наталья лалетина
Познавательно-творческий проект «Времена года» на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Времена года».
Тип проекта: познавательно-творческий.
Задачи проекта:
познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
Публикация «Познавательно-творческий проект „Времена года“ на учебный год» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, кляксография, цветной и черно-белый граттаж, скатывание бумаги и др. ;
формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Результаты детской продуктивной деятельности, планируемые в ходе реализации проекта: тематические выставки детских работ: «Осень золотая», «Волшебница-зима», «Портрет весны», «Ах! Лето»;
экспозиция детских работ на тему «Волшебные пальчики»;
изготовление альбома с детскими рисунками «Времена года»;
презентация выставки детских рисунков «Шедевры живописи глазами детей».
Последовательность разворачивания проекта
Октябрь–ноябрь
1-й блок. Вводная беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками», рассматривание иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, И. Грабаря, К. Коровина, П. Трубецкого.
Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.
2-й блок. Экскурсия в осенний лес.
Цель: познакомить с разнообразием осенних красок леса. Побуждать в детях способность наслаждаться изяществом и многообразием форм, красок, звуков окружающей их природы.
3-й блок. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: «Осень» К. Д. Бальмонта, «Скучная картина» А. Н. Плещеева, «Листопад» И. А. Бунина, «Листопадничек» И. Соколова-Микитова, «Лес осенью» А. Твардовского.
Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Сложи картинку», «Такой листик, лети ко мне».
Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.
4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». П. Чайковский: «Осенняя песня», «Октябрь».
5-й блок. Рассматривание гербария.
Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.
Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Не ошибись», «К дереву беги».
6-й блок. Занятия по изобразительному искусству по теме «Осень золотая».
– «Волшебные краски осени». Цель: познакомить с техникой печатания листьями.
– «Грибочки в лукошке», «Дары осени». Цель: печать сырой картошкой.
– «Я шагаю по ковру из осенних листьев». Цель: знакомить детей с техникой «монотипия».
– «Портрет осени». Цель: продолжать знакомить с техникой «цветной граттаж».
– «Ветка рябины». Цель: познакомить детей с новой техникой печатания косметическими ватными палочками.
7-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник осени».
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьей:
Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
Помощь в организации и проведении экскурсии в тундру.
Декабрь–февраль
1-й блок. Посещение выставки в картинной галерее города.
Цель: познакомить детей с картинами местных художников. Воспитывать любовь к природе родного края.
2-й блок. Экскурсия в зимний сквер.
Цель: научить детей видеть красоту и мощь природы. Обратить внимание на тихую грусть «засыпания» природы с наступлением зимы.
3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание зимних пейзажей. Выставки-загадки.
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
Игра «Времена года», «Узнай по описанию»
Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ-загадка о разных предметах и явлениях природы.
4-й блок. Рассматривание репродукций картин по теме «Зима»: К. Юона «Русская зима», И. Шишкина «Сосна», И. Грабаря «Февральская лазурь».
Цель: обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства.
5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П. Чайковский «Декабрь – Святки» «Времена года», В. Шаинский «Снежинки», А. Внукова «Если снег идет».
Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.
Цель: учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
6-й блок. Заучивание стихотворений: И. Суриков «Зима», А. Федоров «Мороз»,
Л. Толстой «Декабрь».
7-й блок. Занятия по изобразительному искусству по теме «Волшебница-зима».
– «Мои волшебные снежинки». Цель: упражнять в рисовании (свеча и акварель).
– «Первый снег», «Зима в городе». Цель: закрепить умение рисовать пальчиками, оттиск печатками.
– «Мое любимое дерево зимой», «Птички на ветке». Цель: закрепить навыки рисования гуашью, сочетать в работе скатывание бумаги, комканье и рисование.
– «Зимняя сказка», «Я в волшебном лесу». Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.
Взаимодействие с семьей:
Привлечь родителей к оформлению изостудии (изготовление картин из тестопластики).
Разучивание стихов с детьми о зиме.
Март–май
1-й блок. Дидактическая игра «Времена года».
Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
2-й блок. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов
Ф. Тютчев «Весна», «Весенние воды», С. Есенин «Черемуха», А. Майков «В мае».
Цель: развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.
3-й блок. Рассматривание фотографий, открыток о весне.
Цель: показать детям, как фотографы передавали неповторимость, очарование этого времени года.
4-й блок. Беседа на тему «Весна».
Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.
5-й блок. Прослушивание русской народной песни «Кулик – весна», Н. Любарский «Дождик», П. Чайковский «Времена года», В. Моцарт «Весенняя».
6-й блок. Оформить альбом с иллюстрациями, детскими работами, фотографиями, песнями, стихами, народными приметами на тему «Времена года».
7-й блок. Занятия по изобразительному искусству «Ветка с первыми листочками», «Весенний букет», «Березы весной», «Цветущий сад», «Грачи прилетели».
Цель: совершенствовать умения и навыки в изобразительных техниках, развивать чувство композиции. Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образ.
Взаимодействие с семьей:
Привлечь родителей к оформлению альбома «Времена года».
Изготовление информационного стенда для родителей.
Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.
Июнь–август
1-й блок. Игра «Когда это бывает».
Цель: закрепить основные приметы времен года.
Разучивание песен о лете.
2-й блок. Экскурсия в лес.
Цель: учить наблюдать за изменениями в погоде, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения.
3-й блок. Беседа «Как я отдыхал летом».
Цель: побуждать детей к составлению рассказа о своем отдыхе; учить отбирать нужные приметы лета, характерные для местности проживания (с частыми дождями, солнце светит круглые сутки).
4-й блок. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.
Цель: развивать художественный вкус, воображение.
5-й блок. Занятия по изобразительному искусству «Летнее настроение», «Летом в лесу», «Любимые цветы жарки».
Цель: познакомить с новой техникой рисования мыльными пузырями, кляксографией.
Слушание музыки: А. Вивальди «Времена года», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля», С. Прокофьев «Полет шмеля», Г. Свиридов «Дождик».
6-й блок. Лето в народном календаре.
Цель: знакомить детей с народными приметами.
Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Укрась слово», «Кузовок», «Испорченный телефон».
7-й блок. Развлечение «Круглый год».
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьей:
Посещение краеведческого музея.
Изготовление атрибутов, костюмов к развлечению «Круглый год».