Елена Авдеева
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Крошечка-матрешечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательно-творческий.
Сроки проведения: средней продолжительности (1 ноября – 1 декабря)
Участники проекта: дети, родители, педагог старшей группы, муз. руководитель.
Актуальность:Народные традиции играют важнейшую роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Важное место в комплексе народного воспитания отведено народной игрушке, которая несет особую функцию в развитии и воспитании ребенка. Помимо познавательной, развлекательной и эстетической функции народная игрушка это средство социализации ребенка, его связь со взрослыми, с миром. В наши дни ясно видно, что некоторые средства массовой информации занимают откровенно враждебную позицию по отношению к русской культурной традиции, русскому человеку, русскому языку. Воспитывать детей на традициях отечественной культуры необходимо уже потому, что они в большинстве своём – русские. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Если человек не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.
Публикация «Познавательно-творческий проект в старшей группе „Крошечка-матрешечка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Цель проекта: систематизация знаний детей о русской игрушке - матрешке.
Задачи проекта:
•знакомить детей с народной игрушкой-матрешкой: изучить историю русской матрешки, проследить проявление матрешки на Руси, узнать виды матрешек и процесс их создания;
•формировать возможность использовать этот образ в разных видах детской деятельности (в подвижных, музыкальных играх, изобразительном творчестве по мотивам народной игрушки);
•развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера;
•воспитывать любовь к народному искусству;
•обратить внимание родителей на значение игрушки-матрешки в развитии детей;
•Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Интеграция:
«Познание» - привлечь внимание детей к образу матрешки, воспитывать любовь и уважение к русской культуре и народной игрушке.
«Коммуникация» - развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
«Художественное творчество» - побуждать детей передавать образ матрешки в рисунке созвучно музыкальному образу.
«Чтение художественной литературы» - вызвать желание с помощью художественного слова передавать образ матрешки. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Ожидаемые результаты проекта:
•формирование эстетически осмысленного отношения к народной игрушке;
•развитие интереса к образу матрешки в музыкальном, художественном и изобразительном искусстве.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
- определение цели и задач проекта;
- обсуждение проблемной ситуации (родители, педагоги);
- составление плана основного этапа проектирования;
- изучение сайтов с образцами, видами, росписью матрешек.
Основной этап:
- беседы с детьми о русской народной игрушке – матрешке (история создания русской игрушки);
- знакомство с видами, росписью матрешек;
- знакомство с портретами создателей русской игрушки;
- разучивание стихов, частушек, песенок о матрешке;
- разучивание танца к празднику «Русские матрешечки»;
- оповещение родителей об организации выставки «Матрешка в ярком сарафане»;
- проведение консультации, индивидуальных бесед по подготовке выставки;
- оформление выставки «Матрешка в ярком сарафане»;
- показ танца «Русские матрешечки» на празднике.
Заключительный этап:
- оформление музыкального зала к празднику;
- выступление детей на празднике «Ты у меня одна»»;
- совместная деятельность с детьми;
- вручение родителям грамот за участие в конкурсе;
- оформление портфолио проекта.
Реализация проекта:
1 этап: подготовительный (I неделя). Разработка плана проектной деятельности на тему: «Крошечка-матрешечка». Подбор художественной литературы, произведений искусства, музыкальных произведений по данной теме. Приготовление материалов и оборудования для творческой деятельности детей и родителей (ТСО, портреты создателей игрушки, силуэты матрешек, наборы для рисования).
2 этап: основной (II-IV неделя).
Мероприятие:Совместная деятельность: беседа с детьми о русской народной игрушке-матрешке.
ЗадачиПознакомить детей с историей создания матрешки, видами, росписью матрешек.
ОтветственныйМуз. рук., дети
Мероприятие:Совместная деятельность: разучивание стихов, загадок, песенок о матрешке.
Задачи: Формировать положительный настрой, желание выразительно и эмоционально читать стихи, песенки.
Ответственный: Педагог, дети.
Мероприятие:Совместная деятельность: знакомство с портретами создателей русской матрешки.
ЗадачиВызвать интерес к истории появления матрешки.
Ответственный Муз. рук., педагог, дети
МероприятиеСовместная деятельность:
Слушание музыкальных произведений: «Русская матрешка»,Ю. Вережникова; «Матрешки»,З. Левиной, «Матрешки», Разучивание пени «Матрешки», муз. и сл.
Задачи Вызвать эмоциональный отклик на песни. Формировать умение детей эмоционально, выразительно исполнять песню.
ОтветственныйМуз. рук. ,дети
МероприятиеРазучивание танца к празднику «Русские матрешечки», Ю. Орловой.
ЗадачиРазвивать музыкально-ритмические способности девочек при разучивании танца.
ОтветственныйМуз. рук.
МероприятиеСовместная деятельность:
проведение консультаций для родителей: «История возникновения русской народной игрушки», «Влияние народной игрушки на всестороннее развитие ребенка».
ЗадачиПознакомить родителей с мнением известных педагогов, психологов о влиянии народной культуры на развитие детей.
Ответственныймуз. рук.
МероприятиеСовместная работа:индивидуальные беседы с родителями по подготовке вставки: «Матрешка в ярком сарафане».
ЗадачиПредоставить возможность большему количеству родителей принять участие в подготовке к празднику.
Ответственныймуз. рук., родители, педагог
3 этап: заключительный (28 ноября – 1 декабря).
МероприятиеСовместная деятельность. Оформление музыкального зала к празднику.
Совместная деятельность. Оформление выставки «Матрешка в ярком сарафане»
Проведение праздника: «Ты у меня одна».Выступление девочек с танцем «Русские матрешечки»
Оформление портфолио проекта «Крошечка - матрешечка».
Итог:Можно сказать, что русская народная игрушка является одним из наиболее значимых средств эстетического развития детей дошкольного возраста. Если проводить работу систематически, последовательно, включая ее во все виды деятельности детей, то и ребенку образ русской игрушки станет близким и понятным.
Мы постоянно отмечаем, что совместная деятельность сближает педагогов, детей и родителей. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, конечно, сами дети.
Подводя итог моей работы можно сделать вывод, что необходимо продолжать начатую работу, искать новые пути сотрудничества с родителями.