Екатерина Новожилова
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Самовар-батюшка»
▼ Скачать + Заказать документы
- Тип проекта : Краткосрочный, открытый, познавательно-игровой.
- Интеграция образовательных областей: Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.
- Участники проекта : Дети и воспитатель старшей группы, родители.
- Длительность проекта : 2 недели.
- Цель: Расширить представления детей о самоваре как о предмете народного быта.
- Задачи:
Публикация «Познавательно-творческий проект в старшей группе „Самовар-батюшка“» размещена в разделах
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Самовар
- Старшая группа
- Темочки
- Способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете народного быта через различные виды деятельности, показать его уникальность как символа русского гостеприимства; познакомить детей с народной традицией – чаепитием, обогатить словарь детей новыми словами (самовар, традиция, чаепитие, выпечка и др.);
- Развивать интерес к предметам старины, русским традициям, творческие способности, эстетические и нравственные чувства;
- Воспитывать любовь к близким, уважение к старшим и традициям народа, желание быть гостеприимным.
- Актуальность: Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще – область прошлого. Но, как ни странно, они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.
- Проблема: Дети старшей группы ничего не знают об истории появления самовара, где впервые начали производить, о значении его в жизни русского народа и в том, что самовары бывают разной формы и размера.
- Значение и актуальность: Я считаю, что данная тема является актуальной потому, что современный человек не помнит традиции своего народа. Человек, не знающий своей культуры, не может ничего оставить своим потомкам. Очень важно в этом юном возрасте, когда всё познается с большим интересом и любопытством, приобщать детей к культуре своего народа, поскольку это воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живем, что очень актуально в настоящее время.
- Ожидаемый результат: У детей появился интерес к русским традициям, самовару, узнали, что такое самовар, кухонная утварь, познакомились с традициями чаепития.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
Рассматривание самовара, его устройства. Постановка волнующих вопросов. Сбор информации: история возникновения, создание, принцип работы. Наполнение читательского уголка книгами о самоварах и с «участием» самоваров. Знакомство с устройством старинного самовара. Рассмотрение иллюстрированных альбомов и репродукций картин с самоваром. Знакомство с традициями русского чаепития.
2. Познавательно - творческий этап :
- Беседы: «С чем мы любим пить чай», «Самовар – символ достатка и семейного благополучия, «Знакомство с русским самоваром»;
- Чтение сказок К. И. Чуковского «Федорино горе», «Муха Цокотуха», Даниил Хармс «Иван Иваныч самовар», «Самовар и кофейник», М. А Горький «Жил был самовар», заучивание закличек, потешек и стихотворений; просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха»; знакомство с пословицами и поговорками по теме проекта «Самовар – батюшка»;
- Рассматривание картин: К. Коровин «За чайным столом», К. Маковский «За чаем», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»;
- Прослушивание песен «Наш красавец – самовар», «Барыня самовар», «Тульское чаепитие»;
- Рисование «Самовар»;
- Стенгазета (коллективная работа) «Мы за чаем не скучаем»;
- Организация экскурсии «Русская изба;
- Аппликация «Весёлое чаепитие» (обрывная аппликация);
- Сюжетно ролевые игры: «Чаепитие», «День рождение»;
- Лепка: «Приглашаем к чаю»;
- Дидактические игры: «Кухонная утварь», «Накроем на стол», «Собери самовар»,
- Настольный кукольный театр «Муха-Цокотуха».
- Просмотр презентации «Необыкновенная история о чудо-самоварах и русской самоварной традиции»; просмотр мультфильмов «Тигрёнок из чайника», «Пых, пых, самовар»;
- Подвижные игры «Чашки, ложки, самовары», «Мы на кухне убирали», «Самовар».
3. Заключительный этап:
- Создание альбома «Русский самовар»;
- Папка-передвижка «Мы расскажем вам о чае»;
- Консультация для родителей «Роль русской традиционной культуры в детском воспитании»;
- Совместное с родителями развлечение «Самовар кипит, уходить не велит».