовского.
Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такой листик, лети ко мне”.
3. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.
4. Рассматривание гербария.
Дидактические игры: “С какого дерева листок”, “Не ошибись”, “К дереву беги”.
5. Художественное творчество: “Осень золотая», «Волшебные краски осени”,
“Ветка рябины”.
6. Свободное творчество: рисование по замыслу по теме «Осень», лепка «Что нам осень подарила», аппликация «Витамины на нашем столе».
7. Музыкальное развлечение “Праздник осени”.
8. Презентация «Осень – чудесная пора»
9. Детская выставка «Разноцветная осень»
10. Экскурсия в осенний парк, музей
11. Исследовательская деятельность:
Проведение опытов и экспериментов с листьями, почвой, водой
Беседы-рассуждения: «Почему листья пожелтели?», «Куда исчезли насекомые?»
Дидактические игры: «С какой ветки детка?», «От зернышка до булочки»
12. Физическая культура:
Подвижные игры: «Кто где живёт?», «Делай наоборот», «Перебежки», «Бездомный заяц»
13. Взаимодействие с семьей:
Информация в приемной:
1. Оформление папок-передвижек для родителей по теме: «Витаминный календарь, осень», «Что такое осень?», «Одежда детей в осенний период»
2. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
3. Конкурс «Причуды осени» (выполнение поделок из природного материала)
Зимний период
Месяц Декабрь–февраль
Цель: Учить наблюдать за изменениями в погоде зимой, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения
1. Экскурсия по зимнему участку.
2. Рассматривание репродукций картин по теме “Зима”: Коэна “Русская зима”, И. Шишкина “Сосна”, И. Грабаря “Февральская лазурь”.
3. Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае», «Деревья зимой», «Первая помощь при обморожении».
Беседы-рассуждения: «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Одевайся по погоде, а не по моде».
4. Дидактические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы».
5. Прослушивание аудиозаписи. П. Чайковский “Декабрь – Святки” “Времена года”. В. Шаинский “Снежинки”, А. Внукова “Если снег идет”, просмотр мультфильмов
7. Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.
8. Чтение художественной литературы
Н. Носов «На горке». «Зимовье зверей», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка», «Снежная королева»,
9. Исследовательская деятельность:
Проведение опытов и экспериментов со снегом, льдом
Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме готовятся», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит», «Снежное одеяло для земли».
Дидактические игры: «Где чей хвост», «Где чей домик», «К названному дереву беги», «С какой ветки детки».
10. Художественное творчество “Волшебница-зима”.
– “Мои волшебные снежинки», «Первый снег”, “Зима в городе”.
11. Физическая культура
Подвижные игры: «Два мороза», «Бездомный заяц», «Снежки».
«Золотые ворота», «Метелица», «Кто быстрее украсит елочку».
12. Свободное творчество*
Изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима», лепка зимнего леса и его обитателей, разучивание песен «Что нам нравится зимой».
13. Новогодний утренник «Новогодние приключения»
14. Презентация «Идёт волшебница зима»
15. Взаимодействие с семьей:
1. Оформление папок-передвижек для родителей по теме: «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»; «Зима»; «Зимние подвижные игры». «Что мы делаем зимой»
2. Участие в конкурсе «Мастерская Деда Мороза». 3. Постройка родителями снежных фигур на участке
4. Изготовление кормушек для птиц, кормление птиц
Весенний период
Месяц Март–май
Цель: Закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
1. Дидактическая игра “Времена года”.
2. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов Ф. Тютчев “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенин “Черемуха”, А. Майков “В мае”.
3. Чтение художественной литературы: В. Бианки Три весны» Г. Скребицкий «Март» Ф. Тютчев “Зима недаром злится”. «История про Снеговика» Г. Ладонщиков «Помощники весны И. Соколов-Микитов Ранней весной» М. Пришвин «Весна в лесу» «Какого цвета весна?» Н. Сладков «Медведь и солнце» В. Стюарт «Подснежник» И. Лопухина «Помощница»
4. Рассматривание фотографий, открыток о весне.
5. Беседы на тему “Весна”, «Перелётные птицы», «Насекомые».
6. Прослушивание русской народной песни “Кулик – весна”, Н. Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”.
7. Художественное творчество: “Ветка с первыми листочками”, “Весенний букет”, “Березы весной”, “Цветущий сад”.
8. Свободное творчество: рисование по замыслу по теме «Весна», лепка «Перелётные птицы», аппликация «Верба».
9. Исследовательская деятельность:
Проведение опытов и экспериментов с семенами, почвой, водой, посадка огорода на окне.
Беседы-рассуждения: «Где будут первые проталины?», «Из чего птицы строят гнёзда?»
Дидактические игры: «Вершки – корешки», «Хорошо – плохо»
10. Физическая культура
Подвижные игры: «Чьё звено быстрее соберётся?», «Ловушки парами», «Меткий стрелок»
11. Развлечение: «Встреча весны»
12. Презентация «Весна красна»
13. Взаимодействие с семьей:
Оформление папок-передвижек для родителей по теме: «Витаминный календарь. Весна», «Правила поведения у водоёмов во время ледохода», «Времена года. Весна»
1. Развлечение «Весенние хлопоты».
2. Подготовка клумб и огорода для посадки.
Летний период
Месяц Июнь–август
Цель: Учить наблюдать за изменениями в погоде, закрепить с детьми основные приметы времени года лето.
1. Игра “Когда это бывает”.
2. Разучивание песен о лете.
3. Беседа “Как я отдыхал летом”, «Лето, лето ты какого цвета?»
4. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.
5. Художественное творчество “Летнее настроение”, “Летом в лесу”, “Любимые цветы”, «Моя семья»
6. Свободное творчество: рисование по замыслу по теме «Лето», лепка «Грибы, ягоды», аппликация «Красивые цветы».
7. Слушание музыки: А. Вивальди “Времена года”, С. Прокофьев “Полет шмеля”,
Г. Свиридов “Дождик”, просмотр мультфильмов
8. Лето в народном календаре.
9. Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Четыре желания», А. Плещеев «Старик», Е. Благинина «Одуванчик», З. Александрова «Сарафанчик», В. А. Жуковский «Летний вечер»
10. Дидактические игры: “Отвечай быстро”, “Укрась слово”, “Кузовок”, “Испорченный телефон”, «Послушай, запомни, назови»
11. Физическая культура:
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Ручеёк», «Удочка», «Солнышко и дождик»
12. Исследовательская деятельность
Проведение опытов и экспериментов с почвой, водой, воздухом
Беседы рассуждения: «Путешествие капельки», «Куда исчезла вода?», «Радуга – дуга»
Дидактические игры: «Где лучше расти?», «Садовник», «Летает – не летает»
13. Развлечение “Праздник мыльных пузырей”, спортивный досуг «Ромашка»
14. Презентация для детей «Лето – это маленькая жизнь».
15. Взаимодействие с семьей:
1. Оформление папок-передвижек для родителей по теме: «Отдых с ребёнком летом», «Осторожно тепловой и солнечный удар», «Если ребёнка ужалила пчела», «Питание ребёнка летом»
2. Итоговое мероприятие: интеллектуальная игра КВН «Круглый год».
3 этап заключительный
Итоговое мероприятие: интеллектуальная игра КВН «Круглый год».
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.
Предполагаемый результат.
1. Пробуждение в детях интереса к изменениям в природе в разные времена года
2. Повышение интереса большего количества родителей воспитанников
к сотрудничеству и взаимодействию.
3. Расширение и систематизирование знаний о природе родного края;
4. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
5. Ознакомление с правилами безопасного поведения на природе
7. Оформление выставок детского творчества «Времена года»
8. Интеллектуальная игра КВН «Круглый год».
Вывод: в ходе реализации проекта занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Этот проект позволит дать каждому ребенку посильную работу по интересам, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Использование различных видов педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с окружающим и изменениями в живой и неживой природы, создание специальных условий для этого, работа в определенной системе с родителями по проблеме, способствует:
• формированию и накоплению у детей конкретных представлений к временам года, о изменениях в живой и неживой природы;
• самостоятельному действию в повседневной жизни (различных видах детской деятельности, принимать живое заинтересованное участие в исследовательской деятельности, самостоятельно задавать вопросы, ставить задачи и решать ее посредством эксперимента;
• развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру природы у каждого ребёнка.